Дыхательные упражнения в игровой форме
учебно-методический материал на тему

Воронина Любовь Геннадьевна

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения разви­вают продолжительный, рав­номерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая по­ложительные эмоции, такие упражнения повышают инте­рес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnye_uprazhneniya_v_igrovoy_forme.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения в игровой форме

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

        Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя): вдох (носом) 1—3, пауза — 1, выдох (ртом) — 1—6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3—4 раза. Повторять четырежды в день.

Играйте на здоровье!

«Колобок»

Колобок-колобок

Ты румяненький бочок,

 По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

«Горох»

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.

«Самолётики»

Самолет построил я,

Поиграть зову вас я.

Чей дальше улетит,

Тот пилот и победит.

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.

«Настольная игра»

Здесь я кубик не кидаю,

 Я дыханьем помогаю.

Мы посмотрим, кто вперед

 От старта до финиша дойдет.

 Кубики не бросать как обычно, а сдувать с ладошки.

«Горка»

Бегемот на горку сел,

Прокатиться захотел.

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребенка — сдуть киндер-игрушку с горки.

«Перекати-поле»

По полю, всем на удивление.

Катится растение.

Ветер громко завывает,

В догонялки с ним играет.

Из сухой травы сделать подобие растения «Перекати-поле». Задача ребенка — перекатить его через поле.

«Черепашки»

Черепашки-малыши

Еще очень слабы.

Нужно очень постараться

Помочь им до воды добраться

Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить ёмкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек  и сдует их в «море», тот победитель.

«Бабочка»

Бабочка-красавица

На ладошку села.

Ветерок дунул —

Она полетела.

Летела-летела

И на цветочек села.

Выставить цветочную поляну. Задача ребенка — сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

«Задуй свечи»

Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью вдохну,

Свечи все я потушу.

Свечи — крышки от фломастеров, расставить и «зажечь». Кто больше потушит свечей  с одного выдоха, тот и выиграет.

 «Цветик-семицветик»

Лети, волшебный лепесток,

Через запад на восток.

Эники-беники, эники-ё

Исполни желание мое.

Загадав желание, дети отрывают по лепестку и с «волшебными» словами дуют на свой лепесток.

«Дорожка»

Ленту цветную я раскручу,

Длинную дорожку вам покажу.

Мы посмотрим, кто быстрей:

Хлопай, топай веселей.

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача — быстрее раскрутить свою трубочку.

«Автомобили»

Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться вперед.

Как надо ездить, покажу,

И первым к финишу приду.

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.

«Берлога»

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

А в берлоге спит медведь.

Хотите, дети, посмотреть?

Дети раздувают «снег» из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя.

«Муравейник»

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

  Выполнить муравейник из мелких тонких веточек (соломы), внутрь поместить картинку с изображением муравьев. Можно использовать перья (игра «Найти в гнезде птенца»).

«Акробат»

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану —

Проползу и не устану.

      На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.

«Ледоход»

У меня корабль сильный.

У него характер львиный.

Льдины смело раздвигает

И везде он проплывает.

В емкость с водой поместить «льдины» (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.

«Лодочки»

Берег — левый,

Берег — правый

Лодка — это переправа.

Груз любой мы переправим,

Куда надо все доставим.

В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.

«Утята»

Плавать учатся утята

С мамой-уткой на пруду.

Помогу я им, ребята, —

Ветерочком подтолкну.

Дети помогают утятам доплыть до мамы-утки.

«Паровоз»

Рельсы-рельсы,

Шпалы-шпалы,

Ехал поезд запоздалый.

Вдруг опасность на пути,

Стоп! Нельзя дальше идти.

Преграду убери,

Долгий путь определи.

На пути поезда сделать затор из бревен (веток), снежного сугроба (ваты). Задача детей — освободить дорогу, раздуть преграду.

«Мишка»

Мишка очень шишки любит,

Угощу его я ей.

Благодарен мне он будет,

Сразу станет подобрей.

Нужно дунуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба яички снесла,

Ребятишек к себе позвала.

Нужно яички срочно поймать,

Не уронить, в корзину собрать.

Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.

«Хорошая погода»

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь.

На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта). Дети разгоняют, раздувают тучи.

«Мяч»

Будем вчетвером играть,

Мяч по полю мы гонять.

У кого мячик упал,

Тот выходит, проиграл.

Вокруг круглого стола встают четыре игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.

«Снегопад»

Снежинок много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.

«Листопад»

Листьев много я собрал,

Ветерочком легким стал.

Если очень постараться,

Листья дружно разлетятся.

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.

«Ракушки»

Чудесные ракушки есть у нас,

Поиграем мы сейчас.

Будем дружно их сдувать,

Дно морское украшать.

Вот теперь готово все,

Можно рыбок запускать.

Приготовить емкость с водой — море. На столе разложить ракушки. Задача ребенка — сдуть их в воду и украсить морское дно.

Памятка для родителей

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Наберитесь терпения и выдержки!

Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений — трудная работа для ребенка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните: похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

В комплекс занятий по развитию речи должны входить домашние задания, перечисленные ниже.

1. Артикуляционную гимнастику проводите ежедневно по 5—7 мин, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

2. Артикуляционную гимнастику выполняйте, сидя перед зеркалом. Предварительно ребенок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребенка.

3. Некоторые упражнения ребенок должен выполнять под счет взрослого.

4. Каждое упражнение повторяйте 3—4 раза.

Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что:

- для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система;

- родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке — только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребенка, так и для окружающих;

- необходимо выполнять все, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться;

- ребенок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!

 Советы для родителей

Поговори со мной... О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать...».

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли — не ребенок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи,

спрашивайте, что значит то или иное слово.

Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

какими словами, красками можно описать время года;

назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только веселые слова;

расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;

играйте в игру «Если бы, да кабы...». Ребенку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы     потому что... .

Если бы я был Музыкой, то я бы     потому что... .

Если бы я был Дождиком, то я бы     потому что... .

Если бы я был Мандарином, то я бы     потому что... ;

—        играйте в игру «Хорошо — плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?

играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый — грустный, сильный — слабый и т.д.;

играйте в слова, где изменяется только один звук: почка — дочка — точка — кочка...

Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут... елке.)

Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала ( короткого, как утро ), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7.        Разыграйте знакомую
сказку «в лицах» с разной
интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия — и увлеченный «говорун сразу скисает».

6.4. Почему Ваш ребёнок не успевает по русскому языку? Посоветуйтесь с

логопедом.

Каждый первоклассник, обучаясь письму, сначала допускает ошибки, но постепенно избавляется от них. «Временные» ошибки в начальный период овладевания письмом - это закономерное явление.

Навык грамотного письма у одних детей формируется быстро и легко, у других требует значительных усилий.

Но как быть, если Ваш ребенок не успевает по русскому языку?

Выучив правила, он продолжает допускать ошибки. Вы обеспокоены: дополнительные занятия, традиционные диктовки не приводят к желаемому результату. В чем причина?

Попробуем вместе разобраться в этой проблеме.

Возможно, у Вашего ребенка ошибки связаны с нарушением письма -дизорфографией.

Что же такое дизорфография?

Дизорфографая- это стойкое и специфическое нарушение усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых функций.

Дети с дизорфографией часто допускают ошибки при правописании проверяемых безударных гласных в корне; в случае переноса слов; при написании прописной буквы в именах, отчества и др.; в словах с непроизносимыми согласными и т.д.

Также они нечётко владеют учебной терминологией (такими понятиями, как «звук», «слог», «гласные», «согласные»), не умеют пересказывать своими словами правила правописания и применять их на письме.

Основную трудность у детей с дизорфографией вызывает решение орфографической задачи, им трудно увидеть «ошибкоопасные» места слов до их написания и во время письма, им сложно подобрать проверочное слово, они не чувствует ритмическую структуру слова, не замечают наличие безударных гласных и т.д.

Причинами этих трудностей могут быть:

  • Различные патологии беременности
  • Проблемы речевого развития
  • Снижения слухо-речевой памяти и др.

Следует отметить, что нарушение усвоения правил правописания у школьников (дизорфография) часто сочетается с нарушениями чтения и письма (дисграфией и дислексией). На начальных этапах обучения ученик допускает больше дисграфических ошибок, а к 3-4 классу резко увеличивается кол-во орфографических ошибок.

Как помочь ребенку с дизорфографией?

Надо помнить, что ребенок страдающий дизорфографией зачастую оказываются неуспевающим по многим предметам и в той или иной степени переживает свой недостаток.

Вы можете сделать учёбу Вашего ребенка доступной и интересной.

Для этого нужно обратиться к специалистам: логопеду, психологу. Они помогут выяснить истинную причину неуспеваемости и предложат индивидуальную коррекционную программу по преодолению дизорфографии.

Ключ к благополучию детей - в Ваших руках, родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕДА

Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие вречевом акте. Важной частью является дыхание....

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких  и улучшают  самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует концен...

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения в логопедии...

Комплекс дыхательных упражнений в игровой форме.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи  и интонационной...

Комплекс дыхательных упражнений и упражнений для укрепления горла, снятия напряжения.

В данной публикации содержится комплекс упражнений над дыханием, укреплением гортани из "Вокального букваря" (Е.М Пекерской)...

Физические упражнения и игровые формы на занятиях физической культурой и во внеурочное время в старших классах

В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Упражнени...

Обучение волейболу – 10 упражнений в игровой форме для малышей

Занимательные и очень интересные упражнения для детей....