Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида
план-конспект урока (5 класс) на тему

Дорофеева Людмила Михайловна

Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида.

Этот конспект урока может быть полезен для начинающих учителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи в 5 классе II отделения школ II вида

Тема урока: Изложение «Встреча со змеей».

Цели урока:

Образовательная  –        учить писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания животного;

закрепить знание о правописании окончаний прилагательных, о знаках препинания в предложениях с прямой речью;

Воспитательная  –         формировать навыки коллективной работы на уроке;

расширить знания учащихся о живой природе;

Развивающая –         развивать навыки коммуникации, вербального и невербального общения;

Коррекционная  –        автоматизировать произносительные навыки учащихся на речевом материале урока,  развивать навыки самоконтроля за произношением, развивать слуховое восприятие.

Оборудование: текст изложения, словарная запись на доске, картинки с изображением змеи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фонетическая зарядка.
  3. Работа по теме урока.
  1. Чтение текста.
  2. Беседа с учащимися.
  3. Рассказ учителя о змеях.
  4. Словарная работа.
  5. Работа над содержанием рассказа.
  6. Составление плана.
  7. Орфографическая работа по предупреждению ошибок.
  8. Пересказ  прочитанного рассказа учениками.
  1. Письменная работа учащихся.
  2. Итог урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет работу индивидуальных слуховых аппаратов у учащихся с помощью вопросов.

- Как ты меня слышишь?  (Вопросы задаются за экраном)

  1. Фонетическая зарядка.

Учитель обращает внимание на произнесение звуков и постановку ударения.

С, З.

Острые зубы

Раскрытая пасть

Сплюснутая головка

Змея заскользила

Зло зашипела

  1. Работа по теме урока:

Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу А. Дорохова «Встреча со змеей».

  1. Чтение текста.

Учитель дает задание ученикам прочитать рассказ.

Встреча со змеей.

Ранним июльским утром я пошёл в лес по ягоды. В тенистом бору стоял густой полумрак. Я вышел на поляну и лег на душистую траву.

Моё внимание привлек зеленый кузнечик. Он сидел на травинке и звонко стрекотал. Но  вот кузнечик высоко подпрыгнул и исчез. Что-то спугнуло его.

У большого пня лежала змея. Вдруг она зло зашипела и стала быстро разворачивать длинное тело. Сплюснутая головка медленно закачалась в воздухе. В раскрытой пасти были видны острые зубы. Маленькие черные глаза ярко сверкали.

Я попятился. Змея заскользила по траве. В ужасе я бросился в строну и попал в огромный муравейник. Кое-как я выбрался из него и взглянул на змею. Преследуя меня, гадюка тоже попала в муравейник. Извиваясь от укусов, она шипела.

Я не мог удержаться от смеха: «Ай да муравейчики! Здорово заступились за меня!»

(По А. Дорохову)

  1. Беседа с учащимися.

- Ребята, как вы думаете, почему писатель испугался змеи?

Учитель добивается полных ответов от учащихся.

_________, потому что  …..

Посмотрите, как выглядит гадюка.

Учитель показывает картинки с изображением змеи.

Что вы знаете о ядовитых  змеях?

Учитель выслушивает ответы учеников и обобщает высказывания.

  1. Рассказ учителя о змеях.

Ученые считают, что в настоящее время на нашей планете живут до 2,5 тысяч разновидностей змей. Из них примерно 8 процентов – ядовитые змеи. Они убивают ядом свою жертву.

У одних змей яд такой ядовитый, что он может убить слона, у других – совсем слабый. Примерно 200 видов ядовитых змей считаются опасными для человека.

C:\Users\Ольга\Desktop\gadyuka.jpg                         C:\Users\Ольга\Desktop\99299.jpg

  1. Словарная работа.

Учитель просит учащихся объяснить значения выделенных в рассказе слов, а потом сам уточняет их значения.

Бор – густой лес, сосновый лес.

Полумрак  - слабое освещение, почти полное отсутствия света.

Сплюснутая (головка) – сильно сжатая, сдавленная. (Можно показать, сжав мячик).

Пасть – рот животного.

Попятился – медленно пошёл назад, повернулся спиной по направлению к движению. (Можно показать, как автор попятился).

Преследовать – гнаться все время.

Извиваться – изогнуться волнистой линией.

Заступились – защитили (автора).

  1. Работа над содержанием рассказа.

Беседа по вопросам.

  1. Куда пошел автор?
  2. Как было в лесу?
  3. Что он сделал?
  4. Что привлекло внимание автора?
  5. Что сделал кузнечик?
  6. Что случилось потом?
  7. Кто лежал у пня?
  8. Что сделала змея?
  9. Как выглядела змея? Опишите её. (Какое у нее тело, головка, зубы, глаза?)
  10. Что сделал писатель?
  11. Как вела себя змея?
  12. Куда попал автор?
  13. Что случилось со змеей?
  14. Чем закончилась прогулка в лес?

  1. Составление плана.

- Ребята, прочитайте еще раз  1 абзац рассказа. О чем вы узнали?

Как можно озаглавить эту часть?

(Такая работа проводится и с остальными 4-мя абзацами).

Сначала учитель записывает на доске каждый пункт плана, потом пишет слева «план» и сообщает ученикам, что они составили план рассказа.

План:

  1. За ягодами.
  2. Присутствие змеи.
  3. Змея: (описание)
  1. Тело;
  2. Голова;
  3. Пасть;
  4. Глаза;
  1. Нападение гадюки.
  2. Защитники писателя.

  1. Орфографическая работа по предупреждению ошибок.

Учащиеся должны объяснить падежные окончания прилагательных и схему предложения с прямой речью.

Утром (каким?) ранним (Т.п.) июльским;

В бору (каком?) тенистом (П.п.);

На траву (какую?) душистую (В.п.);

У пня (какого?) большого (Р.п.);

Тело (какое?) длинное (В.п.);

Голова (какая?) сплюснутая (И.п.);

В пасти (какой?) раскрытой (П.п.).

Схема предложения с прямой речью.

Учащиеся должны объяснить постановку знаком препинания.

        А.: «П!»

  1. Пересказ  прочитанного рассказа учениками.

После этой работы учитель просит 1-2 учеников пересказать содержание рассказа.

  1. Письменная работа учащихся.

Учащиеся самостоятельно выполняют письменную работу.

  1. Итог урока.

- Ребята, чему вы научились на этом уроке?

Учитель даёт оценку ответам учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»

Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.

Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги»  (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...

СССР в начале второй мировой войны, конспект урока по истории в 9 классе специальной коррекционной школы 8 вида

Данный урок является уроком с применением мультимедийного материала - видео. Построен в соответствии с содержанием темы в учебнике истории....

урок письма и развития речи 4 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Правописание безударной гласной в слове"

Урок - закрепление учебного материала. Урок предполагает использование коррекционо-развивающей технологии и коррекционно-развивающих методов....

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...