Программа по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка на тему
Программа предполагает занятия по логопедической ритмике с использованием музыкальной системы САУНДБИН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gavrilova.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа предполагает проведение логоритмических занятий с использованием музыкальной системы Саундбим. Содержание, которой охватывает весьма широкий круг деятельности детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Что позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, о развитии коммуникативных способностей, русской и зарубежной поэзии, классической и народной музыке, музыкальных подвижных играх.
Программа представляет практическую ценность для специалистов детских реабилитационных центров, центров с кратковременным пребыванием детей, а также родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общая редакция – Н.В. Сурулева - директор Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Лаишевском муниципальном районе».
Автор-составитель:
О.И. Гаврилова – логопед Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в Лаишевском муниципальном районе»
Содержание
Страница | |
Пояснительная записка……………………………………………….…… | 3 |
Цель программы……………………………………………………….….. | 5 |
Программные задачи………………………………………………….…... | 5 |
Целевая группа………………………………………………………….…. | 6 |
Методические рекомендации ……………………………………………. | 6 |
Принципы построения программы…………………………………….… | 6 |
Характеристика детей с общим недоразвитием речи………………….… | 8 |
Описание системы Саундбим………………………………………….…. | 9 |
Современная модель логопедической ритмики………………………….. | 10 |
Содержание занятий по логоритмике……………………………………. | 11 |
Тематический план……………………………………………………….. | 15 |
Результативность программы……………………………………………. | 19 |
Список используемой литературы………………………………………. | 20 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последнее десятилетие увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), характер речевых нарушений стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Это заставляет нас искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знание смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Небольшая практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения.
Таким методом, способствующим интеграции личности, развитию творческих, музыкально-ритмических, языковых и двигательных способностей стала логопедическая ритмика с использованием музыкальной системы Саундбим.
Логопедическая ритмика – это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног и туловища сочетаются с произнесением определенного речевого материала. В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения.
Система Саундбим – Рекомендована Национальной программой образования Великобритании как основной источник помощи детям с нарушениями. Успех использования системы Саундбим базируется на двух факторах:
- высокая чувствительность луча позволяет «играть» музыку даже людям, крайне ограниченным в движениях;
- электронные технологии позволяют создать огромную палитру звуковых миров, освобождая автора от традиционных ограничений.
Система Саундбим новое эффективное средство в области реабилитации, с помощью которого даже ребенок с серьезными отклонениями (аутизм, интеллектуальные нарушения, ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи) может выразить себя и начать общаться через музыку и звук.
Таким образом, занятия логоритмикой с использованием системы Саундбим оказывают неспецифическое воздействие на речевые и неречевые нарушения с помощью ритмизированной системы упражнений, построенной на связи движений с музыкой и речью.
С учетом выше сказанного была разработана программа по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи «Раз словечко, два словечко», которая позитивно влияет на состояние звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, развивает чувство ритма. Кроме того, в процессе логоритмических занятий с использованием системы Саундбим появляется мотивация к действию. Используя звуковой луч, дети начинают ощущать собственное тело в пространстве. У детей развивается крупная и мелкая моторика, появляются новые способы коммуникации, развивается импрессивная и экспрессивная речь. Это особенно важно для детей с ОНР.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей посредством сочетания слова, движения и музыки.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
Коррекционные:
- развитие речевого дыхания; тренировка артикуляционного аппарата;
- совершенствование грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия;
- формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие пространственных представлений;
- развитие переключаемости, координации движений.
Воспитательные:
- воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- воспитание умения перевоплощаться и проявлять свои художественно-творческие способности;
- воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила.
Оздоровительные:
- укрепление костно-мышечного аппарата;
- развитие дыхания;
- воспитание правильной осанки, походки;
- развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений и моторных функций.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Дети с общим недоразвитием речи 5-7 лет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Объем коррекционного материала соответствует возрастным и физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников.
- Занятия проводятся малыми группами (4-6 ребенка). Такая форма работы позволяет
- создать доверительную атмосферу;
- развивать у ребенка специальные навыки с учетом индивидуальных,
темповых особенностей усвоения;
- повышать самооценку.
- Программа рассчитана на период курса реабилитации для детей 5-7 лет с ОНР в условиях детского реабилитационного центра.
- Тематика и цели занятия соответствуют текущему этапу коррекционной логопедической работы. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность, составляются с опорой на лексические темы.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинским работником. Занятия с использованием системы Саундбим курируется воспитателем Созиновой Г.В., прошедшей обучение и имеющей сертификат по работе на системе.
- Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога -соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
- Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
- Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель воспитания – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
- Принцип активного обучения. На занятиях по логоритмике с использованием Саундбим применяются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку, через взаимоотношение со звуком.
- Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, навыков интерактивного общения, независимого физического движения и контроля, оздоровления каждого ребенка.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.
Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ САУНДБИМ
Музыкальный луч "Саундбим" или "озвученное движение" - ультразвуковой, невидимый луч, отражающийся от любой поверхности, в том числе от поверхности тела человека, регулируемый в длину от 30 см до 6 метров.
Безграничны возможности использования системы "Саундбим" в реабилитации детей и взрослых с неврологическими отклонениями - патологией двигательной сферы, слабым зрением и слухом, недоразвитием речи и другими нарушениями. Прибор легко настраивается для реагирования от самых малейших движений до размашистых и тем самым способствует решению широкого спектра проблем для каждого пациента.
Конкретные направления использования системы "Саундбим" в реабилитации:
- развитие и закрепление правильной осанки;
- улучшение рисунка ходьбы;
- воспитание чувства ощущения себя в пространстве;
- развитие мелкой моторики и гашение непроизвольных движений;
- исследование сочетания различных движений и музыкальных эффектов;
- развитие коммуникации, импрессивной и экспрессивной речи;
- обучение способности слушать и концентрировать внимание;
- развитие мотивации;
- открытие способности к импровизации и творческой деятельности;
- развитие настойчивости в достижении цели
…или просто для игры и танцев.
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На логоритмических занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Логоритмические занятия включают следующие виды упражнений:
- Организационный момент занятий.
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
На логоритмических занятиях совместно с логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
- выработка продолжительного речевого выдоха,
- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с общим недоразвитием речи направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений
детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в ребенке чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
- Занятия с использованием системы Саундбим проводятся в несколько этапов.
- Первый этап – ориентировочный.
Перед тем как начинать занятия с системой необходимо понаблюдать за ребенком, с которым планируется занятие. Посмотрев, как ребенок реагирует на ту или иную мелодическую линию, можно определить, что ему нравится больше: звуки окружающей среды, ударные или струнные инструменты. После этого планируется дальнейшая деятельность с этим ребенком. Очень важно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка: состояние моторики, произвольного внимания, особенности слухового восприятия, эмоционального фона.
- Второй этап - предполагает активизацию экспрессивной речи и включает в себя непосредственную работу с системой.
На этом этапе используются следующие виды работ:
- пение с использованием звуковых педалей системы Саундбим;
- речевые упражнения с использованием звукового луча;
- игры с пением с использование звукового луча, педалей.
- «игра» на звуковом луче.
- Третий этап - на этом этапе педагог начинает создавать коммуникативные ситуации, в которых ребенку необходимо что-то попросить, сказать. Параллельно с этим происходит работа по расширению словарного запаса. Правила игры постепенно усложняются и ребенку приходится произносить уже не одно слово, а два. На этих занятиях используются традиционные музыкальные инструменты. Пение помогает детям в обогащении словарного запаса, формировании речевого дыхания, дает возможность активно включаться в ход занятия.
Речевые упражнения развивают чувства ритма, умение выполнять инструкции, побуждают детей к активным действиям.
Основной принцип работы на этом этапе заключается в органической взаимосвязи музыки с речью и движением.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
- В ходе реализации данной программы дети овладевают навыками правильного произношения, могут дифференцировать звуки речи;
- Совершенствуется состояние грамматического строя, слоговой структуры и связной речи;
- Достигается развитие всех высших психических функций у детей;
- Происходит тренировка артикуляционного аппарата, что приводит к улучшению артикуляции, формированию четких кинестетических ощущений, развитию фонематического слуха;
- Усиливается речевой выдох по продолжительности и интенсивности, он становится плавным;
- Раскрывается творческий потенциал каждого ребенка;
- У детей улучшается мелодико-интонационная сторона речи, они начинают чувствовать ритм, появляется музыкальность;
- Развивается крупная и мелкая моторика. Играя на системе, появляются новые способы коммуникации, развивается импрессивная и экспрессивная речь.
- В процессе занятий с системой Саундбим у детей появляется мотивация к действию. Используя звуковой луч, дети начинают ощущать собственное тело в пространстве. Играя с музыкальными композициями, дети смогут слушать и слышать.
- Происходит укрепление здоровья в целом.
ЛИТЕРАТУРА
- Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. Картушина М. Ю. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Кузнецова Е. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;.
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. – М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Методические пособия «Дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина. - М.: Айрис-пресс, 2007;
- «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005;
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- «Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"
Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"
Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В....
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...
Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»
Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....
Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.
В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...