Воспитательное занятие тема: "Деньги в нашей жизни"
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Вишня Наталья Владимировна

Воспитательное занятие для учеников 9 класса, приуроченное к циклу занятий по профориентационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vospitatelnogo_zanyatiya_dengi_v_nashey_zhizni.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Вишня Н.В.

Тема занятия: «Деньги в нашей жизни»

Цель: расширить представление детей о назначении и видах денег и культуре обращения с ними;

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- рассмотреть определение понятие «деньги»; познакомить учащихся с причинами возникновения, формами и функциями денег; раскрыть сущность денег как нравственной категории; Определить с учащимися значимость денег в жизни человека; обсудить различные варианты отношения к деньгам;

2. Коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать связную устную речь, память, мыслительную деятельность; познавательные интересы;

3. Коррекционно-воспитательные:

 воспитывать культуру обращения с деньгами.

Ход занятия

1.Организационный момент

-Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, настройтесь на работу и с хорошим настроением садитесь за парты.

 - Сядьте правильно, удобно. Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Обратите своё внимание на ряд слов расположенных на доске, выберите и назовите те из них, которые соответствуют вашему состоянию перед началом занятия.

Словарный ряд:  Любопытство; страх; радость; удивление; раздражение; новизна; равнодушие; безразличие; удовлетворение; заинтересованность.

Состояние ваше мне вполне понятно, так как вы не знаете, о чём пойдёт речь, и как мы будем работать. Прежде чем начать наше занятие, я хотела бы, чтобы вы внимательно послушали притчу и сказали, о чём идёт речь в ней. Итак, внимание на слайд.

- Ребята, о чём идёт речь в данной притчи? И сегодня на занятии мы будем говорить о деньгах. Итак, тема нашего занятия – Слайд 1 «Деньги в нашей жизни». 

-Ребята на предыдущих занятиях по профессиональной ориентации мы с вами говорили о том, что такое профессия, знакомились с различными рабочими профессиями. Обговаривали, где вы можете трудоустроиться после окончания училища, также неоднократно мы с вами обсуждали  вашу будущую оплату труда.

 Давайте с вами вместе подумаем, какова цель нашего занятия? (Ответы детей: - поговорим о назначении,  видах денег, и культуре обращения с ними).

- Какие задачи мы с вами будем решать на протяжении занятия, т.е. чем мы с вами будем заниматься? (Ответы детей: - узнаем историю возникновения денег, виды и назначении денег). Слайд 2

-А какую самую главную задачу попытаемся с вами решить, т.е. что будем в себе воспитывать? (Ответы детей: - воспитывать культуру обращения с деньгами).

-Правильно ребята, а ещё мы с вами будем развивать устную речь, память. (Показать задачи на слайде в лестнице успеха).

Формы работы:

-А ещё ребята, мы с вами поработаем в подгруппах, в парах, индивидуально.

Мотивация и критерии

- Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывался, откуда они взялись, как к ним относиться? Чего больше - добра или зла приносят они людям? Ученые утверждают, что деньги - это величайшее изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность, зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. Так что же такое деньги: источник прогресса или зло, от которого нужно избавляться? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вопросе.

-Ребята, а зачем каждому из вас нужны знания нашего занятия о деньгах? (Ответы детей: - чтобы быть более, финансово - грамотным и уверенным покупателем, рассказывать детям полезные сведения о истории возникновения денег).

-Я думаю, что знания, полученные на этом занятии, вам пригодятся в вашей жизни.     Поэтому, чтобы наше занятие было интересным и запоминающимся,  вы должны Слайд 3 правильно и полными  ответами отвечать на мои вопросы, умели рассуждать. В ходе занятия вы сможете оценить свою работу с помощью оценочного листа. Слайд 4. Если вы, выполнили задание самостоятельно и правильно, то вы поставите себе 3 монеты. Если вы выполнили задание правильно, но были затруднения – вы поставите себе 2 монеты. Если вам задание было выполнять сложно и вы не справились с ним, вы поставите себе одну монету. В конце занятия мы с вами определим, тот из вас кто заработает больше всего монет, тот и является более финансово грамотным.

Основная часть 

   - Итак, мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить на тему «Что такое деньги в нашей жизни?». На вопрос, что же такое деньги, и какое  место они занимают в жизни каждого из вас, мы постараемся ответить сегодня. Прежде чем окунуться в историю возникновения денег обратимся к словарю Слайд 5 Ожегова  деньги - это  металлические и бумажные знаки  являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. 

   Начнем с путешествия в историю денег. Представьте себе первобытного человека. Он мало производит продуктов питания, одежды и др. необходимых предметов. Деньги первобытному человеку не нужны. Мясо, которое добыли на охоте - съели, одежду сшитую из шкур животных - износили. Со временем люди научились производить больше продуктов, чем им было необходимо. Излишки можно было  обменять на другие продукты. Так возник обмен: сначала небольшой потом массовый и постоянный. Племена стали обмениваться между собой продуктами своего труда – товарами. А как это сделать? И придумали наши предки выбрать из товаров какой-то один и сравнивать его с ценностью других. Этот товар и стал играть роль денег. Произошло это около 7 тысяч лет назад. У разных народов на определенных этапах истории  мерой стоимости при купле продажи  выступали различные продукты: в древней Мексике – какао бобы, в Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на побережье Западной Африки – раковины - каури, а на Руси как вы думаете, что выступало мерой стоимости при купле - продажи? Слайд 6.

Вы все посещаете библиотеку, пользуетесь регулярно сетью интернет. Я вам давала домашнее задание подготовить мини – рассказ о первых русских деньгах. А расскажет нам Самомбетова Надя.

    Самые первые русские деньги ходили на четырех ногах. Слайд 7. За все расплачивались домашним скотом. Первые монеты назывались «скот», Затем появились «куны», от слова «куница», расплачивались шкурками ценного меха этого животного. На смену шкуркам пришло серебро. Основной единицей был кусок серебра – гривна. Гривну рубили на 4 части. Получился рубль. Рубль резали на 50 частей. Затем монеты стали чеканить, а не рубить и резать. 

   Спасибо Надя за подготовленный мини – рассказ. Появление монет – важный рубеж в истории. Оно свидетельствует  о том, что общество достигло высокой степени экономического и социального развития.  Название «деньги» произошло от слова «Деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже появилась копейка, но название деньга осталось. Слайд 8.

Микроитог

    Подведём ребята небольшой итог. Назовите одно из величайших достижений человечества? (Ответ детей: - деньги). Что выступало мерой стоимости при купле продажи на Руси? (Ответы детей: - Самые первые русские деньги ходили на четырех ногах. Первые монеты назывались «скот», затем появились «куны», от слова «куница», расплачивались шкурками ценного меха этого животного. На смену шкуркам пришло серебро. Основной единицей был кусок серебра – гривна. Гривну рубили на 4 части. Получился рубль. Рубль резали на 50 частей. Затем монеты стали чеканить,  а не рубить и резать.) Оцените свою работу в оценочном листе согласно заданным критериям.

- Какие металлические денежные знаки нашего государства вы знаете?(Ответы детей 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей. Что у них общего, в чем отличие? (Ответы детей: - лицевая сторона монеты или медали называется аверсом на которой расположены: самое главное — эмблема банка и (или) надпись «Банк России», герб, оборотная сторона — реверсом; в простонородии говорят орел и решка). Слайд 9.

В жизни мы мало внимания обращаем на денежную мелочь. Можем легко, на ощупь, только по размерам определить обозначенную стоимость монет. Давайте поиграем в игру которая называется «Денежки в мешочке» Слайд 10. В мешочке находятся денежные металлические знаки. Выходит учащийся и на ощупь определяет, какую монету он взял, называет её и вынимает из мешочка. Оцените свою работу в оценочном листе.

Монеты хороши и удобны, но 15 тысяч копеек весит 15 кг - носить тяжело. Истории известен один курьезный случай с деньгами. Императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М.В. Ломоносова пожаловала ученому премию в 2 тысячи рублей. Премию выдали медными монетами, общий вес которого три с лишним тонны. На перевозку премии понадобилось несколько подвод. Такие неудобства с перемещением монет и натолкнули на мысль создания бумажных денег. В России в 1769 году бумажные деньги ввела Екатерина II Слайд 11. Её портрет украшал сторублевую купюру, и даже кошелек раньше назывался «денежник», а сейчас бумажник.

Микроитог

Ребята по какой причине были введены бумажные деньги в России, кем? (ответ: в России в 1769 году бумажные деньги ввела Екатерина II).

Ребята, какие бумажные купюры нашего государства вы знаете? (ответы: 10 руб., 50 руб., 100 руб., 1000., 5000.,) Какие отличительная особенность есть на каждой купюре? Слайд 12 (Ответы детей: - Есть у денег лицевая и обратная сторона. Лицо бумажных денег или аверс находится там, где изображён портрет государственного деятеля, знаменитого человека государства, или изображена скульптура. Обязательно на лицевой стороне присутствует название банка,  а так же номер и серия банкноты. Обратная сторона купюры – реверс  на ней изображен памятник культуры).

Игра «Каких купюр нет» Слайд 13.

На доске висят купюры достоинством 50 руб, 100 руб, 1000 руб,  5000 рублей. Выходит ученик внимательно смотрит 2-3 секунды, затем отворачивается, одна, две купюры убираются, ученик поворачивается и определяет, каких купюр нет. Игру можно усложнить, не убирать, а добавлять купюры.

Оцените свою работу в оценочном листе.

Итак, ребята мы с вами познакомились с историей возникновения денег.

Воспитывающие ситуации по теме «Дети и деньги». Слайд 14.

Работа в подгруппах. Ребята делятся на 2 подгруппы.

А сейчас мы поговорим о  культуре обращения с деньгами. Каждой подгруппе я даю карточку с ситуацией вы должны обсудить и прокомментировать на это я вам даю 2 мин.                          

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.  Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата-первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

Вы познакомились с двумя ситуациями, и каждая заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти ситуации и почему после них остаются сомнения. На обсуждение ситуаций вам даётся 2 минуты, после чего вы зачитываете ситуацию и даёте ответ.

Примерные выступления детей:

-  В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же  родителей.

-  Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью обмана.  Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет.

Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов, не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе. Оцените свою работу в оценочном листе.

Физминутка Слайд 15.

Проведём небольшую разминку. Я попрошу вас встать из-за парт. Вам необходимо найти спрятанный мною красный круг. В данном задании приветствуются приседания, подпрыгивания как на одной ножке, так и на двух.

А теперь сядем все на свои места, расслабимся и проведём разминку для глаз.

Нарисовать глазами: треугольник, окружность по часовой стрелке, окружность против часовой стрелки, квадрат. После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.).

Возьмите конверт № 2 . Индивидуальная работа.

 Задание. Прочитайте потребности людей и подумайте какие из данных потребностей можно купить за деньги, а какие нет, подчеркните те которые за деньги купить нельзя. Слайд 16.  Пока все выполняют задание, Сафоненко Маше я даю следующее задание: раскрасить кошелёк с деньгами (работа для слабоуспевающего).

  • продукты
  • модные вещи
  • любовь
  • самоуважение
  • дружба
  • развлечения
  • общение с природой

Оцените свою работу в оценочном листе.

    Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение или уважение близких их любовь. За деньги можно купить еду, но не аппетит. За деньги можно купить дом, но не семью. За деньги можно купить лекарство, но не здоровье.        За деньги можно купить целый континент, но не Родину. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы. Культура обращения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе, используются деньги, между людьми.

 Проверим работу Маши и дадим ей оценку.

 Деньги - зло или добро? Слайд 17

 Вот и пришло время решить этот вопрос: деньги - зло или благо? Какие будут соображения?

Примерные выступления детей:

- Нельзя сказать однозначно. Для кого-то - зло, для кого-то - благо, все зависит от человека.

- Конечно, благо: без них не будет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни культуры, ни образования.

- Скорее, зло - деньги разделяют людей.

Сами по себе деньги - это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут - зависит от отношения человека к деньгам.

 Чтобы не страдать от недостатка денег нужно выполнять несколько правил:

Советы учащимся: Слайд 18

  1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты.
  2. Избегайте вести подсчеты прилюдно.
  3. Планируя расходы, будьте сдержанны.
  4. Не экономьте на заботе о своих близких!
  5. Старайтесь не влезать в долги!

- На следующем занятии мы с вами поговорим о том, где можно копить деньги, зачем нужны сберегательные банки, о банковских картах, сберегательных книжках, и о том, как не попасть в руки к мошенникам.

Домашнее задание. В сети интернет найти, прочитать и проанализировать сказку-повесть С.В. Михалкова «Похождение рубля».     А пока подведем итог нашего с вами занятия.

Заключительная часть

-Как называлось наше занятие?

-О чём говорили на нашем занятии?

-Что нового узнали, что вспомнили?

-Какие задачи мы с вами ставили  в начале нашего занятия, со всеми ли мы справились? Слайд 19

-Скажите пожалуйста, что мы с вами сегодня воспитывали на нашем занятии? (Ответы детей:  воспитывали культуру обращения с деньгами)

- Связь  с какими предметами прослеживалась на протяжении всего занятия?

Слайд 20

Давайте вернёмся к тем критериям, по которым мы оценивали себя на протяжении всего занятия, узнаем, кто был активным  и правильно и полными ответами  отвечал на мои вопросы, запоминал  всё, о чём говорили на занятии, умел рассуждать. Возьми оценочный лист и посчитай монеты.

Тот, у кого больше всех монет – тот является финансово грамотным человеком.

Рефлексия 

Обратите своё внимание ещё раз на ряд слов расположенных на доске, выберите и назовите те из них, которые соответствуют вашему состоянию на конец занятия.

Словарный ряд:  Любопытство; страх; радость; удивление; раздражение; новизна; равнодушие; безразличие; удовлетворение; заинтересованность.

В заключение нашего занятия, хочу прочитать вам стихотворение  

Деньги дарят нам свободу, 
Но таят в себе ловушку: 
Будешь жить деньгам в угоду 
Станешь их рабом послушным. 
И проверено веками: 
Хорошо — владеть деньгами, 
Плохо — быть под властью денег!

На этом наше занятие окончено.  Спасибо за внимание. Слайд 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы отрытого урока "Деньги в нашей жизни"

Тема открытого урока: "Деньги в нашей жизни" Дисциплина: Экономическая теорияГруппа: 2 курс...

Внеклассное мероприятие: "Деньги в нашей жизни"

Мероприятие о роли денег в жизни человека....

Деньги в нашей жизни

Классный час для 10 класса. Содержит конспект и презентацию....

Методическая разработка открытого занятия на тему "Книги в нашей жизни. Мой любимый писатель."

Методическая разработка включает введение, психолого-педагогическую характеристику группы, диагностику ЗУНов, содержание занятия, самоанализ, приложения....

Презентация к воспитательному занятию "Деньги в нашей жизни"

Данная презентация позволяет сделать занятие более интересным, помогает освоить знания по выбранной теме....

Классный час "Деньги в нашей жизни".

Классный час "Деньги в нашей жизни". Финансовая грамотность....

Классный час "Деньги в нашей жизни"

Классный час "Деньги в нашей жизни" разработан для учащихся 8 класса.   В данной разработке рассматриваются функции денег, их роль в современном обществе, правила обращения с деньг...