Игра-практикум "Что делать, если ты поссорился с другом?"
план-конспект занятия (7, 8 класс) на тему

Сергиенко Татьяна Александровна

Практическое занятие в форме игры. Цель: способствовать развитию отношений между детьми, построенных на способности решать проблемы.

Образовательные задачи:

 - показать детям, что значит взаимное уважение и признание;

- учить проявлять терпение к недостаткам других, умению считаться с чужими интересами;

- учить выражать свое мнение публично.

Развивающие задачи:

-  развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты;

- формировать навык речевого этикета.

Воспитывающие задачи:

           - воспитывать готовность идти навстречу друг другу, способствовать сплочению детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_delat_esli_possorilsya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»

(ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат»)

Игра-практикум

«Что делать, если ты поссорился с другом»

                                                                           Подготовила:                                           воспитатель                                                                                       Сергиенко Т.А.

2015 год

Конспект коррекционно-развивающего занятия

Воспитатель: Сергиенко Татьяна Александровна.

Возраст учеников: 14 -17 лет (группа из 9 человек). 

Диагноз воспитанников: сложная структура дефекта

Тема занятия: «Что делать, если ты поссорился с другом»

Время проведения: 40 минут.

Цель: способствовать развитию отношений  между детьми, построенных на способности решать проблемы.

Образовательные задачи:

 - показать детям, что значит взаимное уважение и признание;

- учить проявлять терпение к недостаткам других, умению считаться с чужими интересами;

- учить выражать свое мнение публично.

Развивающие задачи:

-  развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты;

- формировать навык речевого этикета.

Воспитывающие задачи: 

           - воспитывать готовность идти навстречу друг другу, способствовать сплочению детского коллектива.

           

Оборудование:  магнитная доска, карточки «волшебных вежливых слов»; «коврик мира», клубок цветной шерсти, аудиозапись мелодии Дж. Ласта «Одинокий пастух», разрезные картинки, книги.

Методы и технологии: наглядно-действенный, частично-поисковый метод, игровой метод, репродуктивный; здоровьесберегающая технология, технология дифференцированного подхода, технология индивидуального подхода, игровые технологии, технология «тренинг общения», технология деятельностного обучения.

                   

План.

I. Организационный этап:

1. Мотивационный момент.

2. Игра: «Передай улыбку».

3. Актуализация темы.

II. Основной этап:

1. Игра «Коврик мира».

2. Физкультминутка «Вот мы руки развели…»

3. Игра «Ссора».

 III.Оценочно-рефлексивный этап:

1.Рефлексия: Игра «Паутина дружбы».

п/п

Этапы работы.

Цели и задачи.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.

Организационный этап.

1. Мотивационный момент.

Цель: заинтересовать детей, создать атмосферу доверия.

2.Игра: «Передай улыбку» (3 мин)

Цель: создать эмоционально-благоприятную обстановку в группе.

 – Здравствуйте,  ребята, я рада видеть вас всех сегодня.

 - Давайте встанем в кружок,  поздороваемся и передадим хорошее настроение друг другу, ведь многое в дружбе  зависит от настроения.

– Мы поиграем в игру «Передай улыбку». Для этого по очереди вы поворачиваетесь по кругу к соседу, приветствуете его и улыбаетесь. Сейчас мы посмотрим, все ли из вас умеют улыбаться. Итак, начали.

Дети слушают воспитателя.

Встают в круг, поворачиваются к соседу, приветствуют друг друга и передают улыбку.

Включаются в деятельность на занятии.

3.Актуализация темы.        

(3 мин)

Цель:  нацелить детей на решение проблемы.

–  Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом?

– С кем из ребят вы спорите чаще других?

– Как вы чувствуете себя после такого спора?

– Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются разные мнения?

– Действительно, иногда обычная ссора может закончиться плохо. А что бы этого не случилось, надо вовремя остановить ссору и дать возможность ссорящимся помириться. Но иногда так трудно сделать шаг вперед к примирению. Вы догадались, какая тема нашего занятия?

(открывает надпись на магнитной доске «Что делать, если ты поссорился с другом?»)

Ответы детей

II.

Основной этап. (20 мин)

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе.

1. Игра «Коврик мира».

Цель: побудить детей отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

2. Физкультминутка  «Вот мы руки развели». (3 мин.)

Цель: способствовать физической и эмоциональной разгрузке детей.

3. Игра «Ссора».

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания, способствовать их усвоению и использованию в поведении.

               

   – Сегодня я принесла для вас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Расстилает в центре комнаты коврик, а на него – красивую книгу с картинками).

Представьте, что Максим и Игорь хотят взять эту книгу почитать, но она одна, а их – двое. Они оба сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять книгу просто так.

– Может, у кого-то из ребят есть предложения, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

А сейчас все встали и вышли из-за парт, расположились так, чтобы не мешать друг другу. Проведем физкультминутку. Повторяем за мной:

Вот мы руки развели,          
 Словно удивились. 
 И друг другу до земли 
 В пояс поклонились! 
 Наклонились, выпрямились, 
 Наклонились, выпрямились 
 Ниже дети, не ленитесь, 
 Поклонитесь, улыбнитесь!        

– Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке.

 

– Послушайте стихотворение «Слезы».  

(Читает стихотворение Р. Сефа «Слезы» на фоне аудиозаписи Дж. Ласта «Одинокий пастух»).

Ты можешь плакать
Двадцать дней
И двадцать пять ночей
Пока
Из горьких слез твоих
Не побежит ручей …
Ты можешь плакать
Много лет,
Пока не станешь
Стар и сед,
Но слезы не спасут от бед
И не помогут горю.
А если это ясно, 
То не реви
Напрасно.

– Можно ли помочь слезами горю?

– От чего вы чаще всего плачете?

– Можете ли вы не плакать совсем? Почему?

– А стоит ли вам отказать себе в таком удовольствии?

– Что нужно сделать, чтобы расхотелось плакать?

(Обращаясь к плачущей девочке) Что случилось?

(Задает вопросы группе):

– Почему Настя заплакала?

– Правильно ли поступила Люба?

– А как бы вы поступили на её месте?

– Давайте поможем девочкам помириться.

– Да, ребята, если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первым признать вину. В этом вам помогут волшебные слова. Какие?

(Воспитатель показывает таблички с данными словами: «Я не прав, извини меня», «Прости, я был не прав», «Давай не ссориться», «Давай я тебе помогу» и т.д.)

Дети слушают воспитателя.

(Максим и Игорь занимают место на коврике.)

(Ответы детей).

Разводят руки в стороны.

Кланяются.

Принимают исходное положение.

Наклоны влево.

Наклоны вправо.

Наклоны вперед. 

Дети разыгрывают Этюд. Выходит плачущая девочка Настя.

– Нет.

– Если кто-то обидел.

Плохое настроение.

–Да. / Нет.

–Да. / Нет.

(ответы детей).

– Мы с  Любой и Настей играли в мяч, и мяч покатился в лужу. Света хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Люба громко начала смеяться, а я горько заплакала.

(Ответы детей).

(Ответы детей).

(Ответы детей).

Мальчик провожает девочек на «коврик мира».

– Я не прав, извини меня.

– Прости, я был не прав.

– Давай я тебе помогу.

– Давай не ссориться. И т. д.

III.

Оценочно-рефлексивный этап.

  1. Рефлексия: Игра «Паутина дружбы».

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; формирование у детей способность самостоятельно делать вывод.

– Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Паутина дружбы». Для этого нам нужно всем вместе сплести одну большую паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам.  Ведь в каждом из нас есть что-то хорошее.

– Будем начинать с фразы: Света (Дима, Настя и т.д.), ты хороший человек, потому что …(и нужно назвать, почему вы так думаете).  Например, Света, ты очень хороший человек, потому что ты справедливая девочка. Я передаю клубок Свете. Света, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. После этого Света должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: “Дима! Ты хороший человек, потому что …”. И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны “паутиной дружбы”.  

–Ребята, мы сплели паутину дружбы. Потяните за нить, крепкая у нас паутина дружбы получилась?

– Так давайте дружить такой крепкой дружбой. Не будим ссориться и всегда находить пути примирения.

– Ребята, вам понравилось слышать про себя приятные слова?

– А легко ли говорить приятные вещи другим детям?

– Дима, кто тебе говорил что-нибудь приятное до этого занятия?

– А тебе, Настя?

– Вам понравилось наше занятие? Что вам показалось необычным в нем? Что вы нового узнали сегодня о своих товарищах? Что нового вы узнали о себе?

– Мне понравилось, как вы дружно справлялись со всеми заданиями, были активны и откровенны.

– Давайте с сегодняшнего занятия говорить друг другу только хорошее и приятное и делать только хорошие поступки. Договорились?

– На этом наше занятие закончено.

Дети сидят в кругу на коврике, слушают воспитателя.

Дети передают клубок друг другу по своему желанию, сопровождая хорошими словами в адрес избранного. В итоге все дети соединены нитью-паутиной.

– Да.

(Ответы детей.)

(Ответы детей.)

(Ответы детей.)

(Ответы детей.)

– Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

вой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты - рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверст...

Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился

Простые советы, которые помогут справиться с простудой....

Родителям отвечает психолог "Что делать, если отпрыск курит?"

Обнаружив пачку сигарет в кармане сына или дочери, не впадай­те в панику. Подумайте, как отвратить его от дурной привычки. Вот несколько «работающих» способов....

классный час-презантация "Что делать, если..."

Данная схема решения проблемной ситуации довольно эффективна, т.к. рассматривает проблему с точек зрения ребенка, родителя и учителя. Главное, чтобы было найдено оптимальное для всех решение...

Рекомендации для родителей " Что делать, если ..."

Советы родителям, как вести себя, если ваш ребенок агрессивен или рассеян....

Что делать, если вы не знаете, что делать

Рекомендации родителям по взаимодействию с подростками...

Памятка для родителей «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

В данном материале рассматриваются психологические проблеммы детей, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции....