Рабочая программа по предмету "Элементарная компьютерная грамотность"
рабочая программа (7 класс) на тему

Иванова Наталья Сергеевна

Рабочая программа по предмету "Элементарная компьютерная грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_ekg.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Элементарная компьютерная грамотность», для 7 «Г» класса (для обучающихся с тяжёлой умеренной умственной отсталостью) разработана на основе:

-примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), образовательной программы школы;

Авторской программы: Матвеева Н. В., Цветкова М. С. «Информатика. Программа для начальной школы», 2–4 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015», в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Изучение компьютерной грамотности в специальной (коррекционной) образовательной школе направлено на достижение следующих результатов:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год рассчитана на  34  часа. Количество часов по учебному плану ГБОУ школы № 439 совпадает с базисным  учебным планом.

Место  предмета в базисном  учебном плане.

Учебный план

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Развитие речи
и окружающий мир

3

2

2

2

3

2

2

2

18

Альтернативное чтение

4

4

4

2

2

2

2

2

22

Графика и письмо

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Математические представления
и конструирование

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Музыка и движение

1

2

1

1

1

1

1

1

9

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

2

1

2

2

1

11

Социально-бытовая ориентировка

1

2

2

3

3

3

4

3

21

Ручной труд

3

2

3

6

8

10

10

10

52

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Элементарная компьютерная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

7

Коррекционно-развивающие занятия

3

3

Итого:

23

23

23

26

28

30

31

31

215

Предельно допустимая  учебная нагрузка

23

23

23

26

28

30

31

31

215

Цель изучения предмета:

  • «общекультурная» цель – ознакомление учащихся с компьютерами и формирование мировоззрения ребёнка;
  • «технологическая» цель  - приобретение навыков работы на клавиатуре в текстовом редакторе;
  • коррекционная цель – коррекция высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения), совершенствование эмоционально-волевой сферы;
  • «общепедагогическая» цель – обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

    Задачи предмета:

  • усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
  • приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
  • использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев, развитие познавательного интереса.

Коррекционные задачи:

-Повышение ловкости рук, пространственной ориентации, координации;

-Развитие эмоциональных и эстетических качеств детей;

-Выработка установок на выполнение трудовых действий с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Специфика контингента:

В группе обучается 5 человек. Все дети с тяжёлой умственной отсталостью. Возраст: 2002 г.р. Всем учащимся группы свойственны несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Слабое развитие мышц рук, глазомера, пространственной ориентации, недостаточность координации движений  - характерны для данных детей.

Сформированность умений и навыков отражена в диагностике по предмету «Элементарная компьютерная грамотность». Учитывая степень участия педагога в освоении учащимися различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход (выделены 2 уровня: У1 – базовый уровень; У2 - упрощённый).

Планируемые результаты освоения учебного курса (7 класс):

Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • определять простейшие компоненты компьютера (системный блок, клавиатура, монитор, мышка), моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • запускать программы из меню «Пуск»;
  • уметь работать с обучающими программами: «Раскрашиваем на компьютере», «Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Формы организации учебного процесса:

  • - урок-занятие;
  • - практическое занятие;
  • - игра;

Методы и приёмы обучения:

  • - Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной      деятельности  -  методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
  • - словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами).
  • - наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
  • - практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
  • - метод проектов.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • - наблюдение;
  • - упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные  (слушание, показ), ритмические;
  • - игры-имитации, жестово-образные игры;
  • - рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 7 класса.

Обучающиеся должны знать, понимать:

Обучающиеся должны знать, понимать:

  • Правила техники безопасности при работе за компьютером
  • Применение, роль и возможности компьютера

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять основные операции в графическом редакторе
  • овладевать приемами владения «мышью», «клавиатурой»
  • мыслить логически
  • «вырезать», «стирать» произвольные части  изображений
  • Применять знания и умения на практике
  • Владеть текстовым редактором на элементарном уровне
  • создавать простейшие рисунки в графическом редакторе с помощью мыши и             графического планшета;
  • осуществлять вход-выход в игровых программах
  • создавать изображения в среде графического редактора Paint c использованием различных фигур и инструментов, использовать такие функции как: поворот, наклон, выделение, копирование;

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП образовательной организации.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (приложение 1 – диагностика в электронном виде).

Содержание программы

(всего 32 часа, 1 час в неделю)

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

1

Введение. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (2 ч.).

2

2

Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер (3ч.)

3

3

Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (4ч).

4

4

Знакомство с программой «Калькулятор» (2ч).

2

5

«Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (3ч).

3

6

Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах (2ч).

2

7

Рисование при помощи редактора Paint (8ч.).

8

8

Знакомство с текстовыми редакторами. Набор простейшего текста (4 ч).

4

9

Обобщение и повторение (4ч.).

4

Всего:

32

  1. Введение. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (2 ч.). Правила поведения в компьютерном классе. ТБ в компьютерном классе.
  2. Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер (3ч.) Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер.
  3. Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (4ч). Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы). Приемы работы на клавиатуре
  4. Знакомство с программой «Калькулятор» (2ч). Знакомство с программой «Калькулятор»
  5. «Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (3ч). «Мышка» (назначение, устройство, приемы работы). Приемы работы «мышкой».
  6. Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах (2ч). Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах
  7. Рисование при помощи редактора Paint (8ч.). Рисование при помощи редактора Paint. Карандаш и кисточка. Выбор цвета. Пульверизатор. Заливка. Свободный рисунок
  8. Знакомство с текстовыми редакторами. Набор простейшего текста (4 ч). Знакомство с текстовыми редакторами. Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером. Набор простейшего текста
  9. Обобщение и повторение (4ч.). Обобщение и повторение.

Условия реализации программы:

Учебно-методический комплекс:

  • Учебник «Информатика», 3 класс.
  • Рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс .
  • Методическое пособие для учителя, 3 класс.

Предметно-развивающая образовательная среда:

  1. Операционная система WindowsXP.
  2. Пакет офисных приложений MicrosoftOffice 2007.
  3. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collection.edu.ru/)
  4. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» 
    (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
  5. Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
  6. Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
  7. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса:

Перечень учебно-методических средств обучения:

  • Компьютер  
  • Принтер  
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации  (акустические колонки, наушники
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.  
  • Устройства создания графической информации (графический планшет).

  Программные средства:

  • Операционная система.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы
  • Жидкокристалический телевизор

Используемые средства программного обеспечения:

  • «Веселая школа. Учим буквы»
  • «Готовимся к школе. Развиваем интеллект»
  • «Волшебные краски. Забавные животные»
  • «Рисуем и играем» (обучающие раскраски»)
  • «Информатика для детей. 1-4 классы»
  • «Мои первые уроки» (серия: образовательная коллекция)
  •  «Веселые моторы (для детей 3-5 лет)

   

Календарно -тематическое планирование по предмету «Элементарная компьютерная   грамотность»

        7-г класс (VIII вид, 2 вариант)

№ п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Первое полугодие 1 четверть (8 часов)

Введение. Правила поведения и ТБ в компьютерном классе (2 ч.).

1

06.09

Правила поведения в компьютерном классе

1

Повторение правил безопасности при работе за компьютером.

2

13.09

ТБ в компьютерном классе

1

Повторение правил безопасности при работе за компьютером.

Что такое компьютер. Из каких частей состоит компьютер (3ч.)

3

20.09

Что такое компьютер

1

Понимать, что такое компьютер

4

27.09

Из каких частей состоит компьютер

1

Знать из каких частей состоит компьютер

5

04.10

Из каких частей состоит компьютер

1

Знать из каких частей состоит компьютер

Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (2ч).

6

11.10

Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы)

1

Знать, что такое клавиатура, для чего она необходима

7

18.10

Приемы работы на клавиатуре

1

Умение пользоваться клавиатурой. Печатание слов и цифр.  

8

25.10

Обобщение и повторение  

1

Первое полугодие 2 четверть (7часов)

Клавиатура (назначение, устройство, приемы работы) (2ч).

1

15.11

Приемы работы на клавиатуре

1

Умение пользоваться клавиатурой. Печатание слов и цифр.  

2

22.11

Правила поведения в компьютерном классе. Приемы работы на клавиатуре

1

Умение пользоваться клавиатурой. Печатание слов и цифр.  

Знакомство с программой «Калькулятор» (2ч).

3

29.11

Знакомство с программой «Калькулятор»

1

Знакомство с  программой «Калькулятор»

4

06.12

Знакомство с программой «Калькулятор»

1

Работа  с  программой «Калькулятор»

«Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (2).

5

13.12

«Мышка» (назначение, устройство, приемы работы)

1

Работа с манипулятором «мышь». Умение правильно держать. Умение пользоваться кнопками «мыши»

6

20.12

Приемы работы «мышкой»

1

Умение правильно держать. Умение пользоваться кнопками «мыши»

27.12

Обобщение и повторение  

1

Второе  полугодие 3 четверть (10 часов)

«Мышка» (назначение, устройство, приемы работы) (1ч).

1

17.01

Приемы работы «мышкой»

1

Умение правильно держать. Умение пользоваться кнопками «мыши»

Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах (2ч).

2

24.01

Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах

1

Навыки владения «мышью», развитие реакции, внимания, изучение и узнавание цифр. Развитие логического мыщления и наблюдательности

3

31.01

Разработка мелкой моторики в обучающих и развивающих игровых программах

1

Навыки владения «мышью», развитие реакции, внимания, изучение и узнавание цифр. Развитие логического мыщления и наблюдательности

Рисование при помощи редактора Paint (6ч.).

4

07.02

Рисование при помощи редактора Paint

1

Элементарные приемы работы с программой Paint

5

14.02

Карандаш и кисточка

1

Работать в компьютерной среде: использование инструмента «карандаш» и «кисточка»

6

21.02

Выбор цвета

1

Раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом

7

28.02

Выбор цвета

1

Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках рисунка

8

07.03

Пульверизатор

1

Раскрашивать фигурки фиксированным цветом с помощью пульверизатора

8

14.03

Заливка

1

Раскрашивать фигурки фиксированным цветом

21.03

Обобщение и повторение  

1

Второе  полугодие 4 четверть (7 часов)

Рисование при помощи редактора Paint (2ч.).

1

04.04

Свободный рисунок

1

Уметь рисовать в графическом редакторе с использованием инструментов «карандаш», «кисточка», «пульверизатор», «заливка»

2

11.04

Правила поведения в компьютерном классе. Свободный рисунок

1

Уметь рисовать в графическом редакторе с использованием инструментов «карандаш», «кисточка», «пульверизатор», «заливка»

Знакомство с текстовыми редакторами. Набор простейшего текста (4ч)

3

18.04

Знакомство с текстовыми редакторами. Клавиатурный тренажер

1

Знакомство с текстовым редактором Блокнот, «Word».  

4

25.04

Работа с клавиатурным тренажером

1

Отработка умений работать на клавиатуре

6

02.05

Работа с клавиатурным тренажером

1

Отработка умений работать на клавиатуре

7

16.05

Набор простейшего текста

1

Умение набирать слова и цифры

8

23.05

Обобщение и повторение  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет: значител...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 1-й год обучения.

Программа факультатива составлена на основе программмы "Информатика. 5 класс" Л. Л. Босовой.Программа рассчитана на учащихся с нарушением интеллекта, не владеющих компьютерными навыками.Апробируется в...

Программа факультатива "Обучение компьютерной грамотности" для школы VIII вида. 2-й год обучения.

Продолжение работы по обучению компьютерной грамотности учащихся с нарушением интеллекта.Программа 2-го года обучения факультатив "Основы компьютерной грамотности" составлена на основе программы "Инфо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...

Рабочая программа курса "Основы компьютерной грамотности" 8 класс VIII вид

Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу.  Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на...

Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"

Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности" составлена с учётом особенностей детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)...