Проект: «Предупреждение нарушений письма и чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи»
проект на тему

Пучкина Светлана Владимировна

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра специального и инклюзивного образования

Тема проекта: «Предупреждение нарушений письма и чтения у первоклассников с общим недоразвитием речи»

                                          Выполнила:

Пучкина Светлана Владимировна

учитель – логопед

МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя

                                                                             

Ставрополь, 2017 год

Актуальность.

            Профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. В школе эта работа продолжается, ведь в общеобразовательное учреждение приходят разные дети.

У одних мы наблюдает хорошо развитую речь, а другие испытывают  трудности в речевом развитии.  Дети с ФФН, ОНР входят в группу риска по возникновению нарушений письма и чтения.

           Обучение письму  вызывает наибольшие трудности в начальной школе. Вопросы обучения письму младших школьников все больше и больше волнуют логопедов, учителей и родителей. По данным различных исследователей в последнее время  количество детей с трудностями обучения письму и недостатками письма, действительно, увеличивается с каждым годом.

           Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний.

         Проблеме нарушений письма у детей посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:

  • Большая распространенность среди учащихся первых классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
  • Необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
  • Многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии.

        Характерной особенностью нарушений письма при общем недоразвитии речи является нарушение не только звукового, но и морфологического анализа слова. У детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с фонетико-фонематическими отклонениями, отмечаются затруднения в усвоении правописания, которые носят зачастую упорный характер и нуждаются для своего преодоления в специальной углубленной работе по общему развитию речи. Эти отклонения даже при известной сглаженности проявлений приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении чтением и письмом, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

      Одним из основных условий успешной коррекционной работы является своевременная грамотная диагностика и вовремя начатая работа по предупреждению нарушений письменной речи. Иначе, нарушения в развитии устной речи могут привести к дисграфии и дислексии. На письме это может быть выражено в следующих ошибках:

  • смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки;
  • пропуски букв, персеверации и антиципации букв, недописывание слов;
  • перестановки букв;
  • смешения графически сходных букв;
  • ошибки согласования и управления слов;
  • ошибки обозначения границ предложения и слова и др.

        Трудности, с которыми сталкиваются при обучении письму младшие школьники, имеют самый разнообразный характер (нарушение зрительно-моторной координации, нарушение внимания и контроля деятельности, нарушение зрительных и зрительно-пространственных функций и др. нарушения психических функций). Поэтому наиболее эффективным является комплексный подход к коррекционной работе по устранению трудностей обучения грамоте.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Именно поэтому основное внимание логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

        Итак, в настоящее время разными авторами (Г.А.Каше, Н.А.Никашиной) разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Общим для этих указаний является признание:

  • связи между развитием устной и письменной речи;
  • необходимости теснейшей связи в работе школьного учителя, логопеда и родителей.

        Практика обучения первоклассников с речевым недоразвитием показывает необходимость такого сотрудничества и преемственности, особенно на этапе поступления ребенка в школу.

         Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим,

 целью коррекционной работы будет являться предупреждение временных и стойких трудностей в усвоении универсальных общеучебных навыков: чтения, письма. Комплексная подготовка детей с ОНР к обучению и адаптации в школе.

        Можно выделить два основных направления работы: развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) и коррекция нарушений письменной речи.
      Во многом эта работа носит пропедевтический, предупреждающий, характер. К примеру, до начала изучения в рамках программы по родному языку частей речи, дети учатся различать их в потоке речи, т.е. на практическом уровне.

         Исходя из этого, основной задачей  коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у учащихся с ОНР является нормализация звуковой стороны речи, которая включает:

  • формирование полноценных фонематических процессов;
  • формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;
  • формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • коррекция звукопроизношения;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • развитие выразительной связной речи;

а также:

  • развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
  • развитие анализаторов, участвующих в акте чтения и письма: слухового,

зрительного, кинестетического;

  • развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
  • развитие познавательных процессов: слухового и зрительного внимания,

рече - слуховой, зрительной и двигательной памяти, словесно-логического мышления;

  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
  • формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

      Эти задачи составляют основное содержание пропедевтического периода коррекционной работы с детьми с ОНР.  

        На основе материалов обследования составляется календарный план коррекционной работы с детьми 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи. Сроки реализации 1 учебный год.

Месяц

Темы

Звуко-слоговой анализ и синтез

Грамматический строй речи

Лексика

Диагностический этап

Сентябрь

1 - 15

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи, лексики и грамматического строя речи. Исследование процесса чтения. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

Подготовительный этап

  16-30

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию внимания, памяти, таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение.

Основной этап

Октябрь

Предложение.

Слово.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

Уточнение гласных а, о, у, ы, и.

Уточнить понятие «речь» и «предложение»,границы предложения.

Уточнить понятие «слово», раздельное написание слов в предложении, определение их количества, порядок.

Уточнить понятие о звуке и букве, развивать слуховое восприятие, соотнести звуки и буквами.

Понятие гласные и согласные, их признаки, развивать фонематический слух.

Учить выделять гласные из речи, развивать фонематический слух,  соотносить звук и букву.

Предложение, речь, рассказ. Большая буква, точка.

Слова-предметы.

Слова-действия.

Слово, предложение, рассказ.

Слова-признаки.

Звуки. Буквы. Алфавит.

Гласные и согласные звуки, буквы

Осень

Овощи

Фрукты

Птицы (зимующие, перелетные)

Ноябрь

Слоговой анализ и синтез, ударение.

Учить делить слова на слоги и составлять слова из слогов. Уточнить слогообразующую роль гласного, определить, поставить ударение.

Единственное и множественное число существительных.

Деревья (хвойные, лиственные)

Декабрь

 

Звуко-буквенный анализ и синтез.

Твёрдые, мягкие согласные перед  гласными  «а-я», «о-ё», «у-ю».

Учить определять количество и последовательность звуков в слогах, в с словах. Придумать слова на заданный звук. Составить слова из заданных  букв.

Учить на слух  дифференцировать твёрдый и мягкий звук.

Звуки, буквы, гласные, согласные.

Согласование существительного с прилагательным.

Животные (дикие, домашние)

Январь

Твёрдые, мягкие согласные перед  гласными  «у-ю», «и-ы», «ё-ю». Обозначение мягкости согласных при помощи ь знака.

На слух определять согласный в слогах. На слух определять гласный в слогах. Записывать под диктовку, вставить пропущенные буквы.

 Закрепление навыка различения по твёрдости – мягкости

Правописание чу-щу, жи-ши.

Образование относительных прилагательных.

Зима.

Одежда.

Февраль

Различение парных глухих  и звонких согласных звуков.

[с], [с’], [з] [з’], [б], [б']

Учить различать глухие и звонкие согласные, развивать слуховое восприятие, развивать тактильное ощущение работы голосовых складок, совершенствовать звуко-буквенный анализ и синтез.

Образование качественных прилагательных.

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова и в середине.

Животные (хищные, травоядные, грызуны).

Март

Различение парных глухих  и звонких согласных звуков.

[к], [г], [д] [т], [ж], [ш], [в], [ф].

Найти сходство и различие, дать характеристику,  научиться дифференцировать звуки в слогах, словах, в предложении, в тексте.

Образование притяжательных прилагательных.

Правописание сомнительных гласных в конце слова.

Правописание жи-ши

Обувь.

Головные уборы.

Апрель

Различение шипящих и свистящих звуков «с-ш», «з-ж», «с-ц», «ч-ть», «ч-щ», «ч-ц», «ч-ш».

Учить различать звуки в устной и письменной речи, сравнивать артикуляцию звуков, ощутить положение губ, языка, дать им характеристику.

Согласование существительного с глаголом.

Большая буква в начале предложения.

Написание простых предложений.

Весна.

Транспорт.

Май

Различение соноров «л-р»

Учить различать «р-л» в устной и письменной речи, сравнивать артикуляцию звуков, ощутить положение губ, языка, дать им характеристику.

Род имен существительных.

Насекомые.

Цветы.

      Из общего количества занятий особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых является развитие фонематических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.) к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

- 15 минут - фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

-5 минут - подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);

-20 минут - уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.

        На последующих занятиях проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Фронтальная часть следующих занятий складывается из работы по:

-развитию фонематических процессов;

-формированию навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные   к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;

-формированию готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

-закреплению звуко-буквенных связей;

-автоматизации поставленных звуков.

        По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.

        К концу обучения у учащихся должны быть:

-сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;

-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

- поставлены и отдифференцированны все звуки;

-уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: - звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

-сформированы умения связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; составить развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебной работы и т.д.

      Данный курс обучения позволит предупредить возникновение функциональной неграмотности, а в целом будет способствовать более полноценному развитию личности ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Аристова Т.А, Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление // Вопросы психологии, 2000 - №5 – с. 142 – 146.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 1995 – 284 с.
  3. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий с детьми с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1992 – 229 с.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985 – 314 с.
  5. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972 – 197 с.
  6. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.- сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М. : АРКТИ, 2005. – 224 с.: ил.
  7.  Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-208 с.
  8. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965 – 341 с.
  9. Понтина И.С. Формирование навыков письма. – М.: Просвещение, 1987 – 183 с.
  10. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 2001 – 200 с.
  11. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983 – 227 с.
  12. Токарева И.А. Расстройства чтения и письма. – М.: Медицина, 1969 – 305 с.
  13. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. – М.: АРКГН, 2005 154 с.
  14. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи. – М.: Владос, 1997 – 219 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система коррекционной работы по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ОНР»

В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене  и искажении букв - стала довольно распространённой проблемой начальной школы. Чем раньше сумеем разгляд...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции

Искажение звукослогового состава входит в структуру общего недоразвития речи (ОНР). Интерес специалистов к нарушениям звукослоговой струкры слова у дошкольников с ОНР вызван большим разнообразием проя...

Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей си...

Нарушение звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речи.Значительная часть детей старшего дошкольного возраста,поступающих в речевые группы,и...

Адаптированная образовательная программа по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1-го класса, имеющих логопедическое заключение «ОНР 3 ур, на фоне задержки психического развития» вариант ФГОС 7.2.

Коррекционно-образовательная программа разработана в целях оказания логопедической помощи обучающимся с задержкой психического развития, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

В работе рассматривается состояние проблемы изучения роли семьи в коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи и исследование роли семьи в коррекции нарушений эмоц...