Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."
план-конспект урока на тему

Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."

Цель: создание благоприятных условий для целостного восприятия,  представления о явлениях  ранней весны и повышения речевой активности детей в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl._razv._rechi_pechat.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                 «Рубцовская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида»

Урок по предмету

 «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

в классе для детей со сложной структурой дефекта четвёртого года обучения

Тема: Весна. Приметы ранней весны.

                                                                            Составила  учитель                                  

                                                                                               Мокрякова Татьяна Яковлевна

Рубцовск – 2014

План урока по предмету

 «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

в классе для детей со сложной структурой дефекта четвёртого года обучения

Тема:                              Весна. Приметы ранней весны.

Цель:

- создание благоприятных условий для целостного восприятия,  представления о явлениях  ранней весны и повышения речевой активности детей в различных видах деятельности.

Образовательные задачи:

- расширять представления детей о характерных признаках ранней весны;

- учить связно и последовательно составлять рассказ по наглядной модели-схеме.

Коррекционные задачи: 

- развивать устную связную речь, слуховое внимание;

- обогащать чувственный опыт ребёнка;

- развивать мелкую моторику, выразительность движений.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать инициативность, самостоятельность, эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.

Словарь:  проталины, капель, почки – набухают, лопаются.

Методы и приемы:

- Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;                                                                                                                                            

- Беседа с элементами изобразительной деятельности;

- Использование дидактических пособий и наглядного материала;

- Практическая деятельность;

- Использование литературных произведений в динамических паузах, физминутках, пальчиковых играх;

- Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

Оборудование: 

У учителя:

- запись «звуки весны»,

- сосуд с питьевой водой,

- пластиковые одноразовые стаканчики,

- поднос с тающим снегом, землей и растением с почками,

- модель-схема,

- сюжетные картинки «капель», «проталинки», «ручей»,

У детей:

- солнышко,

- прищепки,

- разрезная картинка «Весна» (индивидуальная работа)

Предварительная работа: 

- наблюдение за изменениями в природе на экскурсии,

- сравнение происходящего в природе зимой и ранней весной.

Литература:

  1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010 – 191с.

Методическая литература

  1. Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к уроками «Окружающий мир» 1-4 классы коррекционной школы VIII вида.

Ход урока

I. Организационный  момент

-  Какой по счёту урок мы начинаем?

- Как называется наш урок? (Наш урок называется развитие речи.)

- Чему вы учитесь на уроках развития речи? (Мы учим наблюдать за погодой, правильно составлять предложения, рассказы.)

- Какое время года идёт? (Время года весна.)

- Какой месяц весны идёт? (Месяц весны март.)

Речь с движением

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы весну встречать.                  (дети шагают на месте)

            Весна – красна, иди скорей!               (хлопают в ладоши)

Землю солнцем обогрей!

От времени года зависит погода.       (поднимают вверх указательный палец, произносят  с  назидательной интонацией)

- Какая сегодня погода? (Сегодня солнечная, тёплая  погода.)

II.  Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы повторим приметы ранней весны.

- Будем учиться составлять рассказ о весне.

III. Работа по теме

На доске модель- схема «Зима»

1. Работа по сюжетной картине  (модель-схема)«Зима»

- Какое время года изображено? (Изображено время года зима)

- Почему? (На земле лежит снег, деревья стоят без листьев.)

2. Составление весенней картинки.

- Мы сейчас с вами зимнюю картинку превратим в весеннюю.

Учитель на картину (модель-схему) вешает солнце.

- Что происходит весной, когда пригревает солнышко?  (Когда пригревает солнышко тает снег, бегут ручьи.)

Учитель вешает проталины, ручей.

- А ещё, что происходит, когда пригревает солнышко? (появляются сосульки на ветках деревьев, на крышах домов)

Учитель вешает картинку «дом, с крыши дома свесилась сосулька».

Физминутка «Сосулька»

Кап-кап-кап, - капель звенит,

(Ритмично хлопают в ладоши)

Словно с нами говорит.

(Ритмично хлопают ладоням по ногам)

Плачут от тепла сосульки,

И на крышах талый снег.

(Собирают «слёзы» в ладошку)

А у всех людей весною

Это вызывает смех

(Поворачиваются вокруг себя).

- Но что я слышу? Мне кажется, подул весенний ветер.

Логоритмика «Ветер»

Мы подуем высоко: ш-ш-ш           встать на носочки, поднять руки вверх

Мы подуем низко: ш-ш-ш             присесть

Мы подуем далеко: ш-ш-ш            вытянуть руки вперед

Мы подуем близко: ш-ш-ш            поднести ладони ко рту

- На нашей картине ещё прохладно.

- Но солнышко будет греть и что станет с деревьями? (На деревьях набухнут почки.)

Учитель на приготовленных веточках показывает почки.

- Какие почки? (Почки маленькие, клейкие)

Учитель предлагает детям на картине из клейкой бумаги к веткам дерева прикрепить «почки».

- Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась.

- Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?

(Учитель предлагает детям закрыть глаза,  и подносит  к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением (листочками). Дети нюхают снег, землю, цветы. Учитель предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях).

- Вы почувствовали, чем пахнет весна? (Почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести).

- А какие звуки у весны?

Учитель предлагает детям послушать на записи звуки весны.

- Что вы услышали?

(Журчание ручья, капель, треск льда в лужах, щебет птиц…)

- Учитель предлагает детям попить воду из ручейка

Дети подходят к столу, где стоит кувшин с водой и стаканчики. Учитель поясняет, что  эту воду он зачерпнул из ручейка. Раздаёт детям стаканчики и наливает в них воду. Дети пьют ее.

- Расскажите, какая вода в весеннем ручейке. (Вода в ручейке холодная, свежая, вкусная).

- Верно. Только запомните, что пить воду можно только из волшебного ручья. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить.

3. Составление рассказа по получившейся картине

- Послушайте, какой рассказ у нас получился о весне.

- Запомните, чтобы повторить его.

Наступила весна. Солнце ярко светит. Снег стал таять. Появились лужи, ручейки. На крышах висят сосульки. На деревьях набухают почки. Радостно весной!

Свой рассказ учитель сопровождает показом на картине (модели-схеме).

- Кто из вас попробует составить рассказ по картине?

Ответы детей.

IV. Закрепление

- О каком времени года мы составляли рассказ?        (Мы составляли рассказ о весне)

- Сейчас проверим, все ли дети запомнили приметы весны.

4. Игра «Подскажи словечко»

•        Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу… (проталинки)

- Что такое проталинки? (оттаявшие от снега участки земли)

•        Рад весне братишка Саша

         И собака рада Жулька.

На припёке, с крыши нашей

Утром свесилась … (сосулька)

- Что такое сосульки? (Замёрзшая вода, которая свисает с крыш домов, с веток деревьев в виде морковки)

•        Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель)

- Что такое капель? (Тают сосульки и капают)

- Когда бывают проталинки, сосульки, капель? (Проталинки, сосульки, капель бывают весной)

5. Стихотворение с движениями «Весна»

Дети встают из – за парт, строятся в круг.

Улыбаются все люди

(Идут по кругу).

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)

По лугу, лесу и полянке

(Ритмично шагают на месте.)

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться

(Взмахивают обеими руками к себе.)

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно

(Ритмично щелкают пальцами.)

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой

(Потирают ладони.)

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи повсюду

(Делают из пальцев «бутон».)

Цветов, цветов, цветов!

И все живое сразу слышит

(Прикладывают руку к уху.)

Весенний звон!

(Хлопают в ладоши.)

V.  Итог

- О чём мы говорили на уроке? (Мы на уроке говорили о весне.)

- На память об этом уроке мы с вами что-то сделаем.

- Что у вас лежит  на парте? (На парте лежит солнышко.)

- Чего у него не хватает? (У него нет лучиков.)

- Сделайте лучики из прищепок.

Учитель показывает.

- Какое солнышко у вас получилось? (Солнышко получилось весеннее, весёлое).

- О каком времени года вы учились составлять рассказ? (Мы учились составлять рассказ о весне.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ритмике "Волшебная музыка весны"

Данная разработка представляет собой конспект урока в группе детей 6-7 лет, в котором сочетаются различные виды работы: коллективное музицирование, пение, движение под музыку, анализ прослушанных музы...

Открытый урок во 2 классе "Музыка весны"

Открытый урок во 2 классе "Музыка весны"...

Лексические темы "Ранняя весна. Приметы".

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию презентацию : Лексические темы "Ранняя весна. Приметы" в качестве методического материала к занятиям....

Конспект открытого урока по развитию речи по теме "Весна. Скворец-вестник весны".

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и формирование коммуникативных умений» 4 класс Тема урока: Весна. Скворец-вестник весны.Цель: формирование учебной деятельности и к...

Экскурсия.Приметы ранней осени.

Данный материал предназначен для ознакомления с приметами ранней осени в городском парке, а также для закрепления экологических знаний воспитанников....

Открытый урок на тему "Признаки и приметы весны"

Урок предназначен для учащихся коррекционной школы....