Обеспечение условий для социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха на логопедических занятиях
методическая разработка на тему

В статье рассказывается о нарушениях, которые присутствуют у детей с дефектами речи и о том, что коррекционную работу необходимо проводить комплексно

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обеспечение условий для самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха на логопедических занятиях

   Как известно, одним из сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении во многом связаны с логопедическими проблемами. Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, всю коррекционную работу необходимо вести комплексно целой командой специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Большую помощь детям в решении проблем, связанных с учёбой, должны оказать также учителя и родители, ведь именно они большую часть времени проводят с ребёнком.

    Школьные трудности зачастую усугубляются неправильными взаимоотношениями взрослых и детей (разногласия взрослых по вопросу воспитания, гиперопека, неадекватность в оценке действий ребёнка, резкое осуждение, упрёки, отсутствие реальной помощи и др.). Все эти факторы снижают самооценку учащегося, его интерес к учёбе, он теряет уверенность в своих силах и «сдаётся» (психологи называют это явление «обученной беспомощностью», когда взрослые внушили ребёнку понимание бесполезности его активного поведения в преодолении трудностей). Неизбежен отказ ребёнка от работы, и это не лень, не просто «нежелание», это т.н. «дефект воли» в результате постоянно действующих и неустраняемых отрицательных факторов. Таким образом, взрослые могут спровоцировать создание стрессовых ситуаций в учебной деятельности, которая отражается и в повседневной жизни ребёнка в целом. Соответственно задачей педагогов, работающих с таким контингентом детей, является создание безопасной среды для обучения, позволяющей им с помощью взрослых достигать поставленных целей, замечать свои неудачи, но не расстраиваться, а, наоборот, стремиться к успеху.

   Школьники, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Логопедические занятия с такими детьми целесообразно проводить по программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребёнок перестаёт быть объектом коррекционного воздействия и становится активным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. При организации занятий важно выбрать формы и методы работы, позволяющие решать следующие задачи:

  • Развитие самостоятельности, самоконтроля, умения планировать, организовывать и адекватно оценивать свою работу, синхронизировать её с работой группы;
  • формированию коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности и навыков сотрудничества;
  • повышению мотивации к обучению, формированию положительной «Я-концепции» посредством создания ситуаций успеха.

   Для решения поставленных задач я использую на логопедических занятиях многофункциональные упражнения:

  • «Объясните Кузе». Цель: учить воспринимать словесную инструкцию учителя, развивать слуховой памяти.
    Детям даётся какое-л. задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, прошу ученика, испытывающего трудности в понимании инструкции, повторить его для Кузи (это выдуманный персонаж, портрет которого дети рисуют вначале года, а лучший помещают в рамочку на доске).
  • «Светофор». Цель: концентрация слухового внимания, развитие мышления.
    У детей красный и зелёный сигналы. Логопед быстро читает 8 – 10 верных и неверных утверждений, дети соответственно поднимают карточку-сигнал (верно – зелёный, неверно - красный): «Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий».
  • «Письмо с пропусками». Цель: развитие концентрации и переключения внимания, выработка у ученика навыка саморегуляции деятельности с учётом меняющейся инструкции.
    Под диктовку дети пишут предложения, но вместо буквы О ставят точку по середине рабочей строки. Затем инструкция меняется: вместо окончаний прилагательных ставить звёздочку.
  • «Внимание и счёт». Цель: развитие быстроты реакции, концентрации внимания и фонематического восприятия, формирование навыка звукового анализа. У каждого ребёнка набор цифр от 1 до 6. Логопед называет пары слов, дети поднимают цифру, соответствующую позиции звука, которым отличается пара (борода – города, редкий – резкий, попугай – поругай, крик – круг).
  • Памятки для самопроверки: «Ищем случайные ошибки», «Ищем орфографические ошибки», «Проверка предложений». Важно убедить ученика, что самопроверка даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку («Лучше, если учитель найдёт в твоей работе исправления, хуже, если он найдёт в ней ошибки»).
  • «Лесенка успеха» - оценка успешности выполнения задания или работы на уроке (позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают своё письмо). Дети рисуют лесенку из трёх ступенек и человечка (себя) на одной из ступенек.
  • «Оцени работу сам!» - таблица с перечнем часто встречающихся в письменных работах ошибок. В ней после проверки письменной работы логопедом или самопроверки по памяткам ученик отмечает крестиком допущенные ошибки, в конце сам оценивает свою работу. В конце года видит динамику.
  • «Карта самонаблюдений» (данный инструмент сопровождения был придуман в Бельгии). Учащиеся в конце урока заполняют таблицу, отмечая значком характерные аспекты своего поведения и работы на уроке, в конце ставят себе отметку или другой знак оценки (например).


   Работу по созданию безопасной среды для обучения я веду не только на занятиях. Также использую технику консультативного сопровождения педагогов и родителей, позволяющую оказать всестороннюю помощь учащимся. Например, учителям раздаю такие памятки-рекомендации

   Родители обучающихся также являются полноправными участниками образовательной деятельности. Ведь именно они являются (должны являться) самыми первыми и авторитетными педагогами для своих детей. Поэтому для учителя, психолога и логопеда родители – это соратники, сподвижники единой цели – создание безопасной среды обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе

Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....

Создание ситуации успеха как одного из факторов обеспечения психологического комфорта обучающихся

Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние  психики школьника, на его желание учиться, а в итоге – на  успеваемость....

Деловая игра«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на занятиях объединений как один из факторов успешного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы»

Деловая игра состоит  из серии индивидуальных  и групповых заданий, в ходе которых участники практически отрабатывают навыки создания ситуаций успеха на занятиях творческого объединения....

Активизация творческой деятельности учащихся на создание ситуации успеха в практической работе

Пробудить интерес у детей к изучаемым предметам можно, если накапливать материал, способный привлечь внимание каждого ребёнка, ведь то, что привлекает ученика, заставляет его размышлять, сосредоточить...

Семинар "Создание ситуации успеха как средства развития гармоничной личности обучающихся и повышения их социализации в обществе"

Данный семинар обощает теоретический материал, накопленый педагогами школы, по созданию ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности за 4 года...