Коррекционная программа по развитию памяти, внимания, мышления для детей с ОВЗ во внеурочное время
методическая разработка на тему

Чернова Татьяна Вениаминовна

Коррекционно - развивающая работа по развитию памяти, внимания детей с ОВЗ, направленная на адаптацию к социуму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Коррекционная программа для обучающихся 6 вида разработана  на 18 занятий для 3-5классов продолжительностью 30 минут.  Коррекционная работа  проводится во второй половине дня. Коллектив разработчиков программы использовали материалы, консультации педагога-психолога, логопеда, свой личный опыт.

        Программа учитывает психологические, медицинские показания обучающихся 3-5 классов с диагнозами:

- ЗПР  с педагогической и  микросоциальной запущенностью (2 человека);

- ЗПР с органическим инфантилизмом (2 человека);

- ДЦП, с легкой умственной отсталостью (1 человек).

        Все дети прошли  медико-  психолого - педагогическую комиссию и имеют заключение Республиканской комиссии. Кроме того, данная категория детей  была обследована школьными врачами: ортопедом, психиатром, неврологом.

        При разработке программы мы учли, какие нарушения имеются у детей и какую коррекционно-развивающую работу с ними нужно провести.  Следовательно, целью данной программы является сопровождение ребенка с ОВЗ и адаптация к социуму. Исходя из вышеизложенного, авторами были определены следующие задачи коррекции психолого-педагогического развития детей с ограниченными возможностями здоровья:

1.Развитие волевых процессов: саморегуляции, повышения работоспособности;

2.Развитие произвольного внимания, увеличение объема внимания;

3.Развитие мелкой моторики, улучшение координации движений;

4.Развитие памяти (зрительной, слуховой, опосредованной)

5.Развитие логического мышления, интеллекта, развитие наглядно-образного мышления;

6. Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение.

7.Развитие умения различать и контролировать эмоции;

8.Регуляция самооценки.

        Занятие с детьми состоит из нескольких частей:

- вводный этап проводится ритуал приветствия, создающий позитивную обстановку, настрой на общений; включает коммуникативные игры и игры на эмоциональный настрой.

Коммуникативные игры («Волшебные руки», «Добрые эльфы», «Волшебный стул», «Скульптор и глина», «Назови ласково по имени», «Море волнуется», «Рисунок на спине»), которые направлены на умение ребенка общаться в коллективе или микрогруппе, паре,  умение уступать, оказывать внимание, помогать другим, работать сообща.

Игры на эмоциональный настрой («Кто себя нежно погладит», «Задания на выражение эмоций», «Выражение гнева, обиды, страха, злости», задание на переключение эмоций «Улыбнись другу», «Рассердись», «Перевоплощение»). Цель данного этапа – стимулировать гуманные чувства у ребенка к самому себе, положительное подкрепление самого себя, стимулирование мышечной радости и телесного контакта с собственным телом.

- основная часть занятия состоит из игр, направленных на развитие внимания, памяти, логического мышления, интеллекта, на развитие  наглядно-образного мышления («Топ-хлоп», «Фотоаппараты», «Что изменилось», «Игра в слова», «Повтори движения за мной», «Проведи игру, которую ты запомнил» и коррекционных технологий, направленных на формирование исследовательских способностей, умение видеть проблему, развитие мелкой моторики, развитие локомоторных функций  («Растение-животное», «Колечко», «Живое-неживое», расставь события по порядку, «Барабаны», «Кто ловкий?», сборка пазлов, тесты «Круги», «Структура интеллекта», составь рассказ по картинкам).

Основная часть завершается релаксацией с использование музыки, дыхательной гимнастики, самомассажа, цветовой терапии, аромотерапии.

- заключительная часть занятия предполагает обратную связь и ритуал прощания. Для обратной связи с детьми ОВЗ мы рекомендуем использовать «Дерево с яблоками» (красное яблоко – все понравилось, желтое – мне не все понравилось, зеленое – не понравилось).

        Таким образом, как мы видим, игра может быть использована на любой этапе занятия, как наиболее близкое ребенку состояние. Такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин рассматривали игру как форму включения ребенка в мир человеческих отношений, его социализации, а дидактическая игра – это еще и наиболее эффективное средство обучения и коррекции.

        Желаем успехов!

Коллектив авторов программы МКС(К)ОУ С(К)ОШ 6 вида № 101

Э Т А П Ы   У Р О К А

Ориентировоч-

ный (организацион-

ный)

Диагности-ческий

Ф о р м и р у ю щ и й

Закрепляю-

щий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Задачи:

2 детей ЗПР с педагогической и микросоциальной запущенностью, 2 детей ЗПР-органический инфантилизм, 1 ребенок – с ДЦП, дебильность

Диагностика педагога-психолога, логопеда, врача ортопеда, врача-невролога, врача-психиатра

  1. Развитие волевых процессов: саморегуляции, повышение работоспособности, увеличение объема внимания
  2. Регуляция самооценки
  3. Развитие произвольного внимания.
  4. Развитие мелкой моторики, улучшение координации движений
  5. Развитие логического мышления, интеллекта
  6. Развитие памяти (зрительной, слуховой, опосредованной), развитие наглядно-образного мышления, развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
  7. Развитие умения различать и контролировать эмоции, коррекция психолого-педагогического развития у детей с ДЦП и ЗПР.

Структура занятия:

1. Вводная часть:

Ритуал привествия:

Встанем в круг, держась за руки «Здравст-

вуйте,…»

2. Коммуни-кативные игры

«Волшебные руки», повторение движений в паре

«Добрые эльфы»

На ковер садимся

Работающие люди

«Волшебный стул»

Ребенок садится на стул, остальные говорят ласковые слова, комплименты

«Скульптуры из глины»

(составляют скульптуру: руки, голову)

«Назови ласково по имени»  с передачей мяча, игрушки

«Море волнуется раз, море волнуется – два, замри»

«Окажи внимание другому» (скажи хорошее про друга+он добавляет своё)

«Рисунок на спине» угадай, нарисуй, передай

Вспомни игру и проведи ее

3. Игры на эмоциональный настрой

«Кто себя нежно погладит»

Цель: стимуляция гуманных чувств ребенка по отношению к самому себе, положительное подкрепление самого себя, стимулирование мышечной радости и телесного контакта с собственным телом.

- руки-ладони, пальцы свои ласкаю: «Хорошие лапки, мягкие ладошки, как у кошки»

- локти: ладонями локти свои обнимаю и хорошими словами себя называю

-уши: мои ушки послушки, самые любимые, самые красивые.

- волосы свои поправляю, себя красивой называю

- кулак глажу: «Не сердись кулак, не сердись»

- щеки надуваю: «Замечательные щечки, румяные щечки»

- глаза прикрою и скажу «Отдыхайте, глазки, мои глазки»

Задания на выражение эмоции

1. Выпал первый снег, как ты к этому отнесешься? (покажи как будешь радоваться первому снегу? Покажи как.

Будешь радоваться конфете, игрушке,…

2. Изобрази хищника (порычать, подвигаться как животное)

3. Изобрази доброго животного (котенок, щенок)

Выражение гнева, обиды, страха, злости

Задания на переключение эмоций  (с позитивного на отрицательное и наоборот. Например, «Улыбнись другу» или «Рассердись» (покажи мимикой, как ты испугался

Угадай эмоции «Перевоплоще-ние» (по цепочке)

4. Основная часть (игры на развитие внимания или памяти»

Игра «Топ-хлоп»

Ведущий произносит фразы-понятия-правильные и неправильные (правильные-дети хлопают, неправильные – топают)

Летом всегда идет снег.

Картошку едят сырую.

Ворона – перелетная птица

Игра «Фотоаппараты» (развитие произвольного переключения, распределения внимания).

В.1. Детям на секунду показывают карточки с любым изображением. Нужно, как можно подробнее описать его.

В.2. Сюжетная картинка на 30 сек. Потом вторая картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют. Сказать, что изменилось.

Развитие зрительной памяти:

Игра «Что изменилось» (вар. 2)

Картинки с изображением ягод, цветов, грибов , запомнить порядок расположения картинок (5 шт), меняются картинки местами, восстановить их порядок.

Произв., слуховая память.

Игра в слова. Подобрать слова на одну букву (5-7 слов)

Последовательность движений ведущего (5-7)

Проведи игру, которую ты запомнил на занятии

«Найди и вычеркни»

5. Коррекционная технология: игры, упражнения, задания (интеллектуальные, мыслительные операции, исследовательские способности, умение увидеть проблему).

«Растение» (встать)-«Растение»-«Животное»(хлопнуть в ладоши)

+ «Колечко» (развитие мелкой моторики, внимания)

Объединение двух заданий «Растение», «Животное» (встать, хлопнуть в ладоши

Игра «Живое-неживое»

Живое –хлопают, неживое- топают

«Расставь события по порядку» (сюжетные картинки, ребенок идет в школу

Развитие  локоморных функций (игра на барабане в ритм и не в ритм)

Кто ловкий? (подкидывать воздушный шарик, на руке, подбросить, дунуть, донести

Сборка пазлов

Тесты

«Круги»

«Структура интеллекта»

6. Креативное задание:

Дети сами (на развитие саморегуляции)

Рыба-птица-зверь (на тебе остановились, называешь: рыба – карп, птица – сокол, зверь-медведь.

Задания на развитие умения конструировать гипотезу: например, когда полезно яблоко? Когда полезная настольная лампа? Очки? Почему на деревьях появилась листва?

Составь рассказ по картинке

Развитие способ-ности видеть проблему

Например, в коридоре кто-то уронил кожуру банана. Оцени ситуацию с позиции врача, друзей, учителя

По составленному пазлу составляю рассказ

Игра «Подбери слово»

7.Релаксация

Музыка и фантазии (под музыку с закрытыми глазами услышать море, волны,  крики чаек, плеск воды, ласковое солнышко)

Море – 3 р

В лесу: цветы, пение птиц, зеленая трава, голубое небо.

Дыхательная гимнастика

Массаж

Цветотера-пия

Музака+фан-тазия

Весна: капель, журчание ручьев, теплое солнышко.

Дыхательная гимнастика

Массаж

Цветотера-пия

Музака+фантазия

Осень: шорох и шуршание листьев под ногами

«Крылья» (у детей крылья, что вы видите внизу…)

«Волшебный зонтик»

8.Заключительная часть:

Обратная связь

Дерево с яблоками

-красное яблоко-все понрави-лось;

-желтое яблоко-не все понрави-лось;

Зеленое яблоко-не понрави-лось

Горошек наклеиваем

Ритуал прощания

Спасибо! До свидания!

Дети берутся за руки: «Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие памяти, внимания, мышления на занчтиях по математике

Мастер класс Развитие памяти, внимания, мышления на занчтиях по математике...

Картотека игр для развития памяти, внимания, мышления

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...

Буклеты для родителей. Развитие памяти, внимания, мышления.

Игры и упражнения, представленные в данной работе, помогут родителям самостоятельно организовать досуг детей и развить мыслительные процессы....

Конспект открытого коррекционного занятия Тема: «Волшебный сундучок. Развитие памяти, внимания, мышления и воображения».

Это урок ориентирован на закрепления знаний и развития познавательных процессов для детей с ОВЗ, он включал в себя 3 этапа: организационный момент, основная часть, рефлексия. При проведении урока...