Проект «Мы вместе!» – катализатор развития гражданской ответственности школьников.
статья на тему

Желина Юлия Владимировна

Статья о реализации социального проекта Детского общественного объединения "Звёздная страна" - "Мы вместе!" в условиях МКОУ КШ №8

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рубрика «Программа ― проект ― результат»

Ю. В. ЖЕЛИНА, учитель истории, руководитель школьного детского общественного объединения «Звездная страна» МКОУ «Коррекционная школа № 8» г. Арзамаса.

Проект «Мы вместе!» – катализатор развития гражданской ответственности школьников.

В подростковом возрасте активизируется процесс накопления жизненных компетенций: знаний о правилах поведения в обществе, о взаимоотношениях в социуме, о свободе выбора способов взаимодействия с окружающими людьми. Это время, когда эмоциональная составляющая преобладает над всеми сторонами жизни ребёнка и является определяющей в его поступках. В этот период подросткам необходима помощь в объединении и сплочении, в осознании своей принадлежности к сообществу граждан.

Формирование гражданской ответственности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проявляется:

♦ в участии в школьном соуправлении в рамках их возрастных компетенций;

♦ при выполнении норм и требований школьной жизни, соблюдении прав и обязанностей ученика, в отношении взрослых и сверстников в образовательной организации и за её пределами;

 ♦ в умении вести диалог на равноправной основе и при взаимном уважении к собеседнику;

♦ в соблюдении морально-этических норм.

 Детское общественное объединение может выступить катализатором заданных процессов в осознании школьниками своей гражданской ответственности.

 Для повышения социальной значимости, формирования гражданской идентичности школьников и сплочения коллектива участников детского общественного объединения в МКОУ «Коррекционная школа № 8»

г. Арзамаса с сентября по декабрь 2015 года реализовывался мини-проект «Мы вместе!».

 В ходе проекта ребята вместе учились, трудились, отдыхали, занимались спортом, пропагандировали здоровый образ жизни. А помогали им педагоги-кураторы: заместитель директора по воспитательной работе Т. В. Лезина, педагог-психолог Е. В. Мишина, руководитель детского объединения Ю. В. Желина, куратор комитета учебы С. С. Труфакина, куратор комитета здоровья и безопасности С. М. Маслова, куратор комитета труда и профориентации Т. С. Матросова, куратор комитета спорта Е. Ф. Сивогривов, куратор комитета досуга и культуры Т. П. Грачева, куратор комитета информации Л. В. Щелканов – и партнеры проекта – студенты волонтеры психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Проект начался с занятия-тренинга «Давайте познакомимся», где представители каждого звёздного города (класса) при поддержке педагога-куратора разработали символы детского объединения «Звёздная страна»: гимн, законы, эмблему, девиз.

Следующим этапом реализации проектной деятельности стала презентация атрибутов детского общественного объединения в школьном сообществе: размещение символики на стендах классов-городов и на школьном стенде объединения.

 На общем собрании членов детского общественного объединения старшеклассники и кураторы совместно приняли решение участвовать в Международном социальном проекте «Наш герб, наша эмблема», где ребята стали призерами и заняли третье место.

 В рамках проекта «Мы вместе!» в целях реализации творческого потенциала учащихся и повышения их грамотности по безопасному поведению на дорогах и улицах города были проведены конкурс рисунков «Осторожно, пешеход!» и викторина «Безопасный город», организованы пятиминутки «Говорим о безопасности» и выпуск стенгазеты «Осторожно! Пиротехника!».

 Для укрепления патриотического сознания школьников состоялась акция «День неизвестного солдата», в рамках которой, ребята вместе с педагогом-куратором Желиной Ю.В. провели единый урок: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен!», оформили выставку рисунков «Нет неизвестных солдат!», составили фотоальбом «Война – не место для детей!» о неизвестных подвигах подростков в дни Великой Отечественной войны, почтили память павших солдат, возложив  цветы к мемориалу Вечный огонь. 

 Учащиеся активно участвовали в общешкольных спортивных мероприятиях и акциях: день здоровья, легкоатлетический кросс, первенство школы по шашкам, акция «Спорт вместо наркотиков», первенство школы по настольному теннису и волейболу «Ученики против учителей».

Не забывали участники и о поддержании своего школьного имиджа. Подростки провели рейды: «Форменный стиль ученика», «Учебнику – жизнь», «Минутка – не шутка», операцию «Сменная обувь».

 Без внимания учащихся не остались и традиционные общешкольные мероприятия: акция «Давайте делать добрые дела», акция «Всемирный день отказа от курения», конкурс рисунков и поделок «Берегите матерей», акция «Пятерка для мамы», праздничный концерт ко Дню учителя, день поздравлений «Открытка учителям», конкурс рисунков и поделок ко Дню учителя.

 Ребята с удовольствием трудились на благо любимой школы в ходе зелёной акции «Школьные клумбы», в составе трудового десанта «Школьный двор – моя страна».

 Школьники плодотворно сотрудничали со студентами-волонтерами. Они приняли активное участие в занятиях-тренингах «Объединяйся!», «Я, ты, он, она – вместе “Звездная страна”!».

 Жизнь детского общественного объединения пополнилась разнообразными делами. Члены ученического актива внесли весомый вклад в подготовку к различным общешкольным мероприятиям. Активисты помогали в оформлении тематических выставок рисунков, принимали участие в городских и областных конкурсах.

 Итоги проведенных рейдов, акций, соревнований  размещались на информационном стенде детского общественного объединения. На страницах школьной газеты «Росток» учащиеся вели рубрику «Детский пресс- центр», где транслировали самые значимые события из школьной жизни. На общешкольных линейках, наиболее отличившиеся учащиеся награждались почётными грамотами и ценными призами. Регулярно проходили заседания совета старшеклассников, где обсуждались предстоящие мероприятия, разбирались текущие дела.

 Мини-проект «Мы вместе!» сдружил и сплотил коллектив участников детского общественного объединения «Звёздная страна». Ребята стали лучше понимать и чувствовать друг друга, осознали свою гражданскую принадлежность к школьному сообществу. В рамках реализации данного проекта была продемонстрирована технология формирования гражданской ответственности у подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского общественного объединения.

ЛИТЕРАТУРА

 1. Белопольская Н. Л. Формирование идентичности у современных подростков с нарушениями психического развития //  Электронный сборник III Всероссийской научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления».  -2011.- Москва http://psyjournals.ru/files/48349/na_poroge_vzrosleniya_Belopolskaya.pdf

2.Болдырева Л. В. Роль детских общественных объединений в создании единого воспитательного пространства  // Воспитание школьников. - 2012. - №10. - С.52-54

3.Идентичность: Хрестоматия / сост. Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008. 

          4.Кириллова Р. П. Формирование российской гражданской идентичности детей через организацию социально значимой деятельности // Воспитание в школе (Спец. выпуск). - 2014. - №2. - С.13-28.

          5.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19 декабря 2014 года №1599 http://минобрнауки.рф/ документы/5133/файл /4069/Prikaz №_1599_ot_19.12.2014.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование

Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...

Развитие национальных традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма

СодержаниеВведение………………………………………………………………………………………...2Развитие национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма……………………………………………………………….3Заключ...

ХIV Межрегиональные юношеские научно- исследовательские чтения имени Каюма Насыйри Проект «Школьный музей как центр гражданского становления и патриотического воспитания школьников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Р...

Статья на тему: «Через социальное проектирование- развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников»

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответ...

Проект "Книга памяти в рамках гражданско-патриотического воспитания школьников"

Реализация проекта «Книга памяти» в рамках гражданско-патриотического направления воспитания школьников, посвященного 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне....