Воспитание мотивации к обучению в школе у учащихсч с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
статья на тему

Марченко Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Марченко Елена Николаевна

ГКОУ 2124, учитель, г. Москва

Ilg1959@mail/ru

Стремление учиться заложено в природе человека. Учение является деятельностью с ограниченным мотивационным потенциалом. Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания, как социальному - в качестве средства социализации и включения в социум, в психологическом плане - только через обучение человек повышает свою компетентность и адекватность, добиваясь роста самооценки, приобретая чувство хозяина над собой, окружающей средой и, в конечном счете, самоутверждает свою сущность.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

 Мотив учения - существенная сторона процесса обучения в специальной школе. Целью работы специалистов школы для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития – достижение максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации ребенка. Психофизическое развитие таких детей имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Также обучение любому действию в школе осложняется для ребенка с особыми образовательными потребностями еще и следующими общими обстоятельствами: его привлекают к организованной учебной деятельности, повышается уровень требований к дисциплине, ограничивается свободная естественная потребность в движении и др. При этом дети одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, могут сильно отличаться по уровню развития. Эти особенности являют основную трудность при формировании положительного отношения к учебной деятельности на основе широких социальных мотивов. Мотивационная сфера у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития  характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая»  мотивация деятельности, либо её полное отсутствие, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Их деятельность в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или деятельности (будь то игровая, учебная, трудовая), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями (Л. В. Занков, Р.С. Муравьёва). У детей с выраженными нарушениями интеллектуального развития, осложнёнными расстройствами центральной нервной системы и нарушениями эмоционально-волевой сферы наблюдается самый низкий уровень учебной мотивации. Иногда проявляется отрицательное отношение ученика к обучению, которое имеет довольно активное выражение при своём проявлении - аффекты, вспышки гнева, грубость, полный отказ от посещения школы и т.п. До начала обучения у школьника может и не быть потребности в овладении способами получения знаний. Надеяться на то, что учебная мотивация возникнет сама по себе, стихийно, не приходится. Этот новый тип отношения к учению надо специально формировать на основе присущей ребёнку широкой познавательной потребности и путём включения ученика в особым образом организованные виды учебной деятельности. Развитие познавательного интереса у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной школе. 

Формирование  учебной мотивации у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития  требует от  педагогов большой подготовительной работы к урокам и занятиям, напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и  познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII  вида, в классе для учащихся со сложной структурой дефекта, которые, в основном, имеют крайне невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу.  Я  определяю чёткое планирование структуры урока, использую  различные нестандартные формы  и методы обучения и воспитания, тщательно продумываю подачу учебного материала. Стараюсь найти то здоровое, незатронутое, сохраненное, что есть у ребенка, опираюсь на эти здоровые стороны аномального ребенка в целях осуществления коррекционно-педагогической работы. Наличие у каждого умственно отсталого ребенка большого резерва здоровых, ненарушенных задатков, неравномерное распространение дефективности на разные стороны психической деятельности открывают большие возможности для его развития. Для того чтобы воспитать положительное отношение к учению, развить познавательную активность интерес к процессу учёбы и его результатам необходимо использовать всевозможные средства воздействия на школьника. К таким средствам следует отнести:

- создание общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей, исключение всех оттенков отрицательного подкрепления:  упрёки, насмешку, угрозы, отрицательно окрашенную интонацию голоса; в результате снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смешаться, неверно ответить;

- создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей удовлетворённость, уверенность в себе, высокую самооценку и радость: «Ты можешь», «Ты молодец», «У тебя всё получится», «Когда ты стараешься, у тебя всегда хорошо получается», «Если ошибся, не расстраивайся, а исправь ошибку»;

- опора на игру как ведущую деятельность ребёнка с нарушением интеллекта; игра становится формой организации детей на уроке и во внеурочной деятельности, используя игру на любом этапе работы или как целый урок;

-целенаправленное эмоциональное стимулирование детей на уроке, формирование внутреннего оптимистического настроя, предупреждения чувства скуки, монотонности;

- создание эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся при помощи эмоциональности самого учителя;

 - связь содержания обучения с личным опытом детей, избегая учебных перегрузок, переутомления;

- использование содержания обучения имеющего непосредственную практическую значимость в ближайшей зоне развития ребёнка;

- использование содержания обучения как источник стимуляции познавательных интересов (в соотношении со скудным личным опытом детей);

- использование всего многообразия приёмов занимательности:  иллюстрации, игры, драматизации, кроссворды, загадки, пословицы, шутки, конкурсы;

- использование достаточного числа современного наглядного и раздаточного  материала: презентации, интерактивные доски, проекторы, индивидуальные рабочие тетради, адаптированные рабочие тетради, средства ИКТ;

-использование нестандартных форм урока, особенно при повторении и обобщении изучаемого материала: « урок – экскурсия», «урок – сказка», «урок – путешествие».

- использование материала, подготовленного самими учениками или совместно с родителями:  доклады, альбомы, фото, гербарии, зарисовки, костюмы, наглядные пособия;

- создание ситуации активного влияния «Я-учитель» (ученик получает право проверить выполнение задания у другого ученика самостоятельно или с помощью учителя), внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи;

- использование элементов соревнования;

- использование различных видов педагогической оценки, никогда не выносить ученику общей отрицательной оценки;

- использование словесного внушения, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;

- необходимость учитывать индивидуальные особенности личности, такие как: индивидуальные интересы и потребности, самооценка ученика, его отношение к учителю, к коллективу класса;

- использование любой возможности, чтобы на уроке каждый учащийся получил поддержку словом, взглядом или прикосновением педагога.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции и социализации в обществе. Поэтому образовательная система коррекционной школы ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса, создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности. Воспитание положительного отношения к учебной деятельности представляет собой длительный процесс. Необходимо всю работу по формированию положительного отношения к учебной деятельности основывать на коррекции интеллектуальной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта. Ведь именно интеллектуальная недостаточность являет основную трудность при формировании положительного отношения к учебной деятельности на основе широких социальных мотивов.

       Использование различных приёмов, форм и методов на уроках  ведёт к пробуждению интереса обучающихся к конкретному предмету и к обучению в целом, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

                                                              Литература

1.Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. /И.М. Бгажнокова.–М.: Педагогика, 2007. – 247 с.5.

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студ. сред. пед. уч. зав./Под ред. Б.П.Пузанова.- М.:Академия,1998

3.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984г.

4.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000.

Интернет-ресурсы

http://edu-family.ru/groups/profile/3121/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

«Особенности организации учебных занятий для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

В презентации наглядно показаны и описаны приёмы работы учителя- дефектолога,  которые позволяют успешно вести учебные занятия....

«Система занятий с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития с использованием элементов акватерапии»

Какие занятия можно проводить  с водой с детьми с различными нарушениями развития?  Акватерапия как способ коррекции, как дополнительная мотивация, как метод  обучения и развития....

Интерактивный театр как компонент педагогического сопровождения молодых инвалидов с детства с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Сопровождение инвалидов в с детства с ТМНР - эта тема мало описана, материала для работы практически нет. В предлагаемом материале кратко описана эффективная форма взаимодействия с молодыми инвалидами...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном  материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...

Конспект STEM-урока для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития «Украшение для новогодней ёлки»

Урок «Украшение для новогодней ёлки» ориентирован на повышение интереса обучающихся с ТМНР к поисково-исследовательской работе по предложенной теме. В ходе урока обучающиеся вместе с педаг...