Значение межпредметных связей в создании условий для максимальной социализации учащихся со сложной структурой дефекта.
статья на тему

Марченко Елена Николаевна

Для учащихся со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_mezhpredmetnyh_svyazey.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Значение межпредметных связей

в создании условий для максимальной социализации учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости.

Учитель: Марченко Е.Н.

        Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебовоспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве.

Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.

Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.

Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей общественной жизни выпускников.

Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных чертсовременного научного по

В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функциямежпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

Развивающая функциямежпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функциямежпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей

 Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.

При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.

Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников.

Наша школа « специализируется» на обучении детей с выраженной и тяжелой степенью умственной отсталости и сложной структурой дефекта. Как любая коррекционная школа мы решаем задачи максимально возможной коррекции психических и физических недостатков развития. Наша школа должна обеспечить максимально возможную социальную социальную адоптацию детей с особыми потребностями в обществе.

Работа по социализации учащихся начинается с младших классов, продолжается в средних и особое значение приобретает в старших классах. Начиная с пятого класса, когда букварный период еще не до конца завершен, исходя из имеющихся знаний учащихся, я уже старалась предлагать детям небольшие тексты для чтения и письма по темам, изучаемым на уроках развития речи, социальная коммуникация и живой мир. Темы на уроках рисования и ручного труда так же согласовывала с темами этих уроков.  Например,при изучении темы «Весна», мы рассматривали приметы весны по картинкам и иллюстрациям на уроках живой мир, изучали перелетных птиц, весенние цветы, труд людей весной. На уроках развития речи составляли рассказы на темы «Что бывает весной», «Птицы весной», «Одуванчик - весенний цветок», «Весенние работы в саду», Сходили на экскурсию в парк на тему «Приметы весны».  На уроках чтения и письма дети читали и писали короткие предложения по теме. На уроках социальной коммуникации беседовали на тему «Что такое субботник» и, по возможности ,принимали в нем участие. На уроках счета считали первые цветы,  посаженные деревья и появившихся насекомых. На уроках рисования и прикладного туда выполняли работы на темы «Припекает весеннее солнышко», «Деревья весной», «Расцвели подснежники», «Сорока- перелетная птица», «Скворечники», «Одуванчики» и др.

Для изучения темы «Я ученик», я проводила несколько уроков по развитию речи, беседуя и составляя рассказы о школе, учителях и учениках. На уроках социальной коммуникации учили адрес школы, схемы проезда от дома до школы, правила поведения в школе. На уроках чтения и письма читали и составляли слова и короткие предложения  по данной теме.( Например: Я ученик. Я учусь в школе. Я люблю учиться. Я учусь читать и писать. Я решаю примеры и задачи.). На уроках прикладного труда делали аппликацию «Наша школа». На уроках счета считали сколько детей у нас в классе, сколько учителей нас учит, сколько букв мы уже прошли, сколько парт и стульев в нашем классе и т.д. На уроке ручного творчества делали открытки учителям на День учителя. На уроках живой мир изучали правильный режим дня школьника.

Таким образом знания, получаемые на одном уроке, многократно отрабатываются и закрепляются на других уроках. Практически любая тема взятая для изучения в классе, изучается, отрабатывается и закрепляется параллельно на различных уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...

Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.

Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"

Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...

Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"

Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно  детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты

Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Сенсорное развитие учащихся со сложной структурой дефекта.

Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными...