Внедрение инклюзивной практики в общеобразовательные учреждения с учетом ФГОС
статья на тему

В статье раскрываются особенности построения модели инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ С УЧЁТОМ ФГОС

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Одним из важнейших направлений деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Реализуемый в общеобразовательных учреждениях подход к совместному обучению детей строится на принципах междисциплинарности, уважения к личности ребенка и понимания основных этапов его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах. [3, С. 94]

Основных составляющих механизма внедрения инклюзии может быть несколько. Во-первых, обеспечение детей услугами специалистов (силами учреждения, комиссии психолого-медико-педагогического сопровождения), поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами при участии воспитателей групп; во-вторых, организация семинаров и практикумов для воспитателей и специалистов, посвященных основам возрастной психологии, видам дизонтогенеза, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии; в-третьих, внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, родительский клуб, консультации специалистов, проведение праздников, походов, субботников и т. д.). [2, С. 114]

Кроме того, в общеобразовательных учреждениях созданы необходимые условия для организации и развития инклюзивного образования: оборудованы сенсорная комната, реализуется методика В.Ф. Базарного, бассейн. Работают группа кратковременного пребывания, служба ранней помощи (консультативный пункт), центр игровой поддержки ребенка.

Особое место в организации работы группы, в которой реализуется инклюзивная практика, отводятся учителю-логопеду и педагогу-психологу. Ведь учитель-логопед и педагог-психолог вместе с учителем начальных классов помогают ребенку с ОВЗ социализироваться и адаптироваться к обучению в школе, способствуют формированию у ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыков общения, налаживанию адекватного взаимодействия ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми.

Недостаточно организовать безбарьерную среду – важно иметь в штате квалифицированных специалистов для работы с особым контингентом детей. Учитель, в чей класс поступает ребенок с ОВЗ, должен быть готов к этому. В связи с этим педагоги проходят соответствующую профессиональную подготовку.

При организации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях созданы особые условия и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. При этом основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, отвечающий за сопровождение ребенка с ОВЗ, решает каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для обучающегося, то есть способствует созданию оптимальных условий как в школе, так и в семье.

На этапе внедрения инклюзии было улучшено материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений: оборудованы функциональные помещения (кабинет учителя-логопеда, кабинет социально-психологической службы, сенсорная комната, медицинский кабинет, физкультурный зал); приобретены речевые компьютерные программы, тактильные дорожки, тактильная настенная панель, развивающие и коррекционные деревянные игры.

Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальный маршрут развития. В рамках реализации маршрута ребенка коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед. Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты учитывают содержание общеобразовательной программы данного класса и строят коррекционные развивающие занятия так, чтобы темы занятий и уроков перекликались и дополняли друг друга.

Также не надо забывать о различных формах работы с родителями. Ведь наша задача, чтобы на уроке, празднике или спортивном мероприятии ребенок с особенностями в развитии не только пассивно высиживал время, но и активно принимал участие. Ведь это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка с ОВЗ, ведь участие ребенка в мероприятии – своего рода отчет педагогов о проделанной работе. В свою очередь родители, воспитывающие детей с особенностями в развитии, могут наглядно увидеть, чему научился их ребенок, и гордиться его достижениями. Единство школы и семьи –  ключ к успеху в инклюзивном образовании.

Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей детей. Ведь развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.

Образовательный процесс в школах, реализующих инклюзивную практику, можно выстроить следующим образом:

-Мониторинг индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ.

-Организация совместной жизнедеятельности детей в классе инклюзивного образования.

-Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия специалистов.

-Совместная деятельность учителя и специалистов в организации образовательного процесса в классах, реализующих инклюзивную практику. [4, С. 57]

Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что слаженная, дисциплинарная работа специалистов, учителей и педагогов, основанная на понимании, тесном сотрудничестве и взаимодействии, способная работать в команде, способствует повышению качества образовательного процесса и созданию благоприятного эмоционального климата, в основе которого уважение к личности ребенка, высокий уровень профессиональной компетентности каждого педагога.

Список использованных источников:

1. Аверина И.Е. Методические рекомендации по организации работы службы сопровождения детей с детьми раннего возраста. Программа занятий детско-родительских интегративных (инклюзивных групп). Вып. 5. М., 2010.

2. Борисова Н.В, Прушинский С.А.  Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., Перспектива, 2009. – 272 с.

3. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 156 с.

4. Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.:ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Внедрение ВФСК ГТО в общеобразовательных учреждениях Невского района Санкт-Петербурга

Внедрение ВФСК ГТО в общеобразовательных учрежденияхНевского района Санкт-Петербургана 03.11.2015г.Одной из главных задач возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» в Невском районе является моде...

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении

Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно вырос заказ обще...

«Инклюзивная среда в общеобразовательном учреждении»

В данной презентации предоставле проект " Инклюзивной среды в общеобразовательном учреждении"...

презентация "Внедрение в практику работы стационарного учреждения канистерапии"

Что такое канистерапия, как она влияет на детей. Какие результаты работы...

Методические рекомендации с изменениями по организации полевой экологической практики в общеобразовательной школе с учетом разновозрастной группы.

В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на курс биологии и экологии 6-8 класса. В работе даются рекоменда...