Решение типовых арифметических задач на уроках математики детьми с нарушением интеллекта
план-конспект занятия (6 класс) на тему

В работе представлены способы решения типовых арифметических задач на уроках мадематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabota_zhdanovoy_g._yu.zip25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат №6»

Решение типовых арифметических задач на уроках математики детьми с нарушением интеллекта

Жданова Галина Юрьевна,

учитель

МКОУ «Общеобразовательная

школа-интернат № 6»

Кемеровская область

г. Гурьевска

Гурьевск 2018

Содержание

Введение ………………………………………   3-5

Глава 1 …………………………………………… 6-10  

1.1I алгоритм ………………………………....  6-7

1.2 II алгоритм …………………………………  7-10

Литература ……………………………………. 11

                                               Введение

     Математика вносит вклад не только в общее развитие личности, но и в формирование характера, нравственных черт, способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду, успешной социализации.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо.

Состав учащихся школы  чрезвычайно разнороден, об этом говорилось на нашем последнем педсовете,  поэтому трудности и потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, это объясняется особенностями психофизического развития учащихся коррекционной школы.

Мои наблюдения и отслеживание моей диагностики  показывают, что не целенаправленность и слабая активность восприятия создают наибольшие трудности у обучающихся на моих уроках математики в понимании и решении математической задачи.

Решение текстовых задач традиционно представляет собой трудность для учащихся, причем это касается и  младших и средних  и старших детей в школе.
Сложности при выполнении этого вида учебной деятельности для сегодняшних школьников становятся еще более серьезными  в связи с возросшими проблемами, касающимися  освоения навыков  чтения, понимания и смыслового анализа  текста.

Мой опыт работы в нашей школе подтверждает то, что  у значительного процента школьников  не сформировано умение читать и понимать текст одновременно. Понятно, что  такое  чтение  делает весьма затруднительным выбор путей  при решении,  затрудняет  сюжетное  осмысление  текста учебной задачи.

Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения.

У учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, и возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное, недифференцированными.  Слабость умения дифференцировать  не редко приводит к уподоблению знаний.

Уподобляются задачи, в которых есть хоть какое-то внешнее сходство : простые задачи уподобляются сложным, и наоборот. Другая причина   кроется в отрыве математической терминологии от конкретных представлений, реальных образов, объектов, в непонимании конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми.

Трудности в обучении  учащихся школы VIII вида обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов.

Тугоподвижность мышления умственно отсталых проявляется в «буквальном переносе» имеющихся знаний без учета ситуации, без изменений этих знаний в соответствии с новыми условиями.

У наших детей также отмечается «застревание» на принятом способе решения  задач. С трудом происходит переключение с одной умственной операции на другую, качественно иную.

Косность мышления проявляется в «приспосабливании»   заданий к своим знаниям и возможностям.

«Буквальный перенос» наблюдается и при решении задач. Особенно часто это проявляется при переходе от решения простых задач к составным (часто в 5 классе  - составная задача в два действия решается одним действием, в старших классах, когда большинство задач решается в 2—3 действия, учащиеся, наоборот, простые задачи решают двумя и даже тремя действиями, привнося лишние действия). Несовершенство анализа приводит к тому, что дети нашей школы задачи одной направленности  проводят поверхностно, не проникая во внутренние связи и отношения.

Умственно отсталые учащиеся исходят при решении задач, выполнении заданий из несущественных признаков, руководствуются отдельными словами и выражениями или пользуются усвоенными ранее схемами-шаблонами.

Учащимся школы VIII вида свойственны не критичность в выполнении действий, слабость самоконтроля.  По -  этому  также существуют трудности  в вычислениях при решении задач, но они снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Кто присутствовал на моих уроках  мог заметить, что вопросам контроля и самоконтроля я уделяю большое внимание.

Так же не критичность мышления  при решении задач может проявиться и таким образом. Учащихся не смущает, что ответ часто не соответствует ни условию, ни вопросу задачи.

Для успешного обучения,  я  хорошо изучила  состав учащихся, диагностировала их, знаю особенности каждого ученика, его поведение, определила  потенциальные возможности, с тем чтобы наметить пути включения обучающихся  во фронтальную работу класса с учетом  психофизических особенностей, степени дефекта. Всё выше перечисленное  даёт мне возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, т.е. обеспечить их всестороннее развитие.

Опираясь на опыт своей работы я пробовала различные подходы к облегчению понимания детьми способов решения задач. Предлагаю вам два  алгоритма на примере решения задач на движение.

I алгоритм

Сначала я хочу вам дать  характеристику алгоритма в целом, а далее показать его  основные шаги. Затем на примере  типовой  задачи покажу, как работает данный  алгоритм  на практике.

Первое на что мы должны обратить внимание – это  на тщательном прочтении предлагаемого текста задачи.  Чтение должно быть  максимально осмысленным, надо читать   медленно,   и по смысловым отрезкам (предложениям или его частям), во-вторых, в связи с одновременным последовательным пошаговым заполнением таблицы, описывающей задачу.  Благодаря таблице сюжетный текст превращается в четкую  структуру, что помогает пониманию задачи и позволяет вплотную подойти к  пониманию способов решения данной задачи.

Таблица  для решения задачи имеет три столбца. В задачах на движение это столбцы: путь, скорость, время.

Давайте посмотрим на  этапы решения задачи.

-    Читаем задачу целиком, чтобы уловить сюжет и конечный вопрос.

-  Рисуем таблицу по образцу: 3 колонки, несколько строк…

-  Читаем первый отрезок текста – заполняем первую строчку…

-  Читаем следующий отрезок текста, и т.д., пока не прочитаем всю задачу.

-  Вспоминаем  формулу вычисления

-  Решаем задачу.

-  Выписываем найденное  решение в виде ответа.

Применение алгоритма при решении задачи.

Текст задачи.

Задача:  Две группы  идут  навстречу  друг другу. Начальное

расстояние  между  ними  было  40 км. Группа  первая  шла  со

скоростью 6 км/ч, а  группа вторая – 4 км/ч. Через  сколько  часов

они  встретятся?

Это задача на движение. Требуется найти скорости сближения двух объектов – групп. Формула процесса :(Путь = Скорость  Х  Время)

Время = Путь  :  Скорость

Рисуем таблицу. Заполняем ее параллельно с чтением частей текста.

Путь

Скорость

время

1

40 км

4км в час

2

40км

6км в час

Скорость сближения-?

Время-?

Мы рассмотрели первый  алгоритм решения текстовых задач. Попробуем подвести некоторые итоги.

Каковы были для вас сложности в применении данного подхода? Как вы думаете насколько легко он воспринимается детьми? Можно пользоваться  данным способом при решении задач на движение?

Описанный здесь способ решения помимо формальной стороны (заполнение таблицы определенным образом) имеет неформальную составляющую: медленное прочтение текста задачи, разбитого на части, и его осмысление. Этот алгоритм способствует формированию чрезвычайно важного сегодня навыка осмысленного чтения, понимания слова, умения выразить словом свою мысль. Помимо прямой цели – решить задачу –  в этой учебной деятельности присутствует еще одна цель:  научиться медленно и осмысленно читать слова текста.

Следует отметить, что учиться разбивать текст на смысловые части – это отдельная учебная задача.

Освоение представленного алгоритма  развивает в  ученике навык работы с письменным текстом, учит анализировать данные, выбирать главное. Данный подход способствует не только научению решать задачи, но и повышает качество учебной деятельности в целом.

II алгоритм

Давайте посмотрим на другой алгоритм решения задач на движение.  Я также  хочу вам дать  характеристику алгоритма в целом, а далее пошагово показать пути решения задачи. Затем на примере  типовой  задачи покажу, как работает данный  алгоритм  на практике.

Давайте посмотрим на  этапы решения задачи.

-    Читаем задачу целиком, чтобы уловить сюжет и конечный вопрос.

-   Смотрим на мини-таблицы и выбираем тип задачи.

-  Опираясь на таблицу  пошагово рисуем чертёж задачи, заполняем данные

-   Выполняем решение.

-   Выписываем найденное  решение в виде ответа.

Применение алгоритма при решении задачи.

Текст задачи.

Задача:Две группы  идут  навстречу  друг другу. Начальное

расстояние  между  ними  было  40 км. Группа  первая  шла  со

скоростью 6 км/ч, а  группа вторая – 4 км/ч. Через  сколько  часов

они  встретятся?

-    Читаем задачу целиком, чтобы уловить сюжет и конечный вопрос.

-   Смотрим на мини-таблицы и выбираем тип задачи.

-    Рисуем чертеж задачи.-4

-  Вспоминаем, что в данных видах задач первым  действием находим скорость   сближения.

-  Вторым действием отвечаем на основной вопрос задачи.

Мы рассмотрели второй  алгоритм решения текстовых задач. Попробуем подвести некоторые итоги.

Каковы были для вас сложности в применении данного подхода? Как вы думаете насколько легко он воспринимается детьми? Можно пользоваться  данным способом при решении задач на движение?

Описанный здесь способ решения также предполагает медленное прочтение текста задачи, разбитого на части, и его осмысление.  Помимо прямой цели – решить задачу –  в этой учебной деятельности присутствует еще одна цель:  научиться медленно и осмысленно читать слова текста и также выполнения чертежа, понимание задачи не только через привычный всем текст, но и через чертёж.  Что чрезвычайно важно на уроках трудового обучения, т.к. уроков черчения у нас нет.

Мой опыт показывает, что большинство детей, освоивших предлагаемый прием работы с текстовыми задачами, используют его и при самостоятельном поиске решения задачи чаще, чем первый способ.

Освоение представленного алгоритма  развивает в  ученике навык работы с письменным текстом, учит анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, производить чертеж. Данный подход также способствует не только тому, чтобы научить решать задачи, но и повышает качество учебной деятельности в целом.

Литература

1. Перова М. Н. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе.

2. Валеева Р. Х. «Задачи на движение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта

В статье рассказывается о формах и методах работы  по коррекции и развитиии личности ребенка....

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...

РЕШЕНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ.

Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и ...

конспект урока хоэяйственно-бытового труда с детьми с нарушением интеллекта

Цели:Познакомить глубоко умственно – отсталых детей с комнатным растением – бегониейЗакрепить знания и умения глубоко умственно отсталых детей по уходу за растениямиЗакрепить названия комн...

Урок " Решение практико-ориентированных задач на уроках математики" , 9 класс

Технологическая карта урока " Решение практико-ориентированных задач на уроках математики" , 9 класс...