звуки [В-Ф] и [В’-Ф’] в слогах и в словах.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Шель Ольга Николаевна

Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [В-Ф] и [В’-Ф’] в слогах и в словах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

·         Формировать дифференцированное произношение звуков [B]-[Ф] и [B’]-[Ф’];

·         развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;

·         развивать зрительно-пространственные функции;

·         формировать операцию контроля;

Образовательные

·         уточнять словарный запас;

·         учить пониманию определений: согласный звук, глухой / звонкий звук;

·         обучать последовательность и логичности речевого высказывания;

Воспитательные

·         развивать умение работать в группе;

·         воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;

учить соблюдать речевой этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v-f.docx130.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [В-Ф] и [В’-Ф’] в слогах и в словах.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать дифференцированное произношение звуков [B]-[Ф] и [B’]-[Ф’];
  • развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;
  • развивать зрительно-пространственные функции;
  • формировать операцию контроля;

Образовательные

  • уточнять словарный запас;
  • учить пониманию определений: согласный звук, глухой / звонкий звук;
  • обучать последовательность и логичности речевого высказывания;

Воспитательные

  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
  • учить соблюдать речевой этикет;

Здоровьесберегающие

  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • отбирать материал с учетом возрастных особенностей детей и их утомляемости.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, папки для занятий, сундук с сокровищами.


Продолжительность группового занятия: 40 минут.



ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы. Время (ориентировочно)

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
  1. Организационный момент

(1-1,5 минуты)

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Инструкция: Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по морю знаний к острову сокровищ. На пути нам встретится много препятствий, которые мы обязательно преодолеем. А поплывем мы на корабле звуков и букв. (на доску вывешивается картинка, на которой изображен корабль)

Дети заходят в кабинет, садятся за парты.

Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Повторение пройденного (1 минута)

(Слайд 1)

Инструкция: Вот и приплыли мы к острову. А называется он «Давайте вспомним». Ребята, давайте вспомним, что вы проходили на прошлом занятии?

Ответы детей:

Буквы В и Ф

Актуализация полученного материала

  1. Характеристика звуков.

(3 минуты)

(Слайд 2)

Инструкция: поговорим подробнее о буквах В и Ф.

- какие эти буквы, гласные или согласные?

Определите, ест ли преграда?

- произнесите звук [B]

Определите, ест ли преграда?

- произнесите звук [Ф]

- Какие звуки имеет буква В?

Проверим, работает ли горлышко (голосовые связки).

- горлышко работает, значит звук…

- какие звуки имеет буква Ф?

Проверим, работает ли горлышко.

- произносим звук [Ф]

(Контроль – ладонь на горле)

Ответы детей:

-согласные, потому что когда произносим звуки [В] и [Ф] воздушная струя встречает преграду. Преграда этих звуков-зубы.

- буква В имеет два звука: твердый [B] и мягкий -[B’]

- звонкий

- [Ф]- твердый и [Ф’]- мягкий.

- горлышко не работает, значит, этот звук глухой

Учит давать определение, аргументировать свой ответ, четко отвечать на поставленный вопрос

  1. Упражнение «Ножки-ладошки»

(3,5 минуты)

Инструкция: Хлопните в ладоши, если услышите звук [B], а когда услышите звук [Ф] – топните.

- а почему на звук [B] мы хлопаем, а на [Ф] топаем?

- итак, слушаем внимательно: г, д, в, ж, ф…бы, вы, аф, ка, во…

Валенки, лейка, фрукты, Африка, лаваш…

А теперь задание усложняется? Мы будем различать мягкие звуки [B’]и [Ф’](раздаются зеленый колокольчик и подушечка)

-что обозначает зеленый колокольчик?

- что обозначаем зеленой подушечкой?

Когда услышите звук [B’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] подушечку.

- приготовились и слушаем внимательно.

Фё, ви, вя, явь, опа, вю, фю…

Филин, веник, фикус, вяжет….

- когда мы хлопаем в ладоши звук звонкий, а когда топаем - звук глухой.

Выполнение упражнения детьми.

-звук звонкий и мягкий [В’]

- мягкий глухой звук.[Ф’]

Развивать фонематическое восприятие

  1. Упражнение «Буква потерялась»

Слайд 3

(5 минут)

Инструкция: Чтобы пройти дальше по острову в поисках сокровищ, вам необходимо разложить картинки в 4 сундука. В первый сундук картинки со звуком [В], во второй – с [B’], в третий с [Ф] и в последний с [Ф’]. Вы по очереди выходите к доске «пират» дает вам картинку, вы называете какой здесь звук и кладете в нужный сундук.

Картинки: вагонтелефон, слива, фонарь, ваза, свитер, фиалка, вилка, пуфик

Ответы детей: В слове вагон, звук [B] стоит в начале слова, он согласный, звонкий, так как когда произносим звук горлышко работает, твердый. Вагон кладем в первый сундук.

Аналогично разбирается каждая картинка

Развитие фонематического восприятия, навыка звукового анализа. Развивается последовательность и логичность, навык полного ответа на поставленный вопрос.

  1. Динамическая пауза

(2 минуты)

Чтоб головка не болела, 
Ей вращаем вправо-влево

А теперь руками крутим — 
И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, 
В стороны разводим. 
Повороты вправо-влево, 
Плавно производим. 
Наклоняемся легко, 
Достаём руками пол. 
Потянули плечи, спинки. 
А теперь конец разминке

Дети выполняют движения

Вращение головой. 
Вращение прямых рук вперёд и назад.
Потягивания — руки вверх и в стороны. Повороты туловища влево и вправо.

Наклоны вперёд.

Дети садятся.

Учить развивать моторную координацию, развивать понятия «право» -«лево»

  1. Упражнение «Казаки - разбойники»

(5 минут)

Инструкция: Аборигены вам приготовили подсказку. - А кто такие аборигены?

Итак, аборигены вам развесили стрелочки подсказки, двигаясь от стрелочки к стрелочки, вы окажетесь ближе на пути к сокровищам. На стрелочках написаны слова, в которых пропущена буква В или Ф. Вам нужно вставить в слово карточку с правильной буквой и двигаться к следующей стрелочке.

Слова: фонтан, верба, фазан, пуфик, коврик, шарфик, фартук, овощи, вафли.

Ответы детей. Местный житель, который обитает на острове с самого рождения.

Слово фонтан, вставляем букву Ф.

Аналогично с каждой стрелочкой

Развивать звуковой анализ, зрительно-пространственные функции.

  1. Упражнение «Звуковые домики»

(5 минуты)

- А чего особенного было в последнем слове?

Инструкция: Сейчас мы будем чертить звуковую схему этого слова.

- сколько букв в этом слове?

- а звуков?

(один ребенок выходит к доске и чертит 5 клеточек)

- какой первый звук в этом слове? Дайте его характеристику.

- каким цветом обозначается твердый звук?

(Аналогично разбираются все звуки в этом слове и учащиеся по очереди «селят» звук в домик. Выходят к доске и раскрашивают клеточку соответствующим цветом)

В нем было две буквы В и Ф.

Пять

Звук [В] согласный, звонкий, твердый.

Синим.

[А]- гласный, ударный, раскрашиваем красным цветом.

[Ф] – согласный, глухой, твердый, раскрашиваем синим цветом.

[Л’] – согласный, сонорный, мягкий, раскрашиваем зеленым цветом.

[И]- гласная, безударная, раскрашиваем красным цветом.

Развивать навык звукового анализа

  1. Упражнение «Кто внимательнее»

Слайд 4

(5 минут)

Инструкция: Посмотрите ребята, к нам пришел Торопыжка. Он всегда быстро пишет и делает много ошибок. Торопыжка просит вас проверить, все ли он написал правильно. Возьмите красный карандаш и исправьте ошибки, если они есть.

Раздаются листочки с заданием, дети его выполняют самостоятельно, после все вмести проверяют задание.

Словосочетания: новые туфли, фафельный торт, красифый влажок, дыряфый кафтан, фкусная ворель, фиолетовый свитер, фарфоровая фазочка, родникофая вода.

Ответы детей: Вместо фафельный надо писать вафельный, меняем первую букву Ф, на В. Получится вафельный торт.

(аналогично каждое словосочетание)

Развитие функции контроля.

  1. Упражнение

«Закончи предложение»

Слайд 5

(7 минут)

Инструкция: Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.

(на слайде незаконченное предложение и две картинки «сова» и «софа»)

В лесу мы видели…

- сколько слов в этом предложении?

- какое первое? (второе, третье…)

-Чертим схему этого предложения. Не забудьте отметить маленькое слово и в конце предложения поставить…

В маленьком слове есть изучаемый звук?

А в каком еще слове есть изучаемый звук?

Далее заданием выполняется аналогично.

Предложения:

Сова, софа.

В лесу мы видели…

Маму купила новую…

Вата, фата.

Ваня купил в аптеке…

Невеста купила красивую…

Влага, флаги.

На домах повесили…

Весной на полях много…

Ответ детей:

Сову.

Пять

В

Точку

Ребенок выходит к доске и чертит схему:

В __ __ ___ _в_ .

Да, звук [В]

В слове «сова», звук [В] стоит в середине слова.

Дети отмечают звуки на схеме предложения.

Развивать логическое мышление.

Учить согласовывать слова в предложении.

III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ

  1. Итог занятия.

Слайд 6

(2 минуты)

Вот мы и добрались до сундука с сокровищами. (Логопед показывает сундук и достает «сокровища из сундука. Раздает детям наклейки).Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [B]-[Ф], [B’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями. Что особенно понравилось или запомнилось вам? Спасибо вам за интересное и увлекательное путешествие. Молодцы, ребята!

Ответы детей: Мы учились различать звуки [B]-[Ф] и [B’]-[Ф’].

[B] – согласный, звонкий, твердый

[Ф] – согласный, глухой твердый.

[B’] – согласный звонкий, мягкий.

[Ф’] – согласный, глухой, мягкий.

Поддерживающая оценка работы каждого ребенка на занятии. Развитие памяти, словесно-логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш в открытых слогах, в начале слов.

Презентация создавалась в помощь родителям по закреплению исправленного звука Ш и автоматизации его в слогах и словах. Ребёнок чётко и правильно повторяет за взрослым представленные слоги и слова. Кар...

Автоматизация звука Ш в открытых слогах, в середине слов

В презентации используются предметные картинки для автоматизации звука Ш в открытых слогах и в середине слов. Представленные в презентации картинки способствуют активизации предметного словаря детей. ...

Открытое логопедическое занятие "Автоматизация звука «С» в слогах и в словах"

Конспект открытого логопедического занятия в классе-группе по теме "Автоматизация звука "С" в слогах и словах"...

Автоматизация навыка произношения звука [С] в составе прямого и обратного слога на уровне слов (с учетом изменения грамматических форм).

Занятие предназначено для детей 6-7 лет. Может проводиться индивидуально и с подгруппой детей....

Дифференциация звуков [П] - [Б], [П\'] - [Б\'] в слогах и в словах.

Тема занятия выбрана в соответствии с тематическим планированием, с рабочей программой по логопедии. Учащиеся школы VIII вида неточно дифференцируют парные согласные, в письменных работах под диктовк...