Проект "Осень"
проект (5 класс) на тему

Марченко Елена Николаевна

 Проект "Осень" для учащихся со сложной структурой дефекта (5-7 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Осень»

для  5 «ж» класса школы №2124 СП 486

для учащихся со сложной структурой дефекта.

Тема: «Осень».

Тип проекта: исследовательский, творческий.

Цель проекта: закреплять, расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Осень»

Задачи:

- актуализировать и систематизировать знания детей об осени и ее признаках.

- развивать память посредствам работы над загадками, слушания стихотворений, называнием (показом) явлений природы; элементарное мышление путем разгадывания загадок, сопоставления картинок; внимание при выполнении заданий, воспроизведении движений в соответствие с текстом; обогащение пассивного и активного словарного запаса, путем вызывания звукоподражания, активизация пассивного словаря учащихся владеющих речью, развивать творческие способности и навыки коммуникации в ходе внеклассного мероприятия;

 - Воспитывать интерес к явлением природы и изменениям погоды, бережное отношение  и любовь к природе, акивность и любознательность, стремления к совместной деятельности с другими детьми, адекватно относиться к массовым мероприятиям, выполняя правила поведения.

Пояснительная записка:

Реализация проекта в специальной коррекционной школе 8 вида для детей с ОВЗ отличается от аналогичной деятельности в массовых школах и школах для детей с незначительными нарушениями в развитии интеллекта. Так как самостоятельная исследовательская деятельность учащихся  с ОВЗ, особенно учащихся со сложной структурой дефекта, практически не возможна, ведущая роль в данном виде деятельности отводиться учителю. Но при этом не стоит исключать данный вид деятельности из работы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Учитывая выше сказанное, нами был выбран проект максимально близкий детям по их интересам, а также форма представления проекта была выбрана игровая.

Обучение новым технологиям данной категории детей осложняется в силу их интеллектуальных особенностей и возможностей,  требует более длительного подготовительного этапа. В данном случае, эта деятельность была связана с продолжительной систематической работой по теме на протяжении нескольких уроков по развитию речи, живому миру, изобразительной деятельности.

Так как часть детей, принимающих участие в проекте, не владеет речью, а часть имеет только зачатки речи, что очень затрудняет ведение какой-либо продуктивной деятельности, то реализация проекта была направлена на развитие речевой активности как вербальной, так и не вербальной.

Данный проект имеет достаточно длительную протяженность во времени, но так как в ходе реализации проекта весь материал носит циклических характер, с постепенным расширением предоставляемого материала, что дает возможность учащимся наиболее прочно усвоить учебный материал и повысить мотивацию к изучению.

Проектная деятельность в специальной коррекционной школе 8 вида для детей с ОВЗ не просто возможна, но и необходима, так как реализация проекта позволяет более прочно изучить материал, систематизировать его, повысить мотивацию к изучению того или иного предмета, что крайне важно для детей данной категории, помогает преодолевать трудности интеллектуального развития, коммуникации: позволяет реализовывать и воспитательные задачи.

Алгоритм проведения проекта.

Проблема

Трудности в изучении признаков осени.

Почему?

Недостаточность представлений об окружающей действительности , бедность  словарного запаса.

Что делать?

Провести серию уроков, направленных на изучение признаков осени на уроках развития речи, живого мира, изобразительной деятельности.

Как?

С использованием дифференцированных подгрупповых, индивидуальных заданий.

Что получить? (результат)

Создать материальную базу для интерактивного мероприятия «Прогулка в осенний лес».

Этапы проекта:

1-ый этап. Погружение в проект: подготовка к деятельности учащихся:

- просмотр короткометражных фильмов о явлениях природы осенью;

- наблюдение (по возможности) за явлениями природы и изменениями в природе

  осенью.

2-ой этап. Организация деятельности:

- изучение признаков осени на уроках на уроках развития речи, живого мира;

- закрепление полученных знаний на уроках рисования, лепки, аппликации;

- проведение наблюдений за явлениями природы и изменениями в природе

  осенью.

3-ий этап. Осуществление деятельности:

- подготовка материальной базы и реализация интегрированного урока

 «Прогулка в осенний лес».

4-ый этап. Презентация результатов:

- Проведение  интерактивного мероприятия:  «Прогулка в осенний лес».

  1. ый этап проекта:

На данном этапе проходило наблюдение за особенностями погоды и

природными явлениями осени, просмотр видео фильмов о природе и погоде осенью

 как на уроках так и в домашней обстановке.

Дети во внеурочное время просматривали видеоролики, презентации по темам

 проекта, наблюдали явления природы с воспитателями и родителями.

2- ой этап проекта:

На уроках развития речи и живого мира были изучены темы:

- Составление рассказа по картинкам на тему «Золотая осень»;

- Составление рассказа по картинкам «Поздняя осень». Составление рассказа по

   картинкам «Поздняя осень»;

- Заучивание стихотворения «Осень»;

-  Составление рассказа на тему «Скоро каникулы»;

- Составление рассказа на тему «Как я провел осенние каникулы»;

 - Беседа «Три месяца осени»;

 - Осень. Ранняя осень. Сентябрь. Изменения в природе и погоде;

 - Сад осенью. Фрукты и ягоды;

 - Огород осенью. Овощи;

 - Октябрь – середина осени. Изменения в природе и погоде в октябре;

 - Ноябрь – последний месяц осени. Изменение в природе в ноябре.

         На уроках изобразительной деятельности закрепление материала по темам:

- Осенние листья. (Раскрашивание готового контура карандашами и красками);

- Ветка рябины осенью. (Краски);

- Деревья осенью. (Раскрашивание готового контура карандашами и красками);

- Разноцветные зонтики (Раскрашивание готового контура карандашами и красками);

- Золотая осень. (Раскрашивание готового контура карандашами);

- Листопад (Раскрашивание готового контура карандашами и красками, аппликация).

Некоторые конспекты:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «УСТНАЯ РЕЧЬ»

ТЕМА «Признаки осени».

Предмет: устная речь.

Тип урока: практическое закрепление знаний.

Цель урока:  закреплять и систематизировать знания учащихся об осени и её признаках.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать и систематизировать знания детей об осени и ее признаках.

Коррекционные:

- развивать  внимание,  речь, память,  зрительное и слуховое восприятие, познавательные интересы, моторику, расширять словарь учащихся.

Воспитательные: в

оспитывать любовь к природе, бережное отношение к  ней,  активность  и любознательность, наблюдательность.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки с изображение признаков осени;
  2. Листья разноцветные;
  3. Презентация на тему: «Овощи».

Раздаточный материал:

Индивидуальные карточки.

Ход урока.

Этапы и приемы

работы

Цели этапов

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

 Организация начала урока.

 мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника

Звенит звонок весёлый,

Вошёл учитель в класс.

И вот притихла школа:

Настал урока час.

 Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня.

Учащиеся  выполняют инструкции учителя.

Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока.

Сообщение темы урока

Уточнение названия предмета . Уточнение числа и месяца.

Сообщение темы урока.

- Какой урок у вас был перед этим уроком?

- Какой урок сейчас начинается?

- Посмотрите на картинку и послушайте стихотворение:

Небо в тучах всё грустит,

Слёзы льёт, листвой шуршит,

Журавлей за море просит.

Так приходит тихо …. (осень)

- Кто знает, какое время года сейчас идёт?

- Тема нашего урока: Признаки осени.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Если дети затрудняются с ответами на вопросы, учитель помогает им сформировать ответ. На доске написана тема урока. На доске картинка с изображением осеннего пейзажа.

Актуализация знаний учащихся.

Актуализация и систематизация знаний по теме урока.

- Осень приходит не сразу, а постепенно. Длится осень три месяца. Кто может назвать весенние месяцы?

- Сентябрь – первый месяц осени. Он наступает сразу  после жаркого лета. Всё лето деревья в зелёные листья обеты, цветут цветы, растут ягоды и грибы, весело поют птицы, летают жуки и бабочки. На огородах и в садах растут овощи и фрукты. Под тёплым летним солнышком всё растёт и созревает. Но осенью становится холоднее, особенно ночью. Пора собирать урожай. Что же за урожай мы собрали?

Зрел всё лето урожай,

Что собрали, отгадай!

Здесь весною было пусто,

Летом выросла …. (капуста)

Собирали мы в лукошко

Очень вкусную …. (картошку).

Из земли за чуб плутовку

Тянут сочную … (морковку).

От дождя земля намокла,

Вылезай толстушка …. (свёкла).

Помогает деду внук,

Собирает с грядок … (лук).

- Что за урожай мы собрали, как эти предметы называются?

Собираем осенью урожай плодов

Очень много радости ото всех трудов.

- Очень много нужно потрудиться людям, что бы собрать такой  большой урожай. Надо поторопиться, ведь осенью становится всё холоднее и холоднее.

Вот уже и наступил второй месяц осени октябрь.

Октябрь холоднее, чем сентябрь. Овощи и фрукты уже не растут, цветы вянут. Зато в октябре наступает «золотая осень».

- Что «значит золотая осень»?

- Осень золотая, кто тебе не рад!

Весело идём мы на прогулку в сад.

Посмотрите, сколько на дереве разных листочков.

Какого они цвета?

Но ещё остались и зелёные листья. Давайте оставим на дереве только осенние листочки, а зеленые уберём.

Вот листочки жёлтые,

Вот листочки красные.

Соберём в большой букет

Мы листочки разные.

Станет в комнате красиво.

Скажет мама нам: «Спасибо».

- Красивое дерево осенью, золотое.

- Посмотрите, ребята, но листья не только на деревьях, но и на земле. Почему.

-Как это называется, когда падают лоистья?

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- Замерзает природа. Листья с деревьев падают.

Птицы от нас улетают. Куда они полетели?

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Овощи.

- Значит листья на деревьях становятся жёлтыми, красными и оранжевыми.

Уч-ся убирают с доски все зелёные листья.

- Осенью листья падают.

- Это листопад.

- На юг, в тёплые края.

На экране слайд №1.

( по очереди появляются изображения овощей)

На доске карточка с изображение овощей и фруктов.

На доске рисунок дерева, листья на сагнитах.

На доске карточка с изображением «осеннего дерева».

На доске карточка с изображением «листопад».

На доске карточка с изображением «Караван птиц»

Динамическая пауза.

Активизировать двигательную активность учащихся,

Учитель демонстрирует учащимся действия.

Руки подняли, помахали:

Это деревья в лесу.

Локти согнули, руки встряхнули:

Ветер срывает листву.

Плавно руками помашем:

В далёкий край птицы летят.

Как они сядут покажем:
Крылья сложили назад.

Учащиеся вместе с учителем выполняют  движения, предлагаемые в презентации.

Актуализация знаний учащихся.

Актуализация и систематизация знаний по теме урока.

Миновало лето, осень наступила,

На полях и рощах пусто и уныло.

Птицы улетели, стали дни короче,

Солнышка не видно, тёмны, тёмны ночи.

Улетели птицы, упали все листья с деревьев. Вот и наступил последний месяц осени: ноябрь.

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днём и ночью дождик льёт.

А бывает, снег идёт.

- Очень холодно стало. Как же мы гулять пойдём, мы же замёрзнем.

- посмотрите, эти мальчики собрались погулять, но они очень по-  разному одеты. Кто из них оделся правильно.

- Вот так мы оденемся осенью. Что надел этот мальчик?

- Мы оденемся тепло и пойдём гулять. А на улице деревья без листьев и снежок идёт.

-А как называется дерево без листьев?

- А почему снег на улице пошёл, а не дождь?

- Нам совсем, совсем немного  ждать зимы седой осталось.

- Мы тепло оденемся.

- Шапку, шарф, куртку, брюки, сапоги и перчатки.

- Голое дерево.

- Стало совсем холодно.

На доске карточка с изображением

«голое дерево»

На доске карточка с изображением

«снежинки»

На доске карточки с изображением мальчиков в летней, осенней и зимней одежде. Уч-ся выбирает нужную карточку.

Закрепление материала.

- Посмотрите на карточки на доске. Как же всё изменилось за осень. Давайте вспомним, как начиналась осень:

- Покажите, где урожай;

- Покажите, где золотая осень;

- Покажите, где листопад;

- Покажите, где птицы улетают в тёплые края;

- Покажите, где голое дерево;

- Покажите, где снег пошёл.

Уч-ся по очереди выходят к доске и показывают и, по возможности, называют  основные признаки осени.

Закрепление материала.

Дидактическая игра  «4-й лишний»

- Посмотрите, на ваших картинках, нарисованы признаки осени. Но среди них есть один рисунок, который не подходит к признакам осени, такого осенью не бывает. Давайте найдём его.

- Листопад бывает осенью?

- Птицы улетают осенью?

- Урожай собирают осенью?

- Скворечники для птиц делают осенью?

- Давайте, зачеркнём скворечник. Скворечники мы будем вешать весной.

- Да.

- Да.

- Да.

- Нет.

У учащихся карточки.

Уч-ся выполняют задание на карточке.

Итог урока.

Оценка работы учеников на уроке.

- Молодцы, вы хорошо старались на уроке.

Сообщение домашнего задания.

Дома вы закрасите картинку «Осень» и повторите признаки осени.

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс _5 «Ж»_                                                                                        Учитель: Марченко Е.Н.

Предмет:  «Лепка, рисование, ручное творчество»

Тема:    «Осенние листья»____Трафаретная пластилинография

Цель :    Освоение способа создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости.

Задачи:

  1. Образовательные

 Учить детей создавать образы осенних листьев в нетрадиционной технике исполнения - пластилинографии,  используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином: разминание, раскатывание, отщипывание, намазывание, растягивание;

 Развивать у детей познавательный интерес к природе, представления о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды;

 Активизировать и расширять пассивный и активный словарный запас по теме.

  1. Коррекционно-развивающие

  Активизировать наблюдательность, фантазию, зрительную память;

  Развивать моторику пальцев рук, цветовое восприятие, пространственную ориентировку;

 Развивать навыки социальной коммуникации посредством правильного выбора названия деревьев и соотнесения листьев этих деревьев по форме и цвету;

  1. Воспитательные

 Формировать навыки фронтальной работы;

 Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;

 Воспитывать у детей бережное отношение к пластилину, уважительное отношение к чужой работе.

Оборудование

У учителя:

Предметные картинки с изображением осеннего леса; деревьев: дуба, клена, березы; животного – ёжика;

образец готовой работы; пособие «правила безопасной работы с пластилином», пластилин, стеки.

У учащихся:

Планшет с трафаретами «осенние листья», пластилин желтого, оранжевого, красного, коричневого цвета (на выбор); доска для пластилина, салфетки для рук.

План урока:

  1. Подготовительный этап
  1. Организационный момент
  2. Ориентировка во времени
  1. Основная часть
  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме
  2. Физкультминутка «Листопад»
  3. Подведение к теме урока
  4. Сообщение темы урока
  5. Словарная работа
  6. Анализ предстоящей работы
  7. Инструктаж по ТБ при работе с пластилином
  8. Коррекционная гимнастика для рук
  9. Практическая работа
  1. Заключительная часть
  1. Выставка работ учащихся
  2. Анализ и оценка работ

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

(адаптированные дидактические материалы)

  1. Подготови

тельный этап

  1. Организаци
  2. онный момент

  1. Ориентировка
  2.  во времени

  1. Основная

 часть

Актуализация опорных  знаний учащихся по теме «Деревья осенью».

  1. Физкульт-

минутка «листопад»

  1. Подведение к теме урока «Осенние листья»

  1.  Сообщение

 темы урока

  1. Словарная
  2.  работа

  1. Анализ предстоящей работы

7)Инструктаж по ТБ при работе с пластилином.

  1. Коррекцион

ная гимнастика для рук.

  1. Практическая работа

учащихся с параллельным показом учителем

    на доске последователь

ности выполне

ния работы.

  1. Заключитель
  2. ная часть.

  1. Выставка работ учащихся.

  1. Анализ работ с участием Ёжика.

  1. Оценка работ учащихся.

Поприветствуем гостей,
Улыбнёмся веселей.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.

Сели на свои места: спинки прямо, ноги стоят на полу, руки лежат на парте.

Давайте вспомним, какое сегодня число?

Какой день недели?

Какой у нас сейчас будет урок?

Какое сейчас время года ?

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в наш волшебный лес.

- Отвезет нас туда веселый паровозик.

 - Выходите из-за парт, вставайте друг за другом и поехали…

- Посмотрите, сколько тут деревьев!

- Давайте посчитаем, сколько их.

- Кто мне скажет, как называются эти деревья?

 

- А какого цвета листья на деревьях?

- Дети , а почему на деревьях так мало листочков?

- Да, много листочков упало на землю. А давайте соберем их.

Мы отнесем их в класс и поиграем с ними.

- Ой, послушайте. Что вы слышите? Кто-то шуршит.

Давайте посмотрим,

кто это?

- Да, это ежик.

«Словно ёлка, весь в иголках»

- Мы листочки  с вами собрали, а ежик не успел себе норку из листочков на зиму сделать.

- Давайте поможем ежику, изобразим много листочков.

- Поможем ёжику?

Ежик пока побудет с нами, посмотрит, как мы будем играть и работать.  

- Давайте покажем ёжику, как хорошо вы знаете цвета золотой осени.

Задание такое: разложите желтые и оранжевые листья в корзиночки такого же цвета.

- Вы молодцы! Хорошо разбираетесь в осенних листьях.

- Сегодня на уроке мы создадим осенние листья для ёжика. Мы будем работать с вашим любимым материалом. А каким, вы поймете,

отгадав загадку :

Я весь мир слепить готов
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть...
 

- Правильно, пластилин!

- Ребята, сегодня на уроке мы создадим листочки знакомых вам деревьев.

- Назовите, какие это деревья?

А раскрасим их необычно – с помощью пластилина!

- Посмотрите, как должна выглядеть ваша готовая работа.

- А как мы это сделаем?

- Ребята, какие приемы лепки мы уже знаем?

-Давайте вспомним технику работы, которой мы уже пользовались.

- Я предлагаю создать листья с помощью пластилиновой живописи.

- А что такое пластилиновая живопись?.

- Нашим основным приемом работы сегодня будет растягивание.

- Как выполняется этот прием?

- Прежде чем приступить к работе, ознакомимся с правилами безопасной работы с пластилином

- Прежде чем вы начнете работать, давайте, выполним несколько упражнений для рук.

- внимательно слушайте музыку и смотрите на меня

- Дети, вот вам трафареты для выполнения работы.

- Выберите сами, какого цвета вам нужен трафарет и подставка.

- Выберите сами, какого цвета будут ваши листочки.

Но помните, что листок дуба высох и стал  коричневый.

- Понравились вам работы?  И  ежику понравилось.

Ежик говорит вам «спасибо», он еще немного побудет у нас в классе, а потом, когда листочки высохнут, пойдет делать себе норку. Вот такую!

Вы потрудились от души,

Работы очень хороши.

Теперь пора и отдыхать,

Звенит звонок, пора играть.

Дети рассаживаются за парты.

Учащиеся выполняют инструкцию учителя.

Сегодня 14 ноября

Понедельник

Лепка, рисование, ручное творчество

Осень

Учащиеся выполняют инструкцию учителя.

Много

1-2-3-4

 Дуб, клен, береза, тополь

Желтые, красные, коричневые

Они упали на землю.

Дружно по лесу гуляем
И листочки собираем.
Собирать их каждый рад-
Просто чудный листопад!

Дети подходят ближе к деревьям.

Дети радостно приветствуют «Ёжика»

Да – все хором 

Дети раскладывают листочки в 2 корзинки

Пластилин

Дети внимательно смотрят на доску.

Хором проговаривают за учителем названия знакомых деревьев. дуб, клен, береза.

Дети внимательно смотрят на доску.

Разминание, раскатывание, отщипывание, намазывание, растягивание.

(Создание художественных образов с помощью пластилина).

(Берем маленький кусочек пластилина и растягиваем в одну или разные стороны).

Дети внимательно смотрят на доску.

Читает учитель:

1.     Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2.     Обрежь стекой нужное количество пластилина (с помощью учителя).

3.     Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4.     Работай аккуратно, на подставке.

4.     По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Учащиеся выполняют инструкцию учителя.

Дети сами выбирают себе трафарет.

Получают пластилин и доску, салфетки.

Начинают работать самостоятельно

(выбор цвета пластилина).

Да! Дети демонстрируют свои работы.

.

Звучит музыкальное сопровождение

 со словами

на ноутбуке.

У ковра на стене развешаны большие демонстрацион

ные пособия «деревья» с натуральными листьями

Дети считают хором

Дети показывают листочки на деревьях.

Дети рассматривают лежащие на

ковре листья.

Учащиеся выполняют инструкцию учителя.

- дети собирают листочки на поднос.

Учитель достает

 из-за дерева предметную картинку

 «Ёжик»

Учитель вешает картинку на магнитную

доску.

Дети возвращают

ся за парты.

Дети получают кучку листьев желтого и оранжевого цвета

 и 2 корзинки.

(диф-ция по цвету листа)

/индивидуальная помощь слабым учащимся/

На доску учитель вывешивает предметные картинки

деревьев:

дуб, клен, береза,

 с подписью названий.

Учитель закреп

ляет под каждым деревом листочек

(диф-ция по

 форме листа)

Показ готовой работы.

Учитель берет в руки кусок пластилина и показывает знакомые приемы работы с пластилином.

На доску вывешивают пособие «правила безопасной

работы с пластилином»

Звучит музыкальное сопровождение

со словами

на ноутбуке.

(«Дождик», «На уроке»)

Показ учителем последователь

ности выполнения работы.

(На примере трафарета-образца)

Вид фронтальной работы..

/индивидуаль

ная помощь слабым учащимся/

Анализ работ

с участием Ёжика.

Показ предметной картинки

Домик для ёжика»

  1. - ий этап проекта:

На уроках и во внеклассное время учитель совместно с учащимися изготавливали элементы костюмов и атрибуты для интегрированного урока «Прогулка в осенний лес».

  1. - ий этап проекта:

Интерактивное мероприятие для 4-6 классов «Прогулка в осенний лес».

Конспект интерактивного мероприятия

 на тему: Прогулка в осенний лес»

Цель урока:

актуализировать и систематизировать знания детей об осени, ее признаках. Расширять представления учащихся об  осени средствами литературного и музыкального искусства, вызвать интерес к общению с музыкой, изображающей картины осенней   природы

Задачи:

Образовательные:

расширять знание детей о времени года осень;

повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Осень в лесу».

упражнять детей в движениях под музыку;

активизировать речь детей;

учить петь песни, слушать аккомпанемент.

Коррекционные:

направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности  и активности;

развивать музыкальные представления и творческие способности учащихся;

развивать слуховое и зрительное внимание, музыкальную память;

развивать музыкальные представления и творческие способности учащихся.

развивать и совершенствовать коммуникативные навыки;

развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, умение любоваться ею;

воспитание у учащихся понимание красоты окружающего мира.

Музыкальный материал:

«Полька» муз. М. Красева  ,р. н .п. « Осень к нам пришла»

«Осень» муз С. Ракитского, р. н. п. «Гудяем по осеннему лесу» »

Оборудование:

Фортепиано, проектор и экран музыкальный центр веточни с осенними листьями.

Ход урока

Вед: Здравствуйте, дети, гости! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о природе,чтобы совершить прогулку в лес. Ребята! Скажите мне пожалуйста какое время года у нас сейчас?

Дети: Осень!

Вед: Правильно, молодцы! А сколько месяцев длится  осень?

Дети: Три месяца

Вед: А какие это месяцы? Как они называются?

Дети: Сентябрь ,октябрь, ноябрь

звучит музыка (ф-но) входит осень.

Осень:

Несу я урожаи,

Птиц к югу провожаю,
Дождём всё поливаю,
Листья жёлтые с дерева срываю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен.

Узнали вы меня? Я ….(осень)

Дети: Вы осень!

Осень: Здравствуйте, ребята! Рады вы приходу осени? (На экране изображение золотой осени)

Посмотрите, какая я искусная художница, как я землю красиво раскрасила! Летом было всё зелёное да зелёное. А у меня все Осень: разноцветное: жёлтое, зелёное, красное да оранжевое. Особенно красиво осенью в лесу. Хотите прогуляться со мной в осенний лес?  

Осень, учиеля и учащиеся проходят по залу змейкой.

Осень: (показывает на экран) Посмотрите, как красиво в лесу(на экране пейзаж леса). Листья стали жёлтыми, красными и оранжевыми. Красоту осени

воспевали художники, композиторы, и поэты. Кто знает стихотворение про осень?

Учащиеся читают стихи: «Осень» и «Посмотри в своё окно».

Осень:

             Падают, падают листья,

             В нашем саду листопад.

             Жёлтые, красные листья

             По ветру вьются, летят.

Посмотрите, как они красиво отлетают от дерева, кружатся и падают на землю, как будто они танцуют вальс. На экране анимация «Листопад».  Давайте и мы станцуем вальс вместе с листиками, покружимся как листочки.  

(Звучит музыка вальса, учащиеся вместе с учителями танцуют вальс) : Осень: Летят листочки, кружатся. Посмотрите, сколько их нападало на землю, целый ворох.

Вот листочки жёлтые,

Вот листочки красные.

Соберём в большой букет

Мы листочки разные.

Станет в комнате красиво,

Скажет мама нам «Спасибо».

Давайте, соберём букеты из листьев для мамы!

Проводится игра «Соберём букет из листьев»

Осень: Ой!  Кажется, кто то шуршит под листочками.

Под соснами, под ёлками

Лежит клубок с иголками.

Кто это? (ёжик)

Звучит песня-танец «Ёжики»

Осень: Убежали ёжики! А на другой полянке ещё какие –то зверьки прыгают.

Зверят узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

По шубке беленькой зимой

И шубке серой, летом.

Кто это?

Уч-ся: Зайцы.

Игра:»Зайка серенький сидит»

Осень: Ой! Куда же зайки убежали? Кто их испугал?

Уч-ся: Это лиса.

Выходит уч-ся в костюме лисы:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый, краса!

А зовут её … (лиса)

Осень с лисой танцуют танец: «Лиска-лиса, наша краса».

Осень: И лиса убежала! ОХ! Её кто-то напугал.

Выходит уч-ся в костюме волка.

Я  серый волк:

Зубами – щёлк!

Целый день по лесу рыщу,

Целый день добычу ищу.

Волк рычит и делает круг по залу.

Осень: Вот и волк убежал добычу искать. Все по своим делам идут. И нам пора возвращаться. Понравилась вам прогулка? Давайте вспомним, кого мы в осеннем лесу встретили?

Уч-ся: ёжиков, зайцев, лису, волка.

Осень: А медведя ма встретили? Кто знает, почему мы медведя не встретили в осеннем лису?

Уч-ся: Потому что медведь ушёл в берлогу, что бы спать там всю зиму.

Осень: Правильно, ребята. А зима уже совсем близко. Становится всё холоднее и холоднее. Вот и мне пора покидать вас до следующего года. А там, после лета, я опять к вам в гости на 3 месяца приду. Не забывайте меня. До встречи.

Осень уходит.

Вед: Вот и попрощались мы с осенью. Много радости она нам принесла. А кто знает, какое время года после осени приходит?

Уч-ся: Зима.

Вед: Прощай, осень!

          Здравствуй,зима!

  А мы сейчас пойдём в свой класс и нарисуем рисунки об осенней прогулке в лес.