Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
рабочая программа (6 класс) на тему

Сурмак Евгения Михайловна

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Чтение»

для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt_rab_pr_po_cht_6_l_16-17.docx76.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ru   http://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

 

C:\Users\user\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать2.JPG

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Чтение»

для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

на 2016-2017 учебный год

Составил учитель

Сурмак Е. М.


Адаптированная рабочая программа

по предмету «Чтение»

для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Рабочая программа по чтению для обучающихся 6 класса со сложным дефектом адаптирована для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Рабочая программа составлена на основе рекомендаций сборника "Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы" под редакцией И. М. Бгажноковой, издательства «Просвещение», 2013год (2 вариант).

Целью рабочей программы для обучающихся в классе со сложным дефектом, с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целями обучения чтению в 6 классе со сложным дефектом являются:

  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей,
  • правильное установление смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст,
  • развитие эмоционального отклика на прочитанное,
  • развитие понимания образного языка литературного текста,
  • развитие умения использовать такие выразительные средства, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее — под наблюдением учителя),
  • формирование навыка сознательного чтения,
  • совершенствование техники чтения.

По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала.

С учетом сложности контингента учащихся творческие работы по освоению литературных текстов будут выполняться коллективно.

Учебники по обучению чтению для детей с легкой степенью умственной отсталости могут быть использованы частично для обучения чтению детей в классе со сложным дефектом. Поэтому использование учебников для детей с легкой степенью умственной отсталости носит лишь вспомогательную функцию.

Учебный план отводит на чтение в 6 классе 136 ч в год, 4 ч в неделю:

Программа предусматривает проведение традиционных уроков. Т. к. большинство учащихся в классе – дети, у которых нет фразовой речи, то используются фронтальные виды работ.

Формы контроля освоения обучающимися содержания программы: показ иллюстраций к тексту.

Учащиеся класса со сложным дефектом относятся к IV группе по возможностям обучения, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в постоянном контроле и подсказках со стороны учителя во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.

Ученики данной группы овладевают, в основном, первоначальными навыками чтения. Испытывая большие трудности при звуко-буквенном анализе, они допускают много ошибок. Особенно их затрудняет понимание читаемого. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.

Поэтому результативность обучения каждого обучающегося в классе со сложным дефектом оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Представленное в программе по чтению содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной и тяжелой отсталостью.

Однако, для этой категории учащихся нельзя устанавливать традиционные требования к усвоению знаний, умений и навыков (ЗУН). В программе не могут быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся в обязательной форме типа: «Учащиеся должны знать», «Учащиеся должны уметь». Более приемлема формулировка «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».

Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:

  • читать вслух правильно, целым словом, трудные слова — по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
  • читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
  • отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;
  • оценивать поступки героев (с помощью учителя);
  • заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

В соответствии с особенностями психической деятельности учащихся с нарушением интеллекта, выраженностью нарушений опорно – двигательной сферы, сочетанностью с другими психическими расстройствами требования к оценке представлены 2-ым уровнем общеобразовательной программы — минимально необходимый, что предполагает удовлетворительное(3) усвоение основных разделов программы. Оценка неудовлетворительно (2) не ставится, т.к. она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

Оценка деятельности ребенка на уроке должна отражать не только уровень знаний в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе их приобретения. Назначение оценки вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функция оценки.


Календарно-тематическое планирование

по чтению для 6 класса.

1 триместр

37 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

В.Песков «Отечество».

1

1,09

М.Ножкин «Россия».

1

5,09

М.Пришвин «Моя Родина».

1

6,09

В.Бианки «Сентябрь».

1

7,09

И.Бунин «Лес точно терем …»

1

8,09

Ю.Качаев «Грабитель».

1

12,09

Б.Житков «Белый домик».

4

13,09

14,09

15,09

19,09

А.Белорусец «Звонкие ключи».

8

20,09

21,09

22,09

26,09

27,09

28,09

29,09

10,10

Е.Носов «Хитрюга».

3

11,10

12,10

13,10

В.Бианки «Октябрь».

1

17,10

С.Михалков «Будь человеком».

1

18,10

Д.Биссету «Слон и муравей».

1

19,10

Д.Биссету «Кузнечик Денди».

1

20,10

Д.Родари «Как один мальчик играл».

1

24,10

Д.Родари «Пуговкин дом».

2

25,10

26,10

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник».

1

27,10

Ф.Глинка «Москва».

1

31,10

В.Бианки «Ноябрь».

1

1,11

Н.Носов «Как Незнайка стихи сочинял».

3

2,11

3,11

7,11

Е.Пермяк «Тайна цены».

3

8,11

9,11

10,11

II триместр

46 часов

Название темы

Кол-во часов

Дата

Д.Гальперина «Здравствуйте».

2

21,11

22,11

Б.Бианки «Декабрь».

23,11

А.Никитин «Встреча зимы».

1

24,11

А.Дорохов «Тёплый снег».

1

28,11

А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…».

1

29,11

Д.Хармс «Пушкин».

4

30,11

1,12

5,12

6,12

В.Бианки «Январь».

1

7,12

Х.К.Андерсен «Ель».

6

8,12

12,12

13,12

14,12

15,12

19,12

А.Чехов  «Ванька».

4

20,12

21,12

22,12

26,12

И. Никитин « Весело сияет месяц над селом…»

1

27,12

И. Суриков « Белый снег пушистый».

1

28,12

М. Зощенко « Ёлка».

3

29,12

12,01

16,01

Ю.Рытхэу « Пурга».

2

17,01

18,01

Ю. Дмитриев « Таинственный ночной гость».

2

19,01

23,01

С. Маршак « Двенадцать месяцев».

8

23,01

24,01

25,01

26,01

30,01

31,01

1,02

2,02

В. Бианки « Февраль».

1

6,02

Х.К.Андерсен « Снежная королева».

7

7,02

8,02

9,02

13,02

14,02

15,02

16,02

IIIтриместр

48 часов

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

С.  Смирнов « Первые приметы».

1

27,02

В.Бианки  « Март».

1

28,02

В.Песков « Весна идёт».

1

1,03

М.Пришвин « Жаркий час».

1

2,03

Г.Скребицкий « Весенняя песня».

4

6,03

7,03

9,03

13,03

В.Жуковский « Жаворонок».

1

14,03

А.Толстой « Детство Никиты».

2

15,03

16,03

А. Твардовский « Как после мартовских метелей…»

1

20,03

А.Плещеев « И вот шатёр голубой…»

1

21,03

В. Бианки «Апрель».

22,03

К. Паустовский « Стальное колечко».

6

23,03

27,03

28,03

29,03

30,03

3,04

В. Астафьев « Злодейка».

2

4,04

5,04

Е. Баронина « Рассказы про зверей».

3

6,04

17,04

18,04

В. Драгунский « Кот в сапогах»

3

19,04

20,04

24,04

Д. Хармс «Заяц и ёж».

2

25,04

26,04

И. Крылов « Зеркало и обезьяна»

27,04

Р. Киплинг « Рикки-Тикки-Тави».

10

2,05

3,05

4,05

8,05

10,05

11,05

15,05

16,05

17,05

18,05

В. Набоков « Дождь пролетел…»

22,05

В. Бианки « Май».

23,05

М. Дудин « Наши песни спеты на войне».

24,05

В. Медведев « Звездолёт « Брунька»».

4

25,05

29,05

30,05

31,05

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы: под ред. И.М.Бгажноковой/ М.: «Просвещение», 2010.
  2. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд.  – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.
  3. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
  4. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Аннотации к адаптированным рабочим программам по предметам: "Чтение", "Письмо", "Развитие речи"

Аннотации к рабочим программам по предметам "Чтение" и "Письмо" ( по Программе под ред. В.В.Воронковой); "Развитие речи" - (по Программе под ред. Л.Б.Баряевой)...

Аннотации к адаптированным рабочим программам по предметам: "Чтение", "Письмо", "Развитие речи"

Аннотации к рабочим программам по предметам "Чтение" и "Письмо" ( по Программе под ред. В.В.Воронковой); "Развитие речи" - (по Программе под ред. Л.Б.Баряевой)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» основного общего образования  для умственно отсталых обучающихся (интеллектуальные нарушения) 1 вариант...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ» для 4 класса

Примерная адаптированная рабочая программа  по чтению составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  н...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса

Программа предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала художественных ...