Проект" Береги глаза смолоду"
проект (5 класс) на тему

Цыганова Лариса Владимировна

Проект учащимся и родителям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_glaza.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа

                                         Здоровьесберегающий проект

                                              «Береги глаза смолоду»

                                                                                    Подготовила Цыганова ЛВ  учитель

По статистике Всемирной организации здравоохранения, за последние годы количество людей с проблемами зрения значительно возросло. Если не принять меры, то в ближайшие 10 лет нарушения зрения будут более чем у 70% населения России.

Близорукость — наиболее частый дефект зрения у школьников.

Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения.

Осложненная миопия — одна из главных причин инвалидности вследствие заболеваний глаз.

Медико-социальная значимость проблемы усугубляется тем, что осложненная миопия поражает людей в самом работоспособном возрасте.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходимы профилактические меры по устранению близорукости у школьников.

Актуальность: профилактика и коррекция близорукости у школьников являются одной из значимых задач современной школы. Поэтому в проекте особая роль принадлежит комплексам упражнений по профилактике и коррекции близорукости, которые при систематическом использовании будут способствовать стабилизации зрения у школьников.

Цель проекта: привлечь внимание учащихся школы и их родителей к проблеме сохранения хорошего зрения с помощью внедрения в повседневную жизнь комплекса упражнений зрительной гимнастики, физминуток, направленных на профилактику, коррекцию близорукости у школьников.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать медикопедагогическую литературу по данной теме.

2. составление и внедрение комплекса упражнений в образовательный процесс по профилактике коррекции близорукости.

3.Стимулировать устойчивый интерес школьников к здоровому образу жизни.

4.Разработать для родителей и учителей рекомендации по профилактике близорукости у школьников, а также подобрать комплексы зрительной гимнастики и физминуток.

По характеру контактов проект: внутришкольный

По характеру координации: проект с координацией учителя.

По продолжительности: долгосрочный

Тип проекта: социальный 2015-2017

Материально-техническое обеспечение: мультимедиа, информационные ресурсы, наглядные пособия.

Участники проекта: учащиеся класса, классный руководитель, медицинский работник.

Методы, приемы: объяснение, показ упражнений, использование наглядных пособий, индивидуальная работа, игровые методы.

Форма представления: презентация, буклеты

Ожидаемые результаты:

-Снижение количества обучающихся с нарушением зрения (близорукостью).

-формирование у обучающихся мотивации следить за своим зрением;

-оказание помощи родителям, с целью повышения их компетентности в профилактике, коррекции близорукости у школьников.

Этапы реализации проекта:

I этап – 2015 – 2016 гг. – теоретический

-Изучение и анализ медикопедагогической литературы

-Прохождение медицинского осмотра

-Беседа с учащимися на тему: «Зачем нужно беречь зрение?

-Анкетирование родителей о культуре здоровья детей;

-Круглый стол с родителями «Пути сохранения зрения у школьников»

II этап – с января 2016 – 2017 гг. – практический

-составление и внедрение комплекса упражнений по профилактике и коррекции близорукости.

-Представление презентации родителям на тему «Профилактика близорукости у наших детей».

-Просмотр видеофильма

-Проведение семинара-практикума по обучению родителей и школьников зрительной гимнастики.

-Беседа медицинского работника о важности соблюдения гигиены глаз и сохранения зрения

3.Заключительный этап  

-Разработка рекомендаций и памяток родителям и детям. 

-Проведение семинара с родителями и педагогами по результатам проектной деятельности. 

-Организация просмотра презентации по результатам проекта. 

-Проведение праздника-соревнования «Глаз как у орла»

-Выступление на педсовете по итогам проекта.

Дальнейшее развитие проекта:

• продолжать формировать полезные привычки, расширять у школьников представления и понятия о своём организме и здоровье, мотивировать на ведение здорового образа жизни.

                                                         Приложение

                                      Гимнастика для глаз для младших школьников

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  • Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  • Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  • Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Исходное положение—сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.



Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 

Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 

Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. 

 «Покорчим рожицы»
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. 

 Рисование носом. 
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д. 

Расширение поля зрения. 
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. 


Буратино. 
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением. 


Упражнение с игрушкой

На карандаше закреплена игрушка из «Киндер-сюрприза»
Голова зафиксирована так, чтобы двигались только глаза. Игрушка в вытянутой руке, движения руки вправо и влево с фиксацией и без фиксации.

Упражнение «Повороты»

Ноги на ширине 30 см, перенеся вес тела с одной ноги на другую, поворачивать голову и плечи к противоположной стене (на стене картинка, которую должны увидеть при повороте). Глаза постоянно открыты.

Упражнение «Посмотри в замочную скважину»

Сидя или стоя. Один глаз закрыт, а другой прикрыт «лопаткой», в которой дыроколом сделано отверстие. Дети в течение 15 секунд
Смотрят сквозь отверстие на сюжетную картинку, затем тоже другим глазом. После этого дети закрывают глаза, вспоминают и называют отдельные детали картинки по заданию учителя.

Упражнение «Нарисуй товарища»

Стоя друг напротив друга, Дети глазами пытаются нарисовать своего товарища. Следить, чтобы двигались только глаза, слегка голова, тело же остаётся неподвижным.

Упражнение «Что нарисовано?»

На доске контурные картинки (3 штуки: повешены в ряд), размером 
10 х 10 см. Ученик стоит спиной к доске на расстоянии 1,5 – 2 м. 
Поворачивая голову ему необходимо увидеть и назвать самый дальний рисунок.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)


Бабочка

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Волшебный сон

Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно... глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... Засыпают... Шея не напряжена. И рас-сла-бле-на... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... Дышится легко... ровно... глубоко...

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!


Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

«Часовщик»
Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз) чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)  (С. Маршак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Семья - глаза в глаза"

Форма проведения дискуссия,тренинг,игра. Способствует сближению родителей и детей....

Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"

 Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...

Интегрированный урок "Глаз и зрение. Оптическая система глаза"

Интегрированый урок (физика-биология-информационные технологии). Урок изучения нового материала с элементами самостоятельной исследовательской работы....

"Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего" ( Об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Особенности работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ школе №688 на уроках русского языка и литературы. Наиболее эффективными уроками являются интегрированные. Текстоориентированное обучение способствует речевому ...

ЕГЭ глазами учителя. ЕГЭ глазами ученика.

Как показывает практика, в период подготовки и сдачи экзаменов родители и учителя зачастую сами создают атмосферу эмоционального напряжения, ведь многие воспринимают успешность чада на экзаменах, как ...

Методическая разработка классного часа в 7 классе "Семья - глаза в глаза"

Это методическая  разработка классного часа в 7 классе, посвященная Дню семьи. Цель: способствовать укреплению взаимодействия семьи и школы....

Конспект урока в 8 классе по теме "Глаз. Дефекты глаза и их исправление".

Урок по теме "Глаз. Дефекты глаза и их исправление" основан на применении проектной технологии. Учащиеся класса выполнили мини-проекты, которые используются в объяснении нового материала.Проекты "Стро...