Конспекты логопедических занятий
план-конспект по теме

Кузнецова Лариса Владимировна

Конспект логопедических занятий по автоматизации и дифференциации звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков ч и т' в словах и предложениях

Цель: Дифференцировать звуки ч и т' в словах и предложениях.
Задачи:
2. Уточнение акустических признаков звуков ч и т'
3. Уточнение артикуляции – положения губ, языка и зубов при произношении изучаемых звуков.
4. Развитие внимания и логического мышления.
5. Обогащение словаря словами со звуками ч и т'
6. Коррекция психофизических функций.

7. Развитие слухо - речевой памяти и фонетического восприятия
8.Выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
9. Воспитание интереса к занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркала, профиль звуков, карточки, предметные картинки.

Ход занятия

1. Орг. момент

Озвучьте животных, которые я назову по очереди.

Где – то собаки рычали
Р – р – р
В сарае коровы мычали
Му – му – му
В комнате мухи жужжали
Ж – ж – ж
А потом тишину поймали
Помолчали, сели и работать начали.

2. Сообщение темы занятия.

Послушайте загадки. В отгадках есть звуки, которые мы сегодня будем изучать.

Поверти волшебный круг, заговорит далёкий друг. (телефон)
Что всегда идет, а с места не сойдет? (часы)

С каких звуков начинаются отгадки?
Сегодня мы будем различать в произношении звуки ч и т'

3. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять упражнения:

  • лопаточка
  • чашечка
  • маляр
  • качели

4. Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

На доске профили произнесения звуков:

При произношении звука ч – губы выдвинуты вперед и округлены, кончик языка касается нёба (за бугорки). Язык принимает форму чашечки. Спинка языка поднята.
При произношении звука т' - кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается к бугоркам за верхними зубами.

На доске схема анализа звука по акустическим признакам.
1. Согласный или гласный
2. Глухой и звонкий
3. Твердый или мягкий

Дайте характеристику звукам

Сделаем вывод:

Оба эти звука согласные, мягкие и глухие.

При произношении звука ч – губы выдвинуты вперед и округлены, кончик языка касается нёба (за бугорки). Язык принимает форму чашечки. Спинка языка поднята.
При произношении звука т' - кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается к бугоркам за верхними зубами.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Поймай звук»

Послушайте слова. Если услышите Ч, поднимите руку. Если звук ТЬ, хлопните в ладоши:

котята, зайчик, утёнок, зонтик, луч, плечи, паутина, трубач, пять, бычок.

Физминутка

6.Дифференциация звуков в словах и предложения

  • Проговаривание чистоговорок
    Ач-ач-ач, купим Танечке (калач)
    Оч-оч-оч, рады мы друзьям (помочь.)
    Ич-ич-ич, мы кладем (кирпич)
    Ать-ать-ать, будем весело (шагать, плясать)
    Оть-оть-оть, орех нам надо (расколоть)
    Уть-уть-уть, в дудочку я буду (дуть)
    Ить-ить-ить, кошка хочет (пить)
  • Работа по карточкам (см. Приложение)

- Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы

Буквы разные писа …ь
Тонким перышком в тетрадь.
У… ат в школе …..
Вы … итать и умножа …ь
Малышей не обижа …ь
У… ат в школе …..

Как называется эта  эта песенка? («Учат в школе»)

  • Распредели картинки по домикам – домики ч и т'

чашка,  телега, печка, туча, бочка, зонтик, котёнок,  чемодан, паутина, кирпичи.

  • Доскажи словечко (см. Приложение)

8. Итог занятия.
- Вспомни слова со звуками ч и т'.

- Что общего в этих звуках? (Оба согласные, глухие, мягкие)


Карточки по теме: Звуки и буквы Ч-Ть

Задание 1.

Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Спишите его. Подчеркните вставленные буквы.

Буквы разные писа …ь
Тонким перышком в тетрадь.
У… ат в школе …..
Вы … итать и умножа …ь
Малышей не обижа …ь
У… ат в школе …..

Задание 2.

 «Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч. Запиши пары слов.

Ветер – ветерочек, катер - …., утёнок - …, метёлка - …, утюг - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - …, тележка - … .

Карточки по теме: Звуки и буквы Ч-Ть

Задание 1.

Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Спишите его. Подчеркните вставленные буквы.

Буквы разные писа …ь
Тонким перышком в тетрадь.
У… ат в школе …..
Вы … итать и умножа …ь
Малышей не обижа …ь
У… ат в школе …..

Задание 2.

 «Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч. Запиши пары слов.

Ветер – ветерочек, катер - …., утёнок - …, метёлка - …, утюг - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - …, тележка - … .


Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы — ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

— Что тебя, братишка, МУЧИТ?

— Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ —

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ —

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны — молчите!

Горка —КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти —

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте — меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

Будет Петечка читать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

— Учитель!

Моих утят читать учите!



Предварительный просмотр:

Тема: Звуки и буквы  [С]-[Ц] 

Цель: учить различать звуки [с] — [ц] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:

Образовательная: дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях. Коррекционно-развивающая: развитие навыка звуко-буквенного анализа на словах со звуками [С]-[Ц], расширение словаря по теме «Птицы», развитие мелкой и общей моторики, внимания.

Воспитательная: формирование положительной мотивации к логопедическим занятиям. Оборудование: картинки птиц, красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, картинка Карлсона.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Ень, ень, ень, ень — скажем всем мы добрый день . Вы, вы, вы, вы — будем все мы вежливы. Те, де, де .те — и услышим «здравствуйте». Ас, ос, ас, ос — я не буду вешать нос.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Пальцы ловкими хотят

Быть у всех наших ребят.

Пальцам мы сейчас поможем

Упражнения предложим.

По ладошке кулачками

Нужно нам похлопать с вами.

И погладить,как игрушки,

Наших пальчиков подушки.

Как чудесно мы играли

И в игре тренировали.

Наши пальчики, ладошки,

Ну,и кулачки немножко.

 3. Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня к нам с вами прилетел в гости …. Догадайтесь,кто? Толстяк живет на крыше. Летает он всех выше. ( Это Карлсон ).

4. Конверт № 1. Игра в рифму.
- Давайте откроем конверт и посмотрим ,что в нем. Оказывается, Карлсон предлагает нам поиграть в рифму. Играем? - Догадайтесь, о ком это стихотворение и договори словечко. А. Прилетела на окошко, Сала клюнула немножко. Замечательная птица Желтогрудая ……. (синица ) .

Б. Все блестящее хватает. И в гнезде своем скрывает. Шумна , болтлива ,белобока Суетливая ……..(сорока ).

В. На шесте дворец. Во дворце певец. А зовут его …..(скворец). - Назовите одним словом слова-отгадки. (Птицы ). - Какой одинаковый звук услышали во всех словах? - Верно. Это звук [С]. - Что так работает? С-С-С-С …. Верно, насос. - Какой это звук? (Согласный). (Почему?). - Где находится в словах звук [С]? (В начале слова). - Придумайте еще слова с этим звуком . - Где еще в словах услышали [С]? (В середине и в конце).

5. Работа по развитию навыка звуко — буквенного анализа. - Назовите гласные в слове С К В О Р Е Ц . - Назовите согласные в этом слове. - Определите количество слогов в нем(2). Почему? - Выложите кружками схему слова. - Поставьте ударение. - Как назвать детенышей скворца? (Скворчата). - Назови скворца ласково. (Скворушка). - Как называют домик для скворца? (Скворечник). - Скворец, скворчата, скворечник – это слова-родственники. - Одинаково ли звучит звук [С] в словах синица, скворец, сорока? - (Нет, в слове синица [С] звучит мягко). - Значит, какой он бывает? (мягкий и твердый)

6. Конверт № 2. - Давайте определим по картинкам, какой звук в словах, твердый или мягкий. - Каким он еще может быть, послушайте, звонким или глухим? - Расскажите, каким же бывает звук [С]?

7. Знакомство со звуком [Ц]. - Как называют детенышей птиц? (Птенцы). - Из чего вылупились птенцы? (Из яиц). - Чем питаются птицы? (Гусеницами). - Послушай слова и назови одинаковый звук во всех словах. (Птенцы, яйца, гусеницы). Придумай еще слова с [Ц]. - Где слышали звук [Ц]? (В начале слова, в середине и в конце).

- Произнеси звук [Ц] и расскажи о нем. (Согласный, твердый и глухой).

- Какие 2 звука слушаем на уроке? ([С] и [Ц]).

- Что одинакового между ними? (Оба согласные, глухие). - Какая разница между этими звуками? ([С] твердый и мягкий,[Ц] всегда твердый).

8. Физминутка. - Карлики – великаны.

9. Конверт № 3. - Определяем какой звук в слове [С] или [Ц]. - Сделаем подарок Карлсону: соберем для него картинки только со звуком [С].

10. Игра в мяч. - Карлсон пригласил в гости Волшебника, который поможет вам получить новые слова. Цел – сел , лица –лиса, цвет -свет, цвести – свести .

11. Конверт № 4. Игра «Слоги заблудились» - Верни слоги на место и назови слова, которые получились. (СИ , ГУ –гуси. ЛЯ, ЦАП – цапля, ГИРЬ, СНЕ – снегирь, ИСТ, А – аист). Назови ,какой звук ты слышишь [С] или [Ц].

12. Конверт № 5. Закончи предложение. Выбери слово, которое подходит. Из леса выбежала ……… . (ЛИСА или ЛИЦА)? - Сколько слов в предложении? В каком слове есть звук, который пришел к нам в гости? [С].

13. Итог занятия.

 - Какие звуки слушали сегодня?

- Чем эти звуки похожи?

- Какая разница между ними?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....