Программа по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка на тему

Гаврилова Ольга Ивановна

Программа предполагает занятия по логопедической ритмике с использованием музыкальной системы САУНДБИН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gavrilova.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа предполагает проведение логоритмических занятий  с использованием музыкальной системы Саундбим. Содержание,  которой охватывает  весьма  широкий   круг  деятельности  детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Что   позволяет  уже на  самом  раннем  этапе дошкольного детства  начать  формирование   у  детей  целостного представления  о  музыке, развитии  речи,  физическом  развитии,  ритме, танцах,   о  здоровье,  о  развитии коммуникативных  способностей,  русской и  зарубежной   поэзии,  классической и  народной  музыке,  музыкальных подвижных  играх.

Программа представляет практическую ценность для специалистов детских реабилитационных центров, центров с кратковременным пребыванием детей, а также родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общая редакция – Н.В. Сурулева - директор Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ  в Лаишевском муниципальном районе».

Автор-составитель:

О.И. Гаврилова – логопед Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ  в Лаишевском муниципальном районе»

Содержание

Страница

Пояснительная записка……………………………………………….……

3

Цель программы……………………………………………………….…..

5

Программные задачи………………………………………………….…...

5

Целевая группа………………………………………………………….….

6

Методические рекомендации …………………………………………….

6

Принципы построения программы…………………………………….…

6

Характеристика детей с общим недоразвитием речи………………….…

8

Описание системы Саундбим………………………………………….….

9

Современная модель логопедической ритмики…………………………..

10

Содержание занятий по логоритмике…………………………………….

11

Тематический план………………………………………………………..

15

Результативность программы…………………………………………….

19

Список используемой литературы……………………………………….

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последнее десятилетие увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи  (ОНР), характер речевых нарушений стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Это заставляет нас искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знание смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Небольшая практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения.

Таким методом, способствующим интеграции личности, развитию творческих, музыкально-ритмических, языковых и двигательных способностей  стала логопедическая ритмика с использованием музыкальной системы Саундбим.

Логопедическая ритмика – это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног и туловища сочетаются с произнесением определенного речевого материала. В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения.

Система Саундбим – Рекомендована Национальной программой образования Великобритании как основной источник помощи детям с нарушениями. Успех использования системы Саундбим базируется на двух факторах:

  • высокая чувствительность луча позволяет «играть» музыку даже людям, крайне ограниченным в движениях;
  • электронные технологии позволяют создать огромную палитру звуковых миров, освобождая автора от традиционных ограничений.

Система Саундбим новое эффективное средство в области реабилитации, с помощью которого даже ребенок с серьезными отклонениями (аутизм, интеллектуальные нарушения, ДЦП, нарушения слуха, зрения, речи) может выразить себя и начать общаться через музыку и звук.

Таким образом, занятия логоритмикой с использованием системы Саундбим оказывают неспецифическое воздействие на речевые и неречевые нарушения с помощью ритмизированной системы упражнений, построенной на связи движений с музыкой и речью.

С учетом выше сказанного была разработана программа по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи «Раз словечко, два словечко», которая позитивно влияет на состояние звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, развивает чувство ритма. Кроме того, в процессе логоритмических занятий с использованием системы Саундбим появляется мотивация к действию. Используя звуковой луч, дети начинают ощущать собственное тело в пространстве. У детей развивается крупная и мелкая моторика, появляются новые способы коммуникации, развивается импрессивная и экспрессивная речь. Это особенно важно для детей с ОНР.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии детей посредством сочетания слова, движения и музыки.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Коррекционные:

  • развитие речевого дыхания; тренировка артикуляционного аппарата;
  • совершенствование грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия;
  • формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие переключаемости, координации движений.

Воспитательные:

  • воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
  • воспитание умения перевоплощаться и проявлять свои художественно-творческие способности;
  • воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила.

Оздоровительные:

  • укрепление костно-мышечного аппарата;
  • развитие дыхания;
  • воспитание правильной осанки, походки;  
  • развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений и моторных функций.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Дети с общим недоразвитием речи 5-7 лет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Объем коррекционного материала соответствует возрастным и физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников.
  • Занятия проводятся малыми группами (4-6 ребенка). Такая форма работы позволяет

-  создать доверительную атмосферу;

-  развивать у ребенка специальные навыки с учетом индивидуальных,    

   темповых особенностей усвоения;

-  повышать самооценку.

  • Программа рассчитана на период курса реабилитации для детей 5-7 лет с ОНР в условиях детского реабилитационного центра.
  • Тематика и цели занятия соответствуют текущему этапу коррекционной логопедической работы. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность, составляются с опорой на лексические темы.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются  логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинским работником. Занятия с использованием системы Саундбим курируется воспитателем Созиновой Г.В., прошедшей обучение и имеющей сертификат по работе на системе.
  • Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
  • Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога  -соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
  • Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
  • Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель воспитания – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
  • Принцип активного обучения. На занятиях по логоритмике с использованием Саундбим применяются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку, через взаимоотношение со звуком.
  • Принцип результативностиПолучение положительного результата развития и коррекции речи, навыков интерактивного общения, независимого физического движения и контроля, оздоровления каждого ребенка.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов.

Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.

С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ САУНДБИМ

Музыкальный луч "Саундбим" или "озвученное движение" - ультразвуковой, невидимый луч, отражающийся от любой поверхности, в том числе от поверхности тела человека, регулируемый в длину от 30 см до 6 метров.

Безграничны возможности использования системы "Саундбим" в реабилитации детей и взрослых с неврологическими отклонениями - патологией двигательной сферы, слабым зрением и слухом, недоразвитием речи и другими нарушениями. Прибор легко настраивается для реагирования от самых малейших движений до размашистых и тем самым способствует решению широкого спектра проблем для каждого пациента.

        Конкретные направления использования системы "Саундбим" в реабилитации:

  • развитие и закрепление правильной осанки;
  • улучшение рисунка ходьбы;
  • воспитание чувства ощущения себя в пространстве;
  • развитие мелкой моторики и гашение непроизвольных движений;
  • исследование сочетания различных движений и музыкальных    эффектов;
  • развитие коммуникации, импрессивной и экспрессивной речи;
  • обучение способности слушать и концентрировать внимание;
  • развитие мотивации;
  • открытие способности к импровизации и творческой деятельности;
  • развитие настойчивости в достижении цели
    …или просто для игры и танцев.

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

На логоритмических  занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмические занятия включают следующие виды упражнений:

- Организационный момент занятий.

- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 

- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  

На логоритмических занятиях совместно с логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:

  1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
  2. выработка продолжительного речевого выдоха,
  3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с общим недоразвитием речи направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,  развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему   речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных

занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка  звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур,  оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

- Элементарное музицирование на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

- Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений

детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в ребенке чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы

общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

- Занятия с использованием системы Саундбим  проводятся в несколько этапов.

- Первый этап – ориентировочный.

Перед тем как начинать занятия с системой необходимо понаблюдать за ребенком, с которым планируется занятие. Посмотрев, как ребенок реагирует на ту или иную мелодическую линию, можно определить, что ему нравится больше: звуки окружающей среды, ударные или струнные инструменты. После этого планируется дальнейшая деятельность с этим ребенком. Очень важно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка: состояние моторики, произвольного внимания, особенности слухового восприятия, эмоционального фона.

- Второй этап - предполагает активизацию экспрессивной речи и включает в себя непосредственную работу с  системой.

На этом этапе используются следующие виды работ:

  • пение с использованием звуковых педалей системы Саундбим;
  • речевые упражнения с использованием звукового луча;
  • игры с пением с использование звукового луча, педалей.
  • «игра» на звуковом луче.

- Третий этап - на этом этапе педагог начинает создавать коммуникативные ситуации, в которых ребенку необходимо что-то попросить, сказать. Параллельно с этим происходит работа по расширению словарного запаса. Правила игры постепенно усложняются и ребенку приходится произносить уже не одно слово, а два. На этих занятиях используются традиционные музыкальные инструменты. Пение помогает детям в обогащении словарного запаса, формировании речевого дыхания, дает возможность активно включаться в ход занятия.

Речевые упражнения развивают чувства ритма, умение выполнять инструкции, побуждают детей к активным действиям.

Основной принцип работы на этом этапе заключается в органической взаимосвязи музыки с речью и движением.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Тема

Название

мероприятия

Цели и задачи

        Я

Н

В

А

Р

Ь

«Зима»

«Новогодний маскарад»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
  • Закрепить знания детей о классификации посуды.

«Птицы»

«Зимующие птицы»

«Дикие животные»

 «Звери в зимнем лесу»

«Посуда»

 «Встреча с Федорой»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

 «Наступил февраль»

««Ну-ка, летчики, пилоты!»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, спорту.

«Транспорт»

Паровоз привез нас в лес»

«Домашние растения»

 «Что растет на подоконнике?»

«Зимние виды спорта»

«Мы катаемся на лыжах»

М

А

Р

Т

 «Семья»

«Самая любимая мама дорогая»

  • Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
  • Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.

«Цирк»

«К нам приехал цирк»

«Наша пища»

«Приключения колобка»

«Окружающий мир»

«Проводы зимы»

        А

П

Р

Е

Л

Ь

«Весна»

«День рождения весны»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.
  • Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
  • Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев

«Мой дом»

«Прогулка по городу»

«Домашние животные»

«Котенок по имени Гав»

«Домашние птицы»

«Птичий дом»

М

А

Й

«Наша страна»

«Мой родной край»

  • Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации. Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности

«Человек»

«Доктор Айболит»

«Насекомые»

«История одной гусеницы»

«Игрушки»

«В магазине игрушек»

И

Ю

Н

Ь

«Лето»

«Летние развлечения»

  • Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным

«День защиты детей»

«Праздник в стране детства»

«Дикие животные»

«В гостях у белочки»

«Окружающий мир»

«Цветы»

И

Ю

Л

Ь

«Рыбы»

«Аквариум»

  • Закрепить знания детей по теме. Систематизировать знания детей о рыбах рек и морей.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, животным

«Насекомые»

«Веселая стрекоза»

«Музыкальные инструменты»

«Мы – музыканты»

«Валеология»

«Быть здоровым я хочу»

А

В

Г

У

С

Т

«Фрукты»

«Мы вчера в саду гуляли»

  • Закрепить знания детей по теме.
  • Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

«Цвет, форма, величина»

«Краски лета»

«Пища»

«Здоровая пища»

«Спорт»

«Подружимся со спортом»

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Осень»

«Волшебный лес»

  • Закреплять знания детей об осени, как времени года.
  • Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Закрепить знания детей о различных профессиях.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.

«Животные Зоопарка»

«Мы идем в зоопарк»

«Лес. Грибы. Ягоды.»

«По торопинке в лес пойдем…»

«Профессии»

«Кем быть?»

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Осень»

«Путешествие в осенний лес»

  • Закреплять знания детей об осени, как времени года.
  • Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений
  • Закрепить знания детей о сезонных работах на огороде.
  • Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.

«Овощи. Фрукты»

«Овощей и фруктов полная корзина»

Сад-огород»

«Пора собирать урожай»

Грибы.

«По грибочки в лес пойдем»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Перелетные птицы»

«Гуси-лебеди и их друзья»

  • Закреплять знания детей о перелетных птицах. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
  • Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
  • Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
  • Дать детям знания классификации одежды по сезону.
  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

«Одежда»

«Модники и модницы»

«Ателье»

«Это платье для Наташки»

«Человек»

«Путешествие в страну настроений»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Зима»

«Зимние забавы»

  • Закрепить знания детей о  зиме , ее приметах, о зимующих птицах, о празднике Новый год.
  • Закрепить знания детей по теме.
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

«Мебель»

«Наша квартира»

«Семья»

«В гостях у бабушки»

«Новый год»

«Становись в хоровод- скоро будет новый год»

                           

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

  • В ходе реализации данной программы дети овладевают навыками правильного произношения, могут дифференцировать звуки речи;
  • Совершенствуется состояние грамматического строя, слоговой структуры и связной речи;
  • Достигается развитие всех высших психических функций у детей;
  • Происходит тренировка артикуляционного аппарата, что приводит к улучшению артикуляции, формированию четких кинестетических ощущений, развитию фонематического слуха;
  • Усиливается речевой выдох по продолжительности и интенсивности, он становится плавным;
  • Раскрывается творческий потенциал каждого ребенка;
  • У детей улучшается мелодико-интонационная сторона речи, они начинают чувствовать ритм, появляется музыкальность;
  • Развивается крупная и мелкая моторика. Играя на системе, появляются новые способы коммуникации, развивается импрессивная и экспрессивная речь.
  • В процессе занятий с системой Саундбим у детей появляется мотивация к действию. Используя звуковой луч, дети начинают ощущать собственное тело в пространстве. Играя с музыкальными композициями, дети смогут слушать и слышать.
  • Происходит укрепление здоровья в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  • Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. Картушина М. Ю. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Кузнецова Е.  -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;.
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005;
  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. – М.: ТЦ Сфера, 2008;
  • Методические пособия «Дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина. -  М.: Айрис-пресс, 2007;
  •  «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько. -  М.: ВАКО, 2005;
  • Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  • Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  • «Система коррекционной работы» Н. В. Нищевой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой. – М.: Школьная Пресса, 2002;
  • Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей.  – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"

Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"

Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.

В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...