Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.
материал на тему

Алпатова Виктория Викторовна

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.

 

Все учащиеся нашей школы имеют умственную отсталость разной степени тяжести. /СЛАЙД2/ Всё больше и больше появляются дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Помимо выраженного нарушения интеллекта дети имеют грубые эмоционольно-волевые, поведенческие и речевые нарушения, нарушения опорно-двигательно аппарата. Большой процент детей имеют расстройства аутистического спектра.  Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер умственно отсталых детей проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно осуществляется замедленно и  атипично. Большое значение  для обучения и воспитания таких детей имеет  правильно и качественно организованное пространство.

На пространственно-предметный компонент образовательной среды как на ключевой фактор личностного развития одной из первых обратила особое внимание Мария Монтессори. /СЛАЙД 3/Согласно Монтессори-педагогике для детей должна быть создана специальная развивающая среда, разделённая на зоны, в которой в определённом порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию.

/СЛАЙД 4/ В новом федеральном государственном образовательном стандарте  выделены особые образовательные потребности умственно отсталых детей включающие как общие, свойственные всем детям с ОВЗ, так и специфические. Одна из потребностей состоит в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых детей.

/СЛАЙД 5/ Далее указывается, что для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме  учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность.

Исходя из особенностей наших учащихся, в школе образовательное пространство было поделено на следующие зоны: /СЛАЙД6/

-в классных комнатах:

                                         -учебная

                                         -игровая

                                         -трудовая

                                         -сенсорная

                                        -математическая

                                       - зона альтернативной коммуникации.

Отдельно оборудованы кабинеты логопеда, дефектолога, психологов, спортивный зал, кабинет двигательного развития и танцевальный зал.

При создании зон образовательной среды каждый педагог придерживается специфических принципов: /СЛАЙД 7/

1. Безопасность, которая предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка чувство неуверенности и страха.

2. Доступность для полисенсорного восприятия, которая предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.

3. Смысловая упорядоченность - предполагает, что все виды дидактического материала подбираются организуются в соответствии с тематикой рабочих программ каждого класса.

4.  Развивающий характер. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью работать в зоне актуального и ближайшего развития.

5.Эстетика оформления. Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

 

Определяя единые принципы создания зон образовательной среды, мы ориентировались на то, что предметное пространство должно  способствовать развитию школьника с интеллектуальными нарушениями. В классе и кабинетах специалистов оставлено место для организации двигательных упражнений и подвижных игр.

При подборе материала для каждой зоны также учитываются рекомендации наших логопедов, психологов, дефектологов, что делает их взаимодействие с учителями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Наполняемость зон может меняться и дополняться в зависимости от прохождения программы в течение года. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в определённых зонах и воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам и них.

Остановимся подробнее на каждой зоне. /СЛАЙД 8/

1. Учебная зона состоит из зоны фронтальной работы (доска и рабочие места учащихся), а также из зоны индивидуальной работы.

2. Игровая зона /СЛАЙД 9/организуется в одной из частей учебной комнаты. Игровые уголки оформляются мобильными, компактными играми и игрушками, которые дети могут активно использовать в игровом и учебно – воспитательном процессе.
В ходе урочной и внеурочной деятельности, в группе продлённого дня и специальном занятии по игротерапии учителями организуются индивидуальные и групповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Игровая коррекционно - развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

3. Трудовая зона /СЛАЙД 10/ располагается в конце класса и включает в себя место для ухода за комнатными растениями, а также инвентарь для ухода за мебелью и уборки помещения.

4. Сенсорная зона. /СЛАЙД 11/Основное назначение сенсорной зоны – воздействовать на органы чувств, стимулируя их, и поднимая простые пассивные ощущения на уровень сознательного, активного  восприятия. Сочетание различных стимулов  оказывает на психическое и эмоциональное состояние ребенка  как успокаивающее, так и тонизирующее, восстанавливающее воздействие во время перемен, динамических пауз. Наполняемость сенсорной зоны, как правило, включает в себя дидактические материалы на определение цвета, формы, ощупывание, игры и пособия, состоящие из разных материалов, звучащие игрушки и озвученные книги.

  Через комплексное воздействие звуков, цвета, запаха, формы на каждый анализатор мы способствуем:

- накоплению сенсорного опыта;

- коррекции нарушений сенсорных восприятий;

- влиянию на психическое и эмоциональное состояние;

- нормализации мышечного тонуса и снятию психического напряжения;

- коррекции и развитию всех психических процессов;

- коррекции поведения (капризность, негативизм, агрессивность, страхи и тревожность, замкнутость,  гиперактивность, гиподинамия).


5. Математическая зона /СЛАЙД 12/содержит материал для развития математических представлений и получения конкретных знаний о связи количества и символа и об операциях с ними. Наполнение математической зоны зависит от образовательной программы каждого конкретного класса. Это могут быть

·                        предметы различной формы, величины, цвета,

·                        изображения предметов, людей, объектов природы, цифр,

·                        дидактические материалы, позволяющие выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.

6 . Особое внимание хочу уделить недавно созданной зоне альтернативной коммуникации./СЛАЙД 13/ Эта зона появилась в связи с  проведением эксперимента – обучение детей жестам и пиктограммам по системе Макатон. На правой части доски вывешены карточки с фотографиями учащихся класса, карточки- пиктограммы с основными потребностями ребёнка (пить, есть, туалет, играть, учиться, идти). Это нужно для того, чтобы неговорящий ребёнок подошёл к уголку и показал карточку, соответствующую его потребностям на данный момент, например, ребёнок хочет пить. Также в этой зоне висит визуальное расписание на текущий день, где каждый урок обозначается  определённой пиктограммой. /СЛАЙД 14/ Для лучшего закрепления и понимания пиктограмм, обозначающих каждый урок, рабочие папки, альбомы и тетради детей на титульном листе имеют такие же пиктограммы. /СЛАЙД 15/ Готовясь к уроку, ученик достаёт нужную папку, альбом или тетрадь, ориентируясь на эту пиктограмму.

Наличие в классе такого уголка позволяет создание учебных и социальных ситуаций, коммуникативных взаимодействий, в рамках которых происходит встреча учащегося, педагога и других субъектов образовательного процесса с «пространством» образовательной среды. Это взаимодействие особенно важно для неговорящих детей. Такие дети испытывают неподдельную радость, когда, показывая определённый жест или пиктограмму, видят, что их понимают. /СЛАЙД 16/

Работая с детьми, имеющими эмоционально-волевые и поведенческие нарушения, мы ставим перед собой задачу создания комфортной, здоровьесберегающей образовательной среды. С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений: организация внутришкольной среды и особенности организации образовательной деятельности школьника.

  Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.

Хочется особо отметить, что одним из главных условий создания особой образовательной среды является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь каждому ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку./СЛАЙД 17/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_obr.srede_.doc58 КБ
Файл obrazovatelnaya_sreda_-_kopiya.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа №2124 «Центр развития и коррекции»

ДОКЛАД

 на педагогическом совете на тему:  

 

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС

                                                                              Выполнила: Алпатова В.В.                                                                                        

                                                                                                                           

2016-2017 уч.год

Образовательная среда в учебной деятельности для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в соответствии с ФГОС.

Все учащиеся нашей школы имеют умственную отсталость разной степени тяжести. /СЛАЙД2/ Всё больше и больше появляются дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Помимо выраженного нарушения интеллекта дети имеют грубые эмоционольно-волевые, поведенческие и речевые нарушения, нарушения опорно-двигательно аппарата. Большой процент детей имеют расстройства аутистического спектра.  Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер умственно отсталых детей проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно осуществляется замедленно и  атипично. Большое значение  для обучения и воспитания таких детей имеет  правильно и качественно организованное пространство.

На пространственно-предметный компонент образовательной среды как на ключевой фактор личностного развития одной из первых обратила особое внимание Мария Монтессори. /СЛАЙД 3/Согласно Монтессори-педагогике для детей должна быть создана специальная развивающая среда, разделённая на зоны, в которой в определённом порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию.

/СЛАЙД 4/ В новом федеральном государственном образовательном стандарте  выделены особые образовательные потребности умственно отсталых детей включающие как общие, свойственные всем детям с ОВЗ, так и специфические. Одна из потребностей состоит в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых детей.

/СЛАЙД 5/ Далее указывается, что для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме  учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность.

Исходя из особенностей наших учащихся, в школе образовательное пространство было поделено на следующие зоны: /СЛАЙД6/

-в классных комнатах:

                                         -учебная

                                         -игровая

                                         -трудовая

                                         -сенсорная

                                        -математическая

                                       - зона альтернативной коммуникации.

Отдельно оборудованы кабинеты логопеда, дефектолога, психологов, спортивный зал, кабинет двигательного развития и танцевальный зал.

При создании зон образовательной среды каждый педагог придерживается специфических принципов: /СЛАЙД 7/

1. Безопасность, которая предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка чувство неуверенности и страха.

2. Доступность для полисенсорного восприятия, которая предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств, как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.

3. Смысловая упорядоченность - предполагает, что все виды дидактического материала подбираются организуются в соответствии с тематикой рабочих программ каждого класса.

4.  Развивающий характер. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью работать в зоне актуального и ближайшего развития.

5.Эстетика оформления. Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Определяя единые принципы создания зон образовательной среды, мы ориентировались на то, что предметное пространство должно  способствовать развитию школьника с интеллектуальными нарушениями. В классе и кабинетах специалистов оставлено место для организации двигательных упражнений и подвижных игр.

При подборе материала для каждой зоны также учитываются рекомендации наших логопедов, психологов, дефектологов, что делает их взаимодействие с учителями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Наполняемость зон может меняться и дополняться в зависимости от прохождения программы в течение года. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в определённых зонах и воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам и них.

Остановимся подробнее на каждой зоне. /СЛАЙД 8/

1. Учебная зона состоит из зоны фронтальной работы (доска и рабочие места учащихся), а также из зоны индивидуальной работы.

2. Игровая зона /СЛАЙД 9/организуется в одной из частей учебной комнаты. Игровые уголки оформляются мобильными, компактными играми и игрушками, которые дети могут активно использовать в игровом и учебно – воспитательном процессе.
В ходе урочной и внеурочной деятельности, в группе продлённого дня и специальном занятии по игротерапии учителями организуются индивидуальные и групповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Игровая коррекционно - развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

3. Трудовая зона /СЛАЙД 10/ располагается в конце класса и включает в себя место для ухода за комнатными растениями, а также инвентарь для ухода за мебелью и уборки помещения.

4. Сенсорная зона. /СЛАЙД 11/Основное назначение сенсорной зоны – воздействовать на органы чувств, стимулируя их, и поднимая простые пассивные ощущения на уровень сознательного, активного  восприятия. Сочетание различных стимулов  оказывает на психическое и эмоциональное состояние ребенка  как успокаивающее, так и тонизирующее, восстанавливающее воздействие во время перемен, динамических пауз. Наполняемость сенсорной зоны, как правило, включает в себя дидактические материалы на определение цвета, формы, ощупывание, игры и пособия, состоящие из разных материалов, звучащие игрушки и озвученные книги.

  Через комплексное воздействие звуков, цвета, запаха, формы на каждый анализатор мы способствуем:

- накоплению сенсорного опыта;

- коррекции нарушений сенсорных восприятий;

- влиянию на психическое и эмоциональное состояние;

- нормализации мышечного тонуса и снятию психического напряжения;

- коррекции и развитию всех психических процессов;

- коррекции поведения (капризность, негативизм, агрессивность, страхи и тревожность, замкнутость,  гиперактивность, гиподинамия).


5. Математическая зона /СЛАЙД 12/содержит материал для развития математических представлений и получения конкретных знаний о связи количества и символа и об операциях с ними. Наполнение математической зоны зависит от образовательной программы каждого конкретного класса. Это могут быть

  • предметы различной формы, величины, цвета,
  • изображения предметов, людей, объектов природы, цифр,
  • дидактические материалы, позволяющие выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.

6 . Особое внимание хочу уделить недавно созданной зоне альтернативной коммуникации./СЛАЙД 13/ Эта зона появилась в связи с  проведением эксперимента – обучение детей жестам и пиктограммам по системе Макатон. На правой части доски вывешены карточки с фотографиями учащихся класса, карточки- пиктограммы с основными потребностями ребёнка (пить, есть, туалет, играть, учиться, идти). Это нужно для того, чтобы неговорящий ребёнок подошёл к уголку и показал карточку, соответствующую его потребностям на данный момент, например, ребёнок хочет пить. Также в этой зоне висит визуальное расписание на текущий день, где каждый урок обозначается  определённой пиктограммой. /СЛАЙД 14/ Для лучшего закрепления и понимания пиктограмм, обозначающих каждый урок, рабочие папки, альбомы и тетради детей на титульном листе имеют такие же пиктограммы. /СЛАЙД 15/ Готовясь к уроку, ученик достаёт нужную папку, альбом или тетрадь, ориентируясь на эту пиктограмму.

Наличие в классе такого уголка позволяет создание учебных и социальных ситуаций, коммуникативных взаимодействий, в рамках которых происходит встреча учащегося, педагога и других субъектов образовательного процесса с «пространством» образовательной среды. Это взаимодействие особенно важно для неговорящих детей. Такие дети испытывают неподдельную радость, когда, показывая определённый жест или пиктограмму, видят, что их понимают. /СЛАЙД 16/

Работая с детьми, имеющими эмоционально-волевые и поведенческие нарушения, мы ставим перед собой задачу создания комфортной, здоровьесберегающей образовательной среды. С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений: организация внутришкольной среды и особенности организации образовательной деятельности школьника.

  Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.

Хочется особо отметить, что одним из главных условий создания особой образовательной среды является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь каждому ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку./СЛАЙД 17/

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная среда в учебной деятельности в соответствии с ФГОС Алпатова В.В.

Слайд 2

Контингент учащихся школы: - умственная отсталость разной степени тяжести - грубые эмоционольно-волевые нарушения - речевые нарушения - нарушения опорно-двигательного аппарата - расстройства аутистического спектра - тяжёлые и множественные нарушения развития

Слайд 3

Мария Монтессори (1870-1952) Итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка.

Слайд 4

Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых детей Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых детей.

Слайд 5

Для создания оптимальных условий обучения организуются: -учебные зоны для проведения индивидуальной и групповой форм обучения - места для отдыха и проведения свободного времени

Слайд 6

Учебная зона Игровая зона Трудовая зона Сенсорная зона Математическая зона Зона альтернативной коммуникации Отдельно оборудованы кабинеты логопеда, дефектолога, психологов, спортивный зал, кабинет двигательного развития и танцевальный зал.

Слайд 7

Специфические принципы создания зон образовательной среды: Безопасность Доступность Смысловая упорядоченность Развивающий характер Эстетика оформления

Слайд 8

УЧЕБНАЯ ЗОНА

Слайд 9

ИГРОВАЯ ЗОНА

Слайд 10

ТРУДОВАЯ ЗОНА

Слайд 11

СЕНСОРНАЯ ЗОНА

Слайд 12

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА

Слайд 13

ЗОНА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Слайд 14

Визуальное расписание

Слайд 16

создание комфортной, здоровьесберегающей образовательной среды

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению- условие доступности образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития ПЛАН1.Актуаль...

Педагогический проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями....

проект «Создание условий для реализации особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития»

В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации рабо...