Рабочая программа "Юный патриот"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Жук Наталья Юрьевна

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Происходит крушение духовно-нравственных ценностей, снижается социальная активность, появляется националистический уклон, формируются потребительское настроение и  уродливые формы материальных интересов; обесцениваются гражданские идеалы, наблюдается рост преступности.

В связи с этим  актуализируется проблема воспитания патриотизма как духовно-нравственного качества. Оно включает формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья патриотических взглядов и убеждений, патриотических чувств и патриотических норм поведения.

Цель программы «Юный патриот»: создание условий для полноценного развития детей (интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного). Воспитание гармонично развитой, свободной, гуманной, самостоятельной, всесторонне образованной, творческой,  ответственной личности, способной адаптироваться и самореализоваться в современных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

 «Юный патриот»

Пояснительная записка

Свободный, образованный, здоровый человек – это главное, что определяет развитие страны, её перспективы.

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданско-патриотическое, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Осложнились процессы, которые происходят в нашем обществе:

*  В современных условиях, осуществления ведущей деятельности ребенка, усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы  (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.)

* Дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада (сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица), рост семей злоупотребляющих алкоголем, распад семьи, отягощенная наследственность.

* Ощутимое падение нравственных ценностей и норм, неблагоприятные биологические и социальные факторы, являются причинами различных отклонений в развитии детей, а последствия очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни.

Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Все это способствует нарастанию из года в год негативных тенденций среди детей, подростков и молодежи. Происходит крушение духовно-нравственных ценностей, снижается социальная активность, появляется националистический уклон, формируются потребительское настроение и  уродливые формы материальных интересов; обесцениваются гражданские идеалы, наблюдается рост преступности.

В связи с этим  актуализируется проблема воспитания патриотизма как духовно-нравственного качества. Оно включает формирование у школьников с ограниченными возможностями здоровья патриотических взглядов и убеждений, патриотических чувств и патриотических норм поведения.

Цель программы «Юный патриот»: создание условий для полноценного развития детей (интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного). Воспитание гармонично развитой, свободной, гуманной, самостоятельной, всесторонне образованной, творческой,  ответственной личности, способной адаптироваться и самореализоваться в современных условиях.

Задачи:

  1. Обогащение представлений учеников об окружающей действительности, продолжение формирования потребности в образовании и самообразовании, способствование интеллектуальному развитию воспитанников.
  2. Формирование у воспитанников демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной    жизни,  приобщение к активному преобразованию действительности.
  3. Развитие и укрепление  школьных традиций.
  4. Формирование элементов национально- патриотического сознания, основных понятий правовых отношений; воспитание патриотических чувств.
  5. Осуществление профориентации воспитанников, развитие трудовых умений и навыков, формирование основных экономических представлений.
  6.  Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни и экологической культуры воспитанников, воспитание волевых качеств.
  7. Развитие природных задатков и творческого потенциала каждого воспитанника; реализация склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности.

Сегодня формирование патриотизма – это формирование личности:

  • Гуманной: милосердие, доброта, способность к сопереживанию; уважение человеческого достоинства, справедливость, ответственность; понимание ценности человеческой жизни;
  • Духовной: потребность в познании мира и самопознании; позитивное и оптимистическое отношение к жизни; ценность внутреннего мира, стремление к внутреннему самосовершенствованию, поиск смысла жизни.
  • Свободной: гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ответственность, самоуважение.
  • Доброжелательной: любовь к людям, бескорыстие, потребность творить добро; осознание себя частью природы, любовь к окружающему миру; способность радоваться успехам других людей; терпимость к чужим недостаткам и слабостям;
  • Миролюбивой: открытость, уважение прав и свобод другого человека; способность позитивно решать проблемы, умение работать в коллективе;
  • Культурной: гармония внешней и внутренней культуры, знание этикета,  культура быта, развитые эстетические вкусы, знание народных и религиозных обычаев; культура речи; способность управлять своим внутренним состоянием; здоровый образ жизни.
  • Творческой: развитие способностей, разносторонность интересов и знаний, потребность в знаниях, умениях.

Патриотическое воспитание – целенаправленный и системный процесс формирования патриотического сознания, патриотических чувств, накопление опыта высокоморального поведения.

Цель (направления): формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны. Воспитание патриотов России, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи: 

  1. Формирование чувства принадлежности к Отечеству, любви и преданности Родине, личной ответственности перед ней и за нее.
  2. Привлечение  детей  к  социально-значимой  деятельности, воспитание  патриотов  России.
  3. Знакомство и приобщение к историческому наследию.
  4. Формирование  у  подрастающего  поколения  экологической  культуры: ценностного  отношения  к  природе,  людям,  собственному  здоровью.
  5. Формирование чувства ответственности за развитие своего образовательного учреждения, активной позиции по отношению к его делам и заботам.
  6. Создание  условий  для  удовлетворения  интересов  детей,  развития  личности,  раскрытия  её  творческого  потенциала, развития  творческих  способностей  детей.

Условия реализации программы:

  1. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
  2. Сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города;

Предполагаемый результат:  сформированность  у  учащихся  позитивных  социальных  и  нравственных  ценностей,    активной  гражданской  позиции  подростков, овладение  навыками  коллективного  взаимодействия.

Программа состоит из пяти этапов:

  1. «5 класс» - 2013-2014гг
  2. «6 класс» - 2014-2015гг
  3. «7 класс» - 2015-2016гг
  4. «8 класс» - 2016-2017гг
  5. «9 класс» - 2017-2018гг

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 Нравственно-духовные параметры:

- Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- Знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- Умение принимать и защищать свои решения;

- Готовность к участию в общественных делах;

- Готовность к образованию;

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- Патриотизм и любовь к Родине;

- Права и свободы человека и гражданина;

- Символика Российской Федерации;

- Национальное самосознание;

- Уважение чести и достоинства других граждан;

Количественные параметры

- Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

- Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, воспитателю, классу, совместным делам);

- Отсутствие детей с девиантным поведением;

- Деятельность органов ученического самоуправления;

- Участие в конкурсах (в том числе по гражданско-патриотической тематике);

- Проведение мероприятий.

В целях разностороннего развития воспитанников в нашей школе разработана система воспитательной работы. Она включает следующие направления:

Интеллектуально-познавательное («Познание»):

  • Изучение и развитие интеллектуальных способностей учащихся;
  • Способствовать выработке навыков учебного труда;
  • Системно и целенаправленно обучать овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;
  • Содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;
  • Развивать  потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний;
  • Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.

Ценности: (образование, любознательность, способности, саморегуляция, дисциплинированность, личность, мудрость).

Духовно-нравственное («Мы»):

  • Формировать представления о базовых ценностях культуры, традиционных моральных нормах, сложившихся в обществе;
  • Развивать умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
  • Познакомить с основными правилами поведения в школе, общественных местах;
  • Воспитывать уважительное отношение к родителям и старшим, заботливое отношение к младшим;

Ценности: (нравственный выбор, смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, чувство долга, забота и помощь, толерантность, свобода вероисповедания).

Гражданско-патриотическое

(«Растим патриотов России», «Малая Родина»):

  • Формировать у учащихся систему знаний, уважение и интерес к государственным символам России.
  • Знакомство и приобщение к историческому наследию;
  • Формировать представления о правах и обязанностях гражданина РФ;
  • Формировать чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее школы, города, страны.
  • Изучать историю  области, района, города, географические  объекты, достижения  горожан; изучать историю  школы, семьи.
  • Воспитывать уважение к защитникам Родины; любовь к своей стране, к своей малой Родине;
  • Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Ценности: (любовь к России и своему народу, служение Отечеству, правовое государство, свобода личная и национальная, закон и порядок).

Эколого-трудовое («Зеленый мир»):

  • Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;
  • Формировать представления о различных видах труда;
  • Развивать дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебно-трудовых заданий;
  • Формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;
  • Обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций;
  • Воспитывать уважительное отношение к труду, к результатам своего труда и других людей;
  • Воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

Ценности: (уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию, бережливость, трудолюбие).

Спортивно-оздоровительное («Спорт и здоровье»):

  • Создание условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
  • Способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
  • Расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;
  • Формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом;
  • Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

Ценности: (здоровый образ жизни, занятие спортом, здоровье, личная гигиена).

Общекультурное («Творчество»):

  • Способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;
  • Развивать позитивный тон взаимодействия, воспитывать у школьников потребность соотносить свои интересы и желания с интересами другого;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Посещение театров и музеев, выставок, воспитание адекватного восприятия художественных ценностей;
  • Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;
  • Создание условий для презентации  достижений учащихся, их талантов и творческих способностей,
  • Развивать способность к художественно-творческому самовыражению;
  • Воспитывать стремление к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей;

Ценности: (самовыражение, творчество, красота, гармония, традиции, обычаи и др.)

 «Я и Семья»

  • Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей;
  • Повышение педагогической и психологической компетенции родителей;
  • Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе.

Ценности: (взаимодействие, добро, комфорт, забота, ответственность, порядочность, честность, поддержка, традиции и др.).

Формы и виды деятельности: беседы, чтение книг, экскурсионно– краеведческая деятельность, КТД, участие в выставках, фестивалях, участие в акциях, анкетирование, коррекционные занятия, встречи с интересными людьми, просмотр наглядных пособий, слайдов и видеофильмов, конкурсы, праздники, викторины и др.

Принципы воспитательного процесса:

  • Принцип гуманизма в воспитании - вера в возможность положительных результатов воспитания каждого ребенка.
  • Принцип опоры на коллектив, т.е. воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив - создание правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.
  • Принцип систематичности и последовательности – «Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.» (Я.А.Коменский)

Так осуществляются основные требования к организации воспитательного процесса в классе:

  1. Педагогическая зоркость: умение видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние; умение предвидеть перспективы, динамику развития личности и всего коллектива в целом.
  2. Педагогический оптимизм: вера в силы и возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.
  3. Дифференцированный, индивидуальный подход: осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, склонностей, способностей, интересов и др.), влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.
  4. Личностный подход: признание личности ребенка, принятие таким, какой он есть.
  5. Коммуникативно-деятельностный подход: предполагает учебное сотрудничество, в котором заинтересованы, инициативны и воспитатель, и учащиеся.
  6. Средовый подход: школа не ограждает от отрицательного влияния среды, она включается во взаимодействие со средой.
  7. Гуманизация  межличностных  отношений: терпимое отношение к ребенку.
  8. Культурологический подход: Приобщение к культуре, формирование эстетического вкуса.

Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовой и документальной основой Программы патриотического развития и воспитания «Юный патриот» являются:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция Российской федерации
  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
  • Устав школы
  • Программы развития школы и др.

Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.

Форма реализации Программы (форма организации работы по программе): в основном – коллективная,  также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Программа составлена на основе принципов систематичности, последовательности, доступности, научности, гуманизма. Разработана для обучающихся 5-9 классов и рассчитана на пять лет.


Используемая литература:

  1. Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Москва, 2007.
  2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности у детей. — М., 1997.
  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – Российский путь развития. // Воспитание школьников. – 2002. — №7.
  4. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
  5. Патриотическое воспитание. Системы работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А.Пашкович. Волгоград: «Учитель»,2006.
  6. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/ В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272с.
  7. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических

коллективов: Кн. для учителя /Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина. - М.: Просвещение, 1988.

  1. Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
  2. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
  3.  http://erono.ru/art/?SECTION_ID=159&ELEMENT_ID=934


Тематическое планирование бесед.

Курс бесед рассчитан на 32 часа (раз в неделю), в том числе теоретические и практические часы.

Тема бесед

Кол-во часов

Дата

проведения

Ответственные

(в том числе, взаимосвязь

с внешкольными

учреждениями)

Отчет о проведении

  1. Мы

(Духовно-нравственное воспитание)

3

1

«Свободный разговор»

1

октябрь

Воспитатель

2

«Человек - творец своей судьбы»

1

январь

Воспитатель

3

«Духовный мир личности»

1

февраль

Воспитатель

  1. Малая Родина.         Растим патриотов России

(Гражданско-патриотическое воспитание)

5

1

«Дружба»

1

сентябрь

Воспитатель

2

«Дорогу осилит идущий»

1

декабрь

3

«Личность и коллектив»

1

октябрь

Воспитатель

4

«О Родине»

1

декабрь

Воспитатель

5

«Патриотизм – нужен ли он нам?»

1

апрель

Воспитатель

  1. Я и Семья

(Связь с родителями)

4

1

«Детки и предки»

1

январь

Воспитатель

2

«Наши вечные ценности»

1

февраль

Воспитатель

3

«Кем быть? Каким быть?»

1

март

Воспитатель

4

«О жизненном опыте» 

1

ноябрь

Воспитатель

  1. Зеленый  мир

(Эколого-трудовое воспитание)

4

1

«Величие человека – в труде!»

1

октябрь

Воспитатель

2

«О силе воли и о лени-матушке»

1

февраль

Воспитатель

3

«Что скажете Вы?»

1

март

Воспитатель

4

Просмотр фильма

1

По плану

Воспитатель

  1. Спорт и здоровье

(Спортивно-оздоровительное воспитание)

3

1

 «О занятиях спортом»

1

октябрь

Воспитатель

2

«Человек. Дух, душа, тело»

1

март

Воспитатель

3

Фильм «Форрест Гамп», просмотр и обсуждение

1

май

Воспитатель

  1. Творчество -  «Если  делать – то творчески,  иначе зачем?!»

(Общекультурное воспитание)

4

1

«Культура речи»

1

январь

Воспитатель

2

«В человеке должно быть всё прекрасно!»

1

декабрь

Воспитатель

3

«Любовь»

1

февраль

Воспитатель

4

«Поговорим о школе»

1

ноябрь

Воспитатель

  1. Культура безопасности

(Воспитание правильного поведения в экстремальных жизненных ситуациях)

4

1

«Детская жестокость»

1

сентябрь

Воспитатель

2

«Я и виртуальная реальность»

1

декабрь

Воспитатель

3

«Совесть и ее проявления»

1

апрель

Воспитатель

4

«Мистика»

1

май

Воспитатель

  1. Познание

(Интеллектуально-познавательное воспитание)

6

1

Интеллектуальная игра

1

1

сентябрь

апрель

Воспитатель

Воспитатель

2

Психологическая игра

1

1

сентябрь

май

Воспитатель

Воспитатель

3

«О тренировке разума»

1

апрель

Воспитатель

4

«Что делать со страхом, гневом, обидами?»

1

октябрь

Воспитатель

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс

Рабочая программа кружка «Юный патриот»  5 класс.  Количество часов в год-34 часов. ...

В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли

Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...

Рабочая программа клуба "Патриоты России"

авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...

Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»

Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...

ПАТРИОТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ПАТРИОТАМИ СТАНОВЯТСЯ

Статья об актуальности патриотического воспитания молодежи....

рабочая программа "Патриот" 2020-2021 уч год

рабочая программа внеурочной деятельности. военно-патриотического клуба "патриот"...

Рабочая программа "Патриоты России"

Рабочая программа кружка...