Программа по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа по теме

Ребо Наталья Александровна

Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

Программа

по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи

(для детей старшего дошкольного возраста)

Составил: учитель-логопед

Ребо Н.А.

Гагарин

2015 г.

Пояснительная записка

Хорошая речь - важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные навыки требуют достаточного уровня развития связной речи. По данным литературы и в ходе проведения диагностики речевого развития, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность.

Работа по данной программе направлена на развитие умений для овладения детьми совершенными формами связной речи. Работа предполагает свободное овладение словарём и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные связи между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.

При составлении программы были использованы методические разработки О. И. Крупенчук, Н.Э. Теремковой, Т.А.Воробьёвой и П.А. Воробьёвой и др., а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

Цель программы: овладение детьми умением строить свои устные высказывания развернуто, логично, грамматически правильно и выразительно.

Задачи:

1. Развивать лексическую и грамматическую стороны речи детей

2. Развивать связную речь детей: пересказ рассказов, составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).

3. Развивать моторику артикуляционного аппарата.

4. Развивать общую и мелкую моторику.

5. Развивать дыхание и силу голоса.

4. Развивать интонационную выразительность речи детей.

5. Развивать внимание, память, мышление.

6. Развивать воображение и творческое мышление.

7. Воспитывать культуру речевого общения.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, всего 32 занятия (с середины сентября до середины мая ).

Продолжительность занятия: 30-35 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет.

Срок реализации 1 год.

Каждое занятие посвящено одной лексической теме и разбито на 4 блока:

  1. Организационный момент.
  2. Развитие моторики и дыхания. В этот блок включены следующие виды работы: упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; самомассаж лица, развитие мимических мышц, упражнения для развития дыхания и голоса.
  3. Развитие лексико-грамматической стороны речи. В этот блок включены следующие виды работы: беседа по лексической теме занятия, игры на развитие грамматического строя речи, задания на развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений, задания на составление описательных рассказов, пересказа по картинкам, придумывания окончания рассказа и т.п.
  4. Итог занятия и оценка работы детей.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети должны научиться:

1. Самостоятельно образовывать предложения, строить сложные речевые конструкции, иметь богатый словарный запас;

2. Связно, последовательно, логично строить свои высказывания;

3. Без помощи педагога пересказывать текст, составлять описательные рассказы по предметам, картинам;

4. Уметь рассуждать, хорошо обосновывая выводы и заключения.

Организация процесса обучения подчинена принципу от простого к сложному и принципу последовательного решения частных задач. Используются многообразные методические приемы, что обеспечивает положительную динамику в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.



Перспективный план занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи

Задачи

Содержание занятий

Оборудование

Занятие 1. Тема «Фрукты»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Осенний сад»

Фрукты (муляжи или) настоящие, разрезные фрукты, (банан, ананас, черешня, апельсин, слива арбуз); ободки на голову (персик, виноград, киви, лимон, яблоко, груша), мяч, листы с корзинами (6 шт.) и фруктами на ниточке.

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Компот»

3. Самомассаж лица

Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание. Упр. «Вышли пальчики гулять»

4.Развитие мимических мышц

Упр. «В саду»

5.Развитие артикуляционной моторики

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Качели»

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Подуй как ветерок»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Ирга «Плодовое дерево», игра «Один-много», дид. игра «Разрезные картинки». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Фрукты», упр. 3, 8.

9. Итог занятия и оценка работы детей

Где мы сегодня с вами гуляли? С какими фруктами познакомились? Назовите, какими вы были фруктами, их форму, размер, вкус и цвет.

Занятие 2. Тема «Овощи»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Урожай»

Овощи натуральные, мешок, картинки с изображением сковороды и картошки (по 7 шт.)

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «У Лариски две редиски»

3. Самомассаж лица

Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, спиралевидные движения.

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Давайте «попробуем» овощи на вкус»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Окошко открывается и закрывается», «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок».

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Жарим картошку»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Чудесный мешочек», игра «Поварёнок», игра «Вершки-корешки». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Овощи», упр. 3, 9, 11, 12.

9. Итог занятия и оценка работы детей

Как назвать одним словом «вершки» и «корешки», о которых мы сегодня говорили?

Занятие 3. Тема «Сад-огород»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Осенний сад»

Листы с корзинами (7 шт.) и фруктами на ниточке.

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Собираем урожай»

3. Самомассаж лица

Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, постукивающие движения

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Разложим овощи и фрукты по корзинкам»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко, «Окошко открывается и закрывается», «Улыбка» - «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язычок».

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Положи фрукт в корзину»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Стихи-небылицы», игра «Топаем-хлопаем». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Сад-огород», упр. 1, 2, 6

9. Итог занятия и оценка работы детей

Где мы сегодня с вами гуляли? Скажите, что у нас растёт на деревьях? А что в огороде?

Занятие 4. Тема «Деревья»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Листья осенние тихо кружиться…»

Вырезанные из картона разноцветные осенние листья на ниточках (6 шт.); листья и плоды деревьев на каждого ребенка; рисунок «Составные части дерева», разрезная картинка «Дерево» (6 шт.)

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Листочки»

3. Самомассаж лица

Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, зигзагообразные движения

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Дуб»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Улыбка» - «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка»

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Осенние листья»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Дид. игра «Собери дерево», упр. «Отгадай с чьей ветки детка». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Деревья», упр. 3, 5, 6, 8

9. Итог занятия и оценка работы детей

— Назовите лиственные деревья.

— Назовите хвойные деревья.

— Где растут деревья? 

— Что есть у дерева?

Занятие 5. Тема «Ягоды»

1.Развитие общей моторики

Упр. «По ягоды»

Большие (земляника, калина, чёрная, красная смородина, рябина, крыжовник, малина, клюква, облепиха, ежевика, клубника, черника) и маленькие картинки ягоды

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Считалочка»

3. Самомассаж лица

Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, пощипывающие движения

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Пробуем на вкус ягоды»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Почесывание», многократное произнесение звука П,«Маляр».

6.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

7. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Отгадай загадку», игра «Чего не стало?», игра «Что где лежит?». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Ягоды», упр. 3, 5, 6, 9.

8. Итог занятия и оценка работы детей

Где мы сегодня с вами гуляли? С какими ягодами познакомились?

Занятие 6. Тема «Грибы»

1.Развитие общей моторики

Упр. «За грибами»

Нарисованные грибы (подберёзовик, подосиновик, боровик, лисичка, рыжик, сыроежка, опята, поганка, мухомор) и листья (7 шт.); рисунок гриба с грибницей; вырезанные на картонке грибы, план пути «Грибной электрички», корзинка.

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Опята»

3. Самомассаж лица

Знакомство с основными массажными движениями: поглаживание, волнообразными движениями (упр. «По морям и океанам…»)

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Грибники»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Лопаточка», «Месим тесто», «Маляр».

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Найди грибок»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Собери грибы», игра «Большой-маленький», игра «Грибная электричка». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Грибы», упр.5, 7, 9

9. Итог занятия и оценка работы детей

Где мы сегодня с вами гуляли? Какие грибы собирали?

Занятие 7. Тема «Осень»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Осенний сад»

Вырезанные из картона разноцветные осенние листья на ниточках (7 шт.), набор капель (по 6 шт.)

2.Развитие мелкой моторики

Упр.»Вышел дождик погулять»

3. Самомассаж лица

Сначала проводится поглаживание, а затем постукивающие движения (упр. «Дождик»)

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Грибники»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Лопаточка», «Месим тесто», «Маляр».

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «Осенние листья»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Дид. игра «Разложи капли», отгадывание загадок на тему «Осень». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Осень», упр. 1, 2, 3, 6,7,11.

9. Итог занятия и оценка работы детей

О каком времени года мы говорили? Какие осенние месяцы вы запомнили? Какие приметы осени вы знаете?

Занятие 8. Тема «Человек»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Зарядка»

Картина человека с внутренними органами, картина зверя.

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Оксанкины капризы»

3. Самомассаж лица

Поглаживающие движения, зигзагообразные движения, постукивающие движения, поглаживающие движения.

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Настроение»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Почёсывание», «Месим тесто», «Индюк»

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «Погреем ладошки»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игры с мячом «Подбери часть тела» и  «Скажи наоборот»,  игра «Выполни команду», упр. «Узнай по описанию», упр. «Назови части тела человека, которых нет у животных».  Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Человек», упр. 1, 2, 6, 7, 10

9. Итог занятия и оценка работы детей

О чем мы сегодня с вами говорили? Какие части тела вы знаете?

Занятие 9. Тема «Игрушки»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Лошадка»

Разнообразные игрушки, листы с заданием, ватные шарики, счётные палочки

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Парад»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание.

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Каким может быть взгляд»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Почёсывание», «Обезьянки», «Индюк», «Хомяк».

6.Развитие дыхания и голоса

Дид. игра «Футбол»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

отгадывание загадок по теме, решение логических задач, рабочий лист «Закрась лоскутки». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Игрушки», упр. 3, 6, 9, 10, 12

9. Итог занятия и оценка работы детей

О чём мы сегодня с вами разговаривали? Скажите, из какого материала делают игрушки?

Занятие 10. Тема «Посуда»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Чайник»

Посуда из разных материалов, по 6 фишек красного, оранжевого и синего цвета на каждого ребенка, разрезная картинка «Чайник» на каждого ребенка.

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Машина каша»

3. Самомассаж лица

Упр.»Моем лицо» (поглаживающие движения, зигзагообразные движения)

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Настроение»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко» ,«Обезьянки», «Улыбка» - «Трубочка», «Качели».

6.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

7. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Подбери предмет», упр. «Помоги Незнайке», дид. игра «Собери картинку». Работа в альбоме №1 Теремковой Н.Э. Тема «Посуда», упр. 3, 5, 6 , 13, 16, 18

8. Итог занятия и оценка работы детей

О чём мы с вами сегодня говорили? Из каких материалов бывает сделана посуда?

Занятие 11. Тема «Продукты питания»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Покупаем продукты»

Нет

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Магазин»

3. Самомассаж лица

По общим правилам проводится поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание.

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Закрываю правый глаз…»

5.Развитие артикуляционной моторики

Лёгкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление нижней губы от зубов и дёсен. Упр. «Индюшка». Попеременное надувание правой и левой щёк.

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «Горячий суп»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Поварята», упр. «Что может быть?», упр. «Что где продают?». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Продукты питания», упр. 3, 5, 7, 8,11

9. Итог занятия и оценка работы детей

О чём мы сегодня с вами разговаривали? Как называют людей, которые готовят пищу? Какие отделы продуктового магазина вы помните?

Занятие 12. Тема «Одежда»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Люба»

Массажные мячи на каждого ребёнка, мешок с одеждой, предметные картинки (платье, шорты, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ, дублёнка)

2.Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика с элементами массажа «Как Ёжик ходил в магазин»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Послушайте и покажите»

5.Развитие артикуляционной моторики

Лёгкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление нижней губы от зубов и дёсен. Упр. «Болтушка».  Попеременное надувание правой и левой щёк.

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Музыкальный мешок», упр. «Летняя, осенняя, зимняя», игра «Что изменилось?», игра с мячом «Назови ласково». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Одежда», упр. 2, 4, 8, 9, 13,15

9. Итог занятия и оценка работы детей

Назовите предметы летней, осенней и зимней одежды. Для чего нужна людям одежда? Что нужно делать для того, чтобы она долго служила?

Занятие 13. Тема «Обувь»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Туфельки»

Предметные картинки (резиновые сапоги, тапки, валенки, босоножки, шлёпки, туфли, кроссовки)

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Обувной магазин»

3. Самомассаж лица

По общим правилам проводится поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Ножки»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко открывается-закрывается», «Улыбка» - «Трубочка», «Лошадка», «Почистим нижние зубки».

6.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

7. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Закончи предложение», игра «Семейка слов», упр. «Чего не хватает?», упр. «Нарисуй-ка». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Обувь», упр. 5, 8-12

8. Итог занятия и оценка работы детей

Скажите, о чём мы говорили сегодня на занятии? Назовите обувь. Как называют человека, ремонтирующего обувь

Занятие 14. Тема «Головные уборы»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Сколько шапок разных-разных…»

Карточки шапки и шарфы по 6 шт., рабочие листы «Помоги Снегурочке»

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Шапочка»

3. Самомассаж лица

По общим правилам проводится поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения, поглаживание

4.Развитие артикуляционной моторики

Лёгкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление верхней губы от зубов и дёсен. Упр. «Качели». Одновременное надувание – втягивание обеих щёк.

5.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

6. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Шапочки и шарфики», рабочий лист «Помоги Снегурочке», упр. «Выполни инструкцию». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Головные уборы», упр. 1,2, 7, 8, 9, 13

7. Итог занятия и оценка работы детей

О чём мы сегодня с вами разговаривали? Скажите, какие вы знаете головные уборы?

Занятие 15. Тема «Зима»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Снежинки»

Снежинки из бумаги на нитках, самодельные снежки, рабочие листы «Где снегирь?»

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Пирог»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание.

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Настроение»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко открывается и закрывается», «Обезьянки», Вибрация губ (фырканье лошади), «Лопатка» - «Иголочка» (5 раз).

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «На полянку, на лужок тихо падает снежок»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Рабочий лист «Где снегирь?», игра «Попади в цель». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Головные уборы», упр. 2- 4, 11-16.

9. Итог занятия и оценка работы детей

О чем мы сегодня с вами говорили? Какое время года предшествует зиме? Какие признаки зимы вы знаете? Какие слова-родственники у слова «снег»?

Занятие 16. Тема «Зимующие птицы»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Снегири»

Разрезные картинки с изображениями вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла, голубя; снежинки на нитках (6 шт.); изображения семечек, крошек, сала, насекомых, рябины, огрызка яблока (по 2 шт.)

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Птички»

3. Самомассаж лица

По общим правилам проводится поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Воробей»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», вращательные движения губами, «Лошадка», «Грибок»

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «На полянку, на лужок тихо падает снежок»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Накорми птиц», упр. «Угадай по описанию», игра «Вороны». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Зимующие птицы», упр. 6, 8, 9, 11

9. Итог занятия и оценка работы детей

Скажите, о ком мы говорили сегодня на занятии? Назовите зимующих птиц.

Занятие 17. Тема «Дикие животные»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Ёжик»

Предметные картинки «дикие животные», мяч, рабочие листы «Хищники и травоядные»

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Белочка»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Волк и мишка»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Обезьянки», «Трубочка» - «Поцелуй», «Лопаточка»

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «Бобры-ныряльщики»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Назови семью», упр. «Детёныши животных», загадки-обманки, рабочий лист «Хищники и травоядные». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Дикие животные», упр. 2, 3, 6, 9, 10

9. Итог занятия и оценка работы детей

С кем мы сегодня с вами познакомились? А почему их так называют? Какими бывают дикие животные?

Занятие 18. Тема «Домашние животные»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Чудовищная загадка»

Ободки: корова, кот, собака, лошадь, овца, коза

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Бурёнка»

3. Самомассаж лица

Упр. «Щенок» (поглаживающие движения, вибрационные движения, поглаживающие движения)

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Щенок»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Обезьянки»,«Трубочка» - «Поцелуй», «Лопаточка»

6.Развитие дыхания и голоса

Повторение скороговорки с разной интонацией

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Образуй новое слово», игра «Изобрази животное», упр. «Угадай, чей голос?». Работа в альбоме №2 Теремковой Н.Э. Тема «Домашние животные», упр. 2, 3, 6-8, 12

9. Итог занятия и оценка работы детей

О ком мы сегодня с вами разговаривали? Как вы думаете, кто же самый нужный для хозяина?

Занятие 19. Тема «Домашние и дикие животные»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Чудовищная загадка»

Рабочие листы с ребусами, рабочие листы с заданиями «Найди животное, «Что неправильно нарисовал художник»

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Белочка»

3. Самомассаж лица

Упр. «Щенок» (поглаживающие движения, вибрационные движения, поглаживающие движения)

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Волк и мишка»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Обезьянки»,«Трубочка» - «Поцелуй», «Лопаточка»

6.Развитие дыхания и голоса

Дыхательная гимнастика «Запахи деревни и леса»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Детки и родители», рабочий лист «Найди животное», «Что неправильно нарисовал художник», ребусы, упр. «Стихи-небылицы»

9. Итог занятия и оценка работы детей

О ком мы сегодня с вами разговаривали? Каких диких животных вы знаете? Каких домашних животных вы знаете?

Занятие 20. Тема «Домашние птицы»

1.Развитие общей моторики

Упр. «На птичьем дворе»

Медаль на шею гусь, аудиозапись «Танец маленьких утят»

2.Развитие мелкой моторики

Упр.  «Чехарда»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Закрываю правый глаз…»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Заборчик», «Дудочка», «Качели», «Иголочка», «Часики», «Индюк»

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Сердитый гусь»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Плохо или хорошо?», игра «Кто как голос подаёт». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Домашние птицы», упр. 1-6

9. Итог занятия и оценка работы детей

О ком мы сегодня с вами разговаривали? Какую пользу приносят домашние птицы?

Занятие 21. Тема «Перелётные птицы»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Осень»

Мяч

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Аист»

3. Самомассаж лица

По общим правилам проводится поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Птички»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко открывается» - «Окошко закрывается», поднимание верхней губы (видны верхние зубы), опускание нижней губы (видны нижние зубы), «Лошадка», «Грибок».

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Сердитый гусь»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Кто как голос подаёт», подвижная игра «Улетает, не улетает», игра «Прилетели птицы», упр. «Продолжи предложение, найди причину». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Перелётные птицы», упр. 1-3, 7-9

9. Итог занятия и оценка работы детей

О ком мы сегодня с вами разговаривали? Почему они так называются? Когда птицы улетают в тёплые края? А когда они вернутся?

Занятие 22. Тема «Весна»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Пришла весна»

Массажные мячики, тучи с ласточками на нитке.

2.Развитие мелкой моторики

Су-джок-терапия «Сказка про ёжика»

3. Самомассаж лица

Упр. «Идёт весна» (поглаживающие движения, постукивающие движения, пощипывание, поглаживающие движения)

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Закрываю правый глаз…»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Заборчик», «Парус», «Киска сердится», попеременное надувание правой и левой щёк.

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «Перелётные птицы»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Дид. игра «Хлопни в ладоши», игра «Составь рассказ». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Весна», упр. 1-3, 7, 10, 12

9. Итог занятия и оценка работы детей

О чём мы сегодня с вами разговаривали? Без чего не может быть весны?

Занятие 23. Тема «Мебель»

1.Развитие общей моторики

Упр.  «Неряха»

Предметные картинки на тему «Мебель», мяч

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Стульчик»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам).

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Брови вверх я поднимаю…»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Заборчик», «Парус», «Киска сердится», попеременное надувание правой и левой щёк.

6.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

7. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Отгадывание загадок по теме, упр. «Сходство и отличие». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Мебель», упр. 1-7, 12

8. Итог занятия и оценка работы детей

О чём мы сегодня с вами разговаривали? Какую мебель вы бы поставили в спальню (на кухню, в гостинную)?

Занятие 24. Тема «Транспорт»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Едем, едем на машине…»

Рисунок светофор, красный, желтый и зелёный кружок

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Машина»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Эмоции»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Маляр», «Конфетка», имитация жевания, «Расчесать» нижнюю губу, верхнюю губу

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «Прокололась шина у машины» и «Накачаем колесо»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Угадай транспорт», дид. игра «Запрещается-разрешается», упр. «Подружи слова», игра малой подвижности «Светофор». Работа в альбоме №3 Теремковой Н.Э. Тема «Транспорт», упр. 1, 4, 7, 8, 11

9. Итог занятия и оценка работы детей

Как назвать одним словом автомобиль, самолёт, велосипед, поезд? Какие профессии людей связаны с транспортом?

Занятие 25. Тема «Профессии»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Кем быть?»

Предметные картинки на тему «Профессии», дидактическая игра «Профессии»

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Кто-то»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения по общим правилам

4.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Обезьянки», втянуть верхнюю губу, а затем нижнюю, «Маляр», «Барабанщики»

5.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

6. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Отгадывание загадок по теме, произнесение скороговорок, дид. игра «Профессии», игра «Что было бы если бы?». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Профессии», упр. 2-5, 9

7. Итог занятия и оценка работы детей

Почему для каждого человека важно выбрать профессию? Вспомните профессии, о которых мы говорили на занятии

Занятие 26. Тема «Инструменты»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Тюша Плюша толстячок»

Карточки с написанными профессиями, либо предметные картинки, образцы картинок, выложенных из счётных палочек, рабочие листы «Соедини по цифрам», счётные палочки.

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Инструменты»

3. Самомассаж лица

По общим правилам проводится поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Мама сыну говорит»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Заборчик», «Лопатка», «Почистим зубки», «Маляр»

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Дудочка»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Кому что нужно?», упр. «Выложи картинку из счётных палочек», рабочие листы «Соедини по цифрам». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Инструменты», упр. 2, 3, 6, 8

9. Итог занятия и оценка работы детей

Занятие 27. Тема «Зоопарк»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Звериная зарядка»

Стулья, счётные палочки, образцы животных, выложенных из счётных палочек

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Три пингвина»

3. Самомассаж лица

Упр. «Ручки растираем…»

4.Развитие мимических мышц

Психогимнастика «Обезьянка»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Бегемот», «Лошадка», «Слон», «Змейка»,  «Зайка», Обезьянка, «Индюк»

6.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

7. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Детёныши и их мамы», игра «Зоопарк», упр. «Собери картинку», отгадывание загадок по теме. Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Зоопарк», упр. 1-3, 7, 9-12

8. Итог занятия и оценка работы детей

О чём мы с вами сегодня говорили? Для чего нужны зоопарки?

Занятие 28. Тема «Рыбы»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Рыбки»

Предметные картинки (кит, дельфин, медуза, морской конёк, морская звезда), рабочие листы «Ребусы»

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Рыбка»

3. Самомассаж лица

Упр. «Ручки растираем…»

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Выполни команду»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: имитация жевания, «Улыбка» - «Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Лопаточка» - «Чашечка», попеременное надувание щёк

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «Ныряльщики»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Ловушка», игра «Родственные слова». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Рыбы», упр. 1-4, 8, 9, 11, 13

9. Итог занятия и оценка работы детей

О ком мы с вами сегодня говорили? Где рыбы обитают? Как называется вода рек и озёр?

Занятие 29. Тема «Цветы»

1.Развитие общей моторики

Упр. «На клумбе»

Шапочки-цветы, листы одуванчика, ватные шарики, картинка цветка, образцы картинок цветов из счётных палочек

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Мак»

3. Самомассаж лица

Упр. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения по общим правилам

4.Развитие дикции

Упр. «Цветочки»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Окошко», «Расчесать» нижнюю губу, а затем верхнюю, «Лопаточка»,  «Почистить зубы», покусывание языка, а затем расслабление

6.Развитие дыхания и голоса

Упр. «Подуй на одуванчик»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Садовник», выкладывание цветов из счётных палочек. Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Цветы», упр. 1-5, 7, 10, 11

9. Итог занятия и оценка работы детей

Занятие 30. Тема «Лето»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Летний день»

Вата

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Дождик»

3. Самомассаж лица

По общим правилам проводится поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание.

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Дети»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Жевание», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Маляр»

6.Развитие дыхания и голоса

Игра «Одуванчик»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Летает, не летает», игра с мячом «Узнай по описанию». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Лето», упр. 1, 2, 5, 6, 7.

9. Итог занятия и оценка работы детей

О каком времени года мы говорили сегодня на занятии? Чем вам нравится это время года?

Занятие 31. Тема «Насекомые»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Кузнечики»

Цветочная поляна на картоне и пчёлка на ниточке (6 шт.), рабочие листы «Найди бабочек», весёлая музыка

2.Развитие мелкой моторики

Упр. «Пчела»

3. Самомассаж лица

Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание.

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Выполни команду»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Улыбка» - «Трубочка», Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю,  «Качели» (на зубах),  «Конфета»

6.Развитие дыхания и голоса

Работа с дид пособием «Пчёлка на полянке»

7.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

8.Развитие лексико-грамматической стороны речи

Упр. «Назови одним словом», упр. «Четвёртый лишний», рабочий лист «Найди бабочек», игра «Гусеница». Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Насекомые», упр. 1-4, 9, 11-14

9. Итог занятия и оценка работы детей

О ком мы сегодня с вами говорили? Каких насекомых вы знаете?

Занятие 32. Тема «Школьные принадлежности»

1.Развитие общей моторики

Упр. «Зарядка»

Буквы А, О, И, рабочие листы с наложенными друг на друга картинками, пятерки

2.Развитие мелкой моторики

Игры с карандашом

3. Самомассаж лица

Упр. «Ручки растираем…»

4.Развитие мимических мышц

Упр. «Настроение»

5.Развитие артикуляционной моторики

Упр.: «Обезьянки», «Улыбка» - «Трубочка», «Наказать непослушный язык», «Месим тесто»

6.Активизация словаря по теме

Объявление темы, беседа.

7.Развитие лексико-грамматической стороны речи

Игра «Не пропусти школьные принадлежности», игра «Что спряталось в портфеле?», составление рассказа о мальчике Ване. Работа в альбоме №4 Теремковой Н.Э. Тема «Школьные принадлежности», упр. 1,2, 7-13

8. Итог занятия и оценка работы детей

Молодцы. Чему учились на занятии? О чём говорили? Вы постарались за это вам 5 (раздать). За что в школе ставят оценку 5?


Используемая литература:

  1. Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К.Е.Бухарина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.
  2. Воробьева Т. А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I (II, III) периода обучения в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I (II, III) периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.
  5. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Комплексная методика подготовки ребёнка  к школе. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  7. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  8. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2  / Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  9. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3 / Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
  10.  Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками

Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра

В современной  логопедии  остро  встает  вопрос о недостатках  связного  высказывания  детей  с  общим  недоразвитием речи. Увеличение телевизио...

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...

ЗАНИМАЙКА Пособие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Пособие по развитию лексико-грамматическихсредств языка и связной речиу детей старшего дошкольного возраста...

Советы родителям по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

В статье даны рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи....

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....