ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК
презентация к уроку на тему

Гамота Оксана Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК Подготовила: учитель – логопед Гамота О. Н.

Слайд 2

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского – это логика языка. Она делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Слайд 3

Причины нарушений грамматического строя речи: - Билингвизм - Проблемы в развитии ребенка: ОНР, ЗПР… Социальная и педагогическая запущенность

Слайд 4

Примеры аграмматизмов : 1).Искажение родовых окончаний в начальной форме ( «дядя ушла», «машина поехал») 2).Неверное использование форм в ед. и мн. числе ( « красывый шары», «красными ягоды», «машины едет») 3).Ошибки в употреблении падежных форм ( «слепили баба», «много девочки») 4).Ошибки в употреблении предлогов ( «книга столе», «листика а дерево») 5).Ошибки в согласовании различных частей речи ( « пять ветки » , « много яблоков » )

Слайд 5

Компоненты грамматического строя: - Морфологический уровень – приемы словоизменения и словообразования - Синтаксический уровень – составление предложений, сочетание слов в предложении

Слайд 6

Раздел грамматики Возраст детей 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет Морфология Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют сущ-е с предлогами: в, на, под, за Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, лежать Совершенствуется умение согласовывать в предложении сущ-е с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые сущ-е . Закрепляется умение согласовывать сущ-е с числительными, местоимения с сущ-ми . Словообразование Употребляют сущ-е в форме ед. и мн. числа, сущ-е , обозначающие животных и их детенышей, форму мн. числа сущ-х в Род. падеже ( ленточек) Образуют форму мн. числа сущ-х , обозначающих детенышей животных ( по аналогии), употребляют эти сущ-е в Им., Род. Падежах ( котята – котят), правильно используют форму мн. ч. Род. падежа сущ-х ( яблок) Образуют форму мн. числа сущ-х , обозначающих детенышей животных, однокоренные слова ( по аналогии) Образуют ( по образцу) сущ-е с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова Синтаксис Употребляют предложения с однородными сущ-ми , учатся правильно согласовывать слова в предложении Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью Используют предложения разных видов Параметры нормального речевого развития

Слайд 7

Пути формирования грамматического строя речи у детей: - Создание благоприятной языковой среды с образцами грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых - Развитие грамматических умений в практике речевого общения - Исправление грамматических ошибок - Чтение художественной литературы - Обогащение словарного запаса - Развитие фонематического слуха

Слайд 8

Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе – своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Ребенок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи. Так, при изучении предложения, например, он будет оперировать формальными признаками, не осознавая интонационных и смысловых.

Слайд 9

Развивать грамматический строй речи можно с помощью развивающих и речевых игр с игрушками, занятий, работой над сказками, но не просто прочтением сказок детям с дальнейшим их пересказом, а именно работой над грамматическим строем речи.

Слайд 10

Игры с игрушками: Падежи: И.п. « Кто или что? » , « Живое – не живое » , « Один – много » Р.п. « Кого не стало? » , « Один – много (кого) » Д.п. «» Кто к кому в гости пришёл? » , « Угощения » В.п. « Кого я люблю? » , « Кого любит мама? » ( ед. и мн. ч.) Т.п. « Кто кем любуется? » П.п. « Кто о ком заботится? » ( ед. и мн. ч.), « Кто о чем мечтает? » Словообразование: Ответы на вопросы ( черноглазый, толстопятый, длинноухий … ) Предлоги: « Прятки » , « Кто где стоит » , « Что изменилось? »

Слайд 11

Можно выделить три вида сказок, направленных на развитие грамматического строя речи: Русские народные сказки; Сказки по демонстрации с игрушками; Г рамматические сказки Васильевой Е. В.

Слайд 12

Пример использования сказки « Репка »

Слайд 13

1. « Скажи ласково » Можно пересказать всю сказку, называя всех персонажей ласково. - Посади дедушка репушку . Выросла репушка большая – пребольшая. Стал дедушка репушку из земли тящить : тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дедушка на помощь бабушку. Бабушка за дедушку, дедушка за репушку . И т.д.

Слайд 14

2. Сравнительная степень прилагательных Просим детей сравнить персонажей по росту, возрасту, размеру и весу. Кто самый высокий, кто ниже, кто самый низкий? Кто старый, кто моложе, кто самый молодой? Кто тяжелый, кто легче, кто самый легкий? Кто большой, кто поменьше, кто самый маленький? Кто в сказке самый сильный? Благодаря кому или чему вытащили репку?

Слайд 15

3. Какой по счету? Просим отвечать детей на вопросы: Кто первый ( второй, третий … ) по счету? Или: какой по счету дед? Внучка? Жучка Причем называем персонажей в разном порядке, чтобы лучше тренировать внимание детей. Если у нас цель тренировать зрительную память. Можно сначала показать картинку, а затем спрятать и попросить ребенка ответить по памяти.

Слайд 16

4.Словообразование Задаем вопросы: если у репки розовые щеки, она какая? ( розовощекая). Если у репки красный нос, она какая? ( красноносая). Если у деда толстые щеки, он какой? ( толстощекий). Если у мышки длинный хвост, она какая? ( длиннохвостая). Если у кошки пушистый хвост, она какая? ( пушистохвостая). И т.д.

Слайд 17

5.Предлоги Кто стоит за дедом, за кошкой … Кто стоит перед бабой, перед Жучкой … Кто стоит между дедом и внучкой, между Жучкой и мышкой? Затем просим ответить на вопрос: Где стоит баба? Где стоит Жучка? Дети отвечают на вопросы, используя в ответе предлоги: за, перед или между.

Слайд 18

6.Падежи Можно задать ребенку следующие вопросы: И.п. Это кто? ( дед, баба … ) Р.п. Кого не стало? ( можно закрыть ладошкой кого-то из персонажей) Не стало деда, бабы … Д.п. Кого нарисовал художник? ( репку, бабу, деда … .) П.п. О чем мечтали все? ( о репке)

Слайд 19

Грамматические сказки Васильевой Е. В. Они направлены на усвоение приставочных глаголов. В комплекте 4 сказки, где взяты 4 глагола: шить, ехать, ползти, лететь

Слайд 20

Ехать, выехать, поехать, въехать, съехать, объехать, переехать, подъехать

Слайд 21

Шить, сшить, подшить, ушить, вшить, вышить, зашить, пришить

Слайд 22

Ползать, ползти, сползти, выползти, переползти, поползти, вползти, приползти; лететь, перелететь, взлететь, слететь, влететь

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию грамматических категорий у дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР. "Овощи".

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной обр...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов...

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....