Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"
план-конспект на тему

Индивидуальное логопедическое занятие

"Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных

в слогах, словах, словосочетаниях  и предложениях"

Н.Н.Долженкова,

учитель-логопед

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

 

Цель: автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ р ];

 - автоматизировать звук  р  в слогах со стечением согласных, словах, словосочетаниях и предложениях;

 - уточнить характеристику звука  р ;

- закрепить умение определять наличие звука [ р ] в словах.

 - совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании существительных множественного числа, согласовывать существительное с прилагательным)

коррекционно-развивающие:

 - совершенствовать артикуляционную моторику

  - развивать внимание, память,  общую и мелкую моторику.

коррекционно-воспитательные:

 - формировать самостоятельность, инициативность;

 - развивать интерес к различным видам словесно-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiyadocx.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

"Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных

в слогах, словах, словосочетаниях  и предложениях"

Н.Н.Долженкова,

учитель-логопед

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Цель: автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ р ];

 - автоматизировать звук  р  в слогах со стечением согласных, словах, словосочетаниях и предложениях;

 - уточнить характеристику звука  р ;

- закрепить умение определять наличие звука [ р ] в словах.

 - совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании существительных множественного числа, согласовывать существительное с прилагательным)

коррекционно-развивающие:

 - совершенствовать артикуляционную моторику

  - развивать внимание, память,  общую и мелкую моторику.

коррекционно-воспитательные:

 - формировать самостоятельность, инициативность;

 - развивать интерес к различным видам словесно-дидактических игр.

 Оборудование: картинки тигра, грузовика, кролика, магазина, склада, тигриных следов; предметные картинки игрушек: крокодил, кроватка, кобра, страус, труба, краб, тигр, зебра, надувной круг, ведро, дракон, крот, грузовик; набор картинок «Угощение»: гранат, груша, ватрушка, графин, крыжовник, виноград, салат; крышечки-сигналы (синие, зеленые, красные), карточки для упражнения «Найди пару», подарок с конфетами.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Установление эмоционального контакта с ребенком.

Логопед. Ты любишь загадки? Я сейчас тебе одну загадаю, и ты узнаешь, кого мы ждем сегодня в гости.

Загадка:

Хищник сильный он, зубастый,

Полосатый и усатый.

И клыки большие есть.

Мясо любит он поесть.

У него с когтями лапы,

Может сильно поцарапать,

А издалека на кошку

Этот зверь похож немножко.

Логопед. Догадался, кто это?

Ребенок. Это тигр.

Логопед. Правильно. Сегодня мы с тобой вновь встретимся с Тигром (показываем картинку или игрушку тигра). Только он у нас не настоящий, а из мультфильма. Давай вспомним, как он рычит.

Ребенок произносит раскатисто и длительно звук [ р ].

2.Логопед. Расскажи как получается звук [ р ].

Ребенок по схеме рассказывает артикуляцию звука [ р ].

Губы – улыбаются. Зубы разомкнуты (приоткрыты). Язык – широкий, поднят вверх за верхние зубы и дрожит (вибрирует). Выдох сильный. В горлышке работает моторчик.

Логопед. Держи веревочку. От 1-го узелка до 2-го ты будешь рычать громко, а от 2-го до следующего – тихо.

Ребенок скользит пальчиками по веревке от узелка до узелка и длительно рычит громко, затем тихо.

Логопед. Расскажи об этом звуке, дай характеристику.

Ребенок. Звук [ р ] согласный, звонкий, твердый, обозначается буквой [ эр].

3.Логопед. Сегодня мы поможем Тигру работать в его магазине. И сначала отправляемся на склад за товаром. Нам потребуется машина (показываем картинку грузовика). Что это за машина? Что она перевозит?

Ребенок. Это грузовик. Грузовая машина. Она перевозит грузы.

Логопед. Заводи. Поехали!

Ребенок имитирует мотор машины др-р-р, др-р-р-р-р-р-р.

Логопед. А вот и склад. Смотри, сколько снега намело! На машине не проехать. Придется оставить ее здесь и идти пешком. Впереди пойдет тигр, а ты по его следам (показываем картинку следов, над каждым следом надписан слог). Шагаем и читаем слоги.

Ребенок идет пальчиками по следам, называя слог ( дра, дро, дру, дры, тра, тро, тры, тру, гро, гру, гры, гра, кры, кра, кро, кру, фра, фро, фру, фры).

Логопед. Что мы с тобой сделали?

Ребенок. Прошли по следам.

4.Логопед. И вот мы подошли к складу. Что нужно сделать?

Ребенок. Открыть двери.

Логопед. Сколько здесь разных товаров! Будь внимательным. Мы отберем только те предметы, в названии которых звук [ р ] есть. Для нашего магазина нужны только эти.

Ребенок проговаривает слова и отбирает картинки со звуком [ р ].

Логопед. Что мы с тобой сделали?

Ребенок. Отобрали товар.

Логопед. Как одним словом назвать все эти предметы?

Ребенок. Мы отобрали игрушки.

5.Логопед. Мы с тобой выбрали образцы товаров. Но для магазина нам нужно много предметов. Ведь желающих купить, например, игрушку дракона, может быть не один человек, а несколько. Поэтому в грузовик мы будем грузить много предметов. Посмотри на картинку, а теперь переверни и назови (на одной стороне предмет в единственном числе, а на другой во множественном).

Ребенок называет предметы во множественном числе. Картинки складывает в грузовик.

Логопед задает наводящие вопросы, побуждая ребенка говорить слова со звуком [ р] .Что мы с тобой сделали? Куда отправляемся? Как поедем?

Ребенок. Загрузили товар в грузовик. Закрываем склад. Отправляемся в магазин игрушек. Поедем быстро-быстро.

6.Логопед. В магазине должен быть порядок. Поэтому товар надо аккуратно расставить на полках. На первую полку поставим предметы из 1 слога. На 2-из 2. На 3- из 3.

Ребенок делит слова на слоги, расставляет товар, и рассказывает что он делал.

Мы расставляли игрушки.

Логопед. Благодаря тебе Тигр может завтра открыть магазин. Он говорит тебе огромное спасибо и предлагает отдохнуть и подвигаться.

7. Речь с движением

«Тигр»

 - Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения, обучение элементам пантомимы, закрепление знаний детей о внешнем виде и повадках тигра.

Вот по лесу тигр крадется.     Имитирует походку тигра.

Кто же тигру попадется?     Смотрит направо-налево.

У него длина два метра,     Широко разводит руки.

Чуткий слух     Полусогнутыми ладонями показывает тигриные уши.

И зоркий глаз.    Показывает «бинокль».

Зайца, барсука, оленя     Делает резкое хватательное движение правой, а 

Он ловил уже не раз.     затем левой рукой.

У него полосок много,     Поочередно проводит по туловищу то

                                             правой, то левой рукой, рисуя полоски.

Очень острые клыки,     Показывает зубы.

У него с когтями лапы.    Показывает ладони с полусогнутыми 

                                             пальцами.

От него, дружок, беги!     Имитирует бег.

8.Логопед. Пора перекусить. Мы пойдем к Кролику (показываем картинку кролика). Это друг Тигра. Кролик и Тигр – друзья. Пока Кролик накрывает на стол, сделаем ему подарок – выполним схему слова кролик.

Ребенок произносит слово кролик и выполняет задание. Из фишек выкладывает схему слова. Каждый раз, возвращаясь к началу и прочитывая то, что получилось.

При выполнении работы логопед, если нужно оказывает ребенку помощь.

Какую фишку поставим? Назови, какой это звук? Прочитай что получилось? и т.д.

К –синяя фишка, звук [ к ];

Кр-р-р –синяя фишка, звук [ р ];

Кро-о-о – красная фишка, звук [ о ];

Кро [ль ] – зеленая фишка, звук [ ль ];

Кроли-и-и – красная фишка, звук [ и ];

КролиК – синяя фишка, звук [ к ].

Логопед. Поставь пальчик на звук [ р ]. Порычи. Какой звук впереди? Какой сзади? Раздели на слоги. В каком слоге звук [ р].

Ребенок. Делит слово на слоги кро-лик. Звук [ р ] в первом слоге.

9.Логопед. Кролик рад такому подарку и приглашает всех к столу. Сколько угощения он приготовил! Бери, что тебе понравилось? Что ты хочешь взять?

Ребенок называет картинки и выкладывает их перед собой (груша, гранат, графин, крыжовник, виноград, ватрушка).

Логопед. Все такое вкусное красивое! Мы сидим за праздничным столом. Но Кролик не только нас угощает, но развлекает. Он придумал игру. Держи карточки со словами. Прочитай первую.

Ребенок читает карточку. С творогом.

Логопед. Как ты думаешь, про какое угощение можно сказать с творогом? Соедини картинку со словом. Что получится?

Ребенок. Приклеивает картинку и проговаривает то, что получилось. Ватрушка с творогом.

Логопед. У нас с тобой получились словосочетания. Бери вторую карточку. Ищи, к какому предмету подойдет слово?

Словосочетания:

Ватрушка с творогом,

Ароматная груша,

Красный гранат,

Гроздь винограда,

Крупный крыжовник,

Красивый графин.

Можно, еще добавить слова: крабовый салат, свежие фрукты. Вспомнить, как называется сок из груши – грушевый сок, из винограда - виноградный, из граната - гранатовый сок и т.д.

10. 

а). Если ребенок "слабый" дальше можно продолжить работу в вопросно-ответной форме. Ребенок должен отвечать полным предложением.

Логопед. А сейчас давай расскажем, у кого мы в гостях и что здесь делаем.

Ребенок. Мы в гостях у Кролика сидим за праздничным столом.

Логопед. Кому накрыл стол Кролик.

Кролик накрыл стол для Тигра и .......

А что Кролик поставил на стол? Что ты запомнил?

Кролик поставил на стол: и перечисляет то, что запомнил.

Как ты думаешь, что больше всего понравилось Тигру?

А тебе, что больше всего понравилось?

Ответы ребенка.

б). Если ребенок "сильный" можно дать задание на составление предложений.

Логопед. Посмотри внимательно на карточки со словосочетаниями. У каждой из них свой фигурный край. Тебе сейчас нужно будет найти пару, совместив края. Если ты соберешь правильно  - у тебя получатся предложения.

Можно сделать другую подсказку. Вверху карточки поставить символ (разные геометрические фигуры или одну фигуру разного цвета). Одна половинка фигуры будет на одной карточке, а другая на другой. Ребенок складывает из половинок фигуру, а ниже получается предложение.

Предложения:

На завтрак подавали ватрушки с творогом.

В корзинке лежит крупный крыжовник.

На рынке продают ароматные груши.

Повар приготовил крабовый салат.

Рая нарисовала гроздь винограда.

Осенью созрел красный гранат.

11. Итог занятия.

Логопед. Нам всем (Тигру, Кролику и мне) очень понравилось, как ты работал, как ты красиво и правильно говорил. И мы приготовили для тебе подарки. Догадайся кто какой подарок хочет тебе вручить. Логопед вручает подарки (конфеты).

Ребенок. Кролик дарит морковку. Тигр  -  косточки. А вы - шоколадные монетки.

Логопед. Нам пора уходить. Что нужно сделать, уходя из гостей?

Поблагодарить и попрощаться.

Ребенок прощается с Тигром и Кроликом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада по теме:"Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

На  занятии отрабатывается автоматизвация звука [Р],  уточняется понимание причинно - следственных связей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, воспитывается интерес к учебе....

Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"

Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...

Конспект индивидуального занятия 2 «Б» класс Тема: Автоматизация [с] в слогах, словах и предложениях.

На данном занятии учитель-логопед проводит работу по закреплению правильного произношения  звука [с] в слогах, словах и предложениях. Большое внимание уделяется развитию фонематического восприяти...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия«Автоматизация звука [ш] в слогах, словахи предложениях»...

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)

Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...