Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий для умственно отсталых детей 1-4, 5-6 классов
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий  для умственно-отсталых детей 1-4, 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plany_def.mladshie_klassy_shkola.doc232.5 КБ
Файл plany_defektologa_shkola.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная коррекционно-развивающая

 программа

индивидуальных и подгрупповых

дефектологических занятий

для учащихся 8 вида

1-4 классы

Апробированная коррекционно-развивающая  программа

«Коррекция и развитие  познавательной деятельности умственно отсталых школьников».

Содержание


Пояснительная записка

      Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
      Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой,
      Цель программы коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися 1 – 4 классов :

- на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
      Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая:

 - обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
      Задачи :
      — формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
      — коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
      — формирование пространственно-временных ориентировок;

      — совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
      — обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
      — исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
      — формирование точности и целенаправленности движений и действий.
      
Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся :
      — учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;
      — оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;
      — формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка ;
      — разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности ;
      — пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;
      — преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид)

Формы проведения  коррекционных занятий:

- индивидуальные занятия

- подгрупповые занятия

1-2 класс

№ п/п

Тема. Раздел.

Количество часов

дата

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

Сенсомоторное развитие

1.1.

Определение формы окружающих предметов (по образцу, самостоятельно). Игра «На что похоже?»

1

1.2.

Сравнение объектов по различным признакам, самостоятельное выделение признаков (цвета /красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый/, формы, величины и их назначения).

1

1.3.

Определение сходства и различия предметов, по-разному расположенных в пространстве.

1

1.4.

Группировка объектов на основе словесной инструкции, самостоятельно.

1

1.5.

Выделение признаков предметов и их классификация по существенным и несущественным признакам с помощью учителя.

1

1.6.

Выполнение заданий по устной или письменной инструкции: к заданному оттенку подобрать предметы такого же оттенка

1

1.7.

Ориентация в пространстве (внизу, вверху, слева, сзади, над, под,право-лево).

1

1.8.

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

Развитие  графомоторных навыков

2.1.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

1

2.2.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

2.3.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1

2.4.

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

1

2.5.

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

1

2.6.

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

1

2.7.

Графический диктант (по показу)

1

2.8.

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

1

2.9.

Работа в технике аппликации

1

2.10

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

1

Развитие внимания, наблюдательности, восприятии, памяти, воображения

3.1.

Выделение в картинках замаскированных деталей самостоятельно, с объяснением.

1

3.2.

Нахождение отличия и сходства в расположении предметов, предъявленных для рассмотрения.

1

3.3.

 Нахождение закономерностей в предъявленном материале самостоятельно, с обоснованием своих действий.

1

3.4.

Сравнение предметов по представлению, запоминание и воспроизведение различного материала, наглядного и словесного.

1

3.5.

Придумывание нового функционального назначения предмета с обоснованием.

1

3.6.

Дорисовывание рисунка по предложенной детали.

1

3.7.

Зарисовка картинок к предъявляемым словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов.

1

3.8.

Определение по картинкам того, что не дорисовал художник (с помощью учителя, самостоятельно).

1

3.9

Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчетом и объяснением

1

3.10.

Узнавание предмета по полному и неполному словесному описанию, по демонстрации.

1

3.11.

Описание предметов по вопросам.

1

3.12.

   Сравнение предметов по размерам: больше, меньше, одинаковой величины, длиннее, короче, одинаковой длины, ширины, уже, выше, ниже, толще, тоньше (с опорой на карточки с соответствующими словами).  

1

3.13.

   Складывание картинок разной степени сложности  по образцу.

1

Развитие мышления

4.1.

Последовательное раскладывание картинок по порядку

1

4.2.

 Самостоятельное составление по картинкам рассказа с объяснением причинно-следственных связей.

1

4.3.

Самостоятельное составление по картинкам рассказа с объяснением отношений между объектами и событиями 

1

4.4.

Решение несложных занимательных логических задач, задач-шуток.

1

4.5.

Определение лишнего слова в ряду слов

1

4.6.

Придумывание окончаний предложений по его началу и наоборот.

1

4.7.

Установление логических связей и взаимоотношений по картинке (с помощью наводящих вопросов учителя и самостоятельно).

1

4.8.

Установление логических связей и взаимоотношений по тексту (с помощью наводящих вопросов учителя и самостоятельно).

1

4.9.

Установление закономерностей на наглядном материале: дорисовывание недостающей картинки, продолжение ряда рисунков, цифр, слов и т.п.

1

4.10.

«Логические ребусы»: слово-решение является обобщением для цепочки данных слов, среди которых есть лишнее.

1

Восприятие времени

5.1.

Порядок месяцев в году. Времена года.

1

5.2.

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

1

5.3.

Меры времени ( час, сутки)

1

5.4.

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

1

Развитие речи

6.1.

Подбери слова противоположные по значению

Измени слово

1

6.2.

 Закончите предложения

1

6.3.

 Составление описательного рассказа

1

6.4.

 Запомни порядок. Что изменилось?

1

6.5.

Назови предметы, сделанные из этого материала.  

1

6.6.

Измени слово и интонацию. Назови ласково

1

6.7.

Составление рассказа «Моя семья»

1

6.8.

Упражнения в составлении предложений на основе демонстрируемых действий. Дидактическая игра «Поможем словам встать по порядку»

1

6.9.

«Скажи, что – сначала, что – потом?»

1

6.10.

Добавь слово. Узнай по описанию

1

6.11.

Упражнения в составлении предложений по картинке, по серии картинок

1

6.12.

Дополни предложения, отвечая на вопросы

Вставь пропущенные слова в предложениях

1

Сенсомоторное развитие

Выполнение различных движений: асимметричных по подражанию, по словесному описанию, в том числе с закрытыми глазами. Определение предметов с помощью осязания по заданному признаку.

    Определение равенства количества пластилина в двух шариках одинаковой форм при изменении формы одного из них. Определение назначения предмета с опорой на представление. Определение равенства объёма жидкости в сосудах разной формы, величины. Определение равенства по величине (длине) двух одинаковых проволок, при изменении формы одной из них. Определение заданного предмета по величине бумажной полоски, равной длине (ширине, высоте) этого предмета.

Ребёнок должен уметь:

  • выполнять различные движения по подражанию, самостоятельно определять предмет на ощупь, выбирать на ощупь по какому-нибудь признаку;
  • определять равенство количества, массы, объёма, величины объектов;
  • определять временные промежутки в связи с наполнением их конкретной деятельностью.

Развитие графомоторных навыков.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза /нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков/. Рисование, обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. .

Развитие внимания, наблюдательности, восприятия, памяти, воображения.

Нахождение отличия и сходства в расположении предметов, предъявленных для рассмотрения. Нахождение закономерностей в предъявленном материале самостоятельно, с обоснованием своих действий. Сравнение предметов по представлению, запоминание и воспроизведение различного материала, наглядного и словесного. Придумывание нового функционального назначения предмета с обоснованием. Дорисовывание рисунка по предложенной детали. Зарисовка картинок к предъявляемым словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов.

   Узнавание предмета по полному и неполному словесному описанию, по демонстрации. Описание предметов по вопросам.

   Сравнение предметов по размерам: больше, меньше, одинаковой величины, длиннее, короче, одинаковой длины, ширины, уже, выше, ниже, толще, тоньше, одинаковой ширины, высоты, толщины (вначале с опорой на карточки с соответствующими словами, затем самостоятельно).

  Складывание картинок разной степени сложности вначале по образцу, затем по представлению самостоятельно.

Ребёнок должен уметь:

  • классифицировать признаки предметов, существенные и несущественные;
  • обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации;
  • угадывать предмет по признакам, описать его;
  • сравнивать предметы по различным свойствам;
  • находить при  сравнении разные признаки и одинаковые;
  • правильно складывать картинку по памяти;
  • видеть и определять изменения в предъявленном материале; видеть и определять закономерности в расположении материала.

Развитие мышления.

Последовательное раскладывание картинок по порядку, самостоятельное составление по ним рассказа с объяснением причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

        Решение несложных занимательных логических задач, задач-шуток. Определение лишнего слова в ряду слов, придумывание окончаний предложений по его началу и наоборот. Установление логических связей и взаимоотношений по картинке, по тексту (с помощью наводящих вопросов учителя и самостоятельно). Установление закономерностей на наглядном материале: дорисовывание недостающей картинки, продолжение ряда рисунков, цифр, слов и т.п.

Ребенок должен уметь:

  • составлять рассказ по серии картинок; устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
  • переносить свои знания и умения с одного вида деятельности на другой;
  • устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
  • пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
  • устанавливать логические связи и отношения в тексте по вопросам; выделять «четвертого лишнего»

Восприятие времени.

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени /сутки, неделя, месяц/. Часы, их составляющие /циферблат, стрелки/. Определение времени по часам /с точностью до 1 часа/.

Ребенок должен уметь:

  • воспринимать временные интервалы: сутки, неделя месяц, год; времена года, их последовательность и основные признаки;
  • измерять время по часам с / точностью до 1 часа/;
  • измерять время по часам с точностью до  часа и минуты; до минуты и секунды;
  • решать несложные бытовые задачи на время;
  • обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.

Развитие речи.

Использование заданий и упражнений, направленных на:

  • формирование звуковой культуры речи;
  • обогащение, закрепление и активизацию словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;

Ребенок должен уметь:

  • понимать значение слова;
  • употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией;
  • отбирать языковые средства при построении связного высказывания;
  • образовывать слово на базе другого с помощью специальных средств;
  • строить простое предложение в условиях контекстной речи;
  • строить диалог:
  • спрашивать – отвечать;
  • просить – объяснять;
  • подавать реплики.
  • составлять предложение по демонстрируемым действиям;
  • составлять предложение по картинке, по серии картинок;
  • составлять предложение по серии сюжетных картинок;
  • показывать в любой книге титульный лист;
  • ориентироваться на странице.

3-4 класс

№ п/п

Тема. Раздел.

Количество часов

дата

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

Сенсомоторное развитие

1.1.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

1

1.2.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

1

1.3.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

1

1.4.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1

1.5.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

1

1.6.

Дидактическая игра «Часть и целое»

1

1.7.

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1

1.8.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1

Развитие  графомоторных навыков  

2.1.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

1

2.2.

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, линейкой)

2

2.3.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

1

2.4.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

2.5.

Работа в технике рваной аппликации

1

2.6.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами простых фигур

1

Развитие внимания, наблюдательности, восприятии, памяти, воображения

3.1.

Определение по картинкам того, что не дорисовал художник (с помощью учителя, самостоятельно).

1

3.2.

Выделение в картинках замаскированных деталей и изображений (самостоятельно).

1

3.3.

Определение лишних объектов на картине со словесным объяснением.

1

3.4.

Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчетом и объяснением.

1

3.5.

Проведение линий через лабиринты различной степени сложности с помощью проведения указкой по бумаге, над бумагой, только прослеживая направление взглядом.

1

3.6.

Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

1

3.7.

Запоминание картинок с последующим называнием.

1

3.8.

Воспроизведение названий предметов, изображений, предъявленных для запоминания.

1

3.9.

Зарисовка картинок к предъявленным словам с последующим воспроизведением этих слов (предметные картинки, сюжетные картинки).

1

3.10.

Называние предметов и объектов по показанной, а затем закрытой картинке.

1

Развитие мышления

4.1.

Дидактическая игра «Засели дом»..

1

4.2.

Задания вида «Найди закономерность и продолжи».

1

4.3.

Составление разных фигур из геометрических фигур.

1

4.4.

«Логические ребусы»: слово-решение является обобщением для цепочки данных слов, среди которых есть лишнее.

1

4.5.

Игра «Домино» с математическими заданиями.

1

4.6.

Определение количества фигур, которые можно сделать из нескольких элементов.

1

4.7.

 «Придумай различные назначения предметов» (как можно использовать верёвку, платок, шарф и т.д.).

1

4.8.

Работа с серией картинок с развивающимся сюжетом.

1

4.9.

Дорисовывание картинки.

1

4.10.

Игра «Чем похожи ?»

Восприятие времени

5.1.

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки»

1

5.2.

Последовательность событий (смена времени суток)

1

5.3.

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

5.4.

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1

Развитие речи

6.1.

Подбери слова противоположные по значению

Измени слово

1

6.2.

 Закончите предложения

1

6.3.

 Составление описательного рассказа

1

6.4.

 Запомни порядок. Что изменилось?

1

6.5.

Назови предметы, сделанные из этого материала.  

1

6.6.

Измени слово и интонацию. Назови ласково

1

6.7.

Составление рассказа «Моя семья»

1

6.8.

Упражнения в составлении предложений на основе демонстрируемых действий

1

6.9.

«Скажи, что – сначала, что – потом?»

1

6.10.

Добавь слово. Узнай по описанию

1

Сенсомоторное развитие

Выполнение различных движений: асимметричных по подражанию, по словесному описанию, в том числе с закрытыми глазами. Определение предметов с помощью осязания по заданному признаку.

    Определение равенства количества пластилина в двух шариках одинаковой форм при изменении формы одного из них. Определение назначения предмета с опорой на представление. Определение равенства объёма жидкости в сосудах разной формы, величины. Определение равенства по величине (длине) двух одинаковых проволок, при изменении формы одной из них. Определение заданного предмета по величине бумажной полоски, равной длине (ширине, высоте) этого предмета.

Ребёнок должен уметь:

  • выполнять различные движения по подражанию, самостоятельно определять предмет на ощупь, выбирать на ощупь по какому-нибудь признаку;
  • определять равенство количества, массы, объёма, величины объектов;

Развитие графомоторных навыков.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений руки и глаза /нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков/. Рисование, обводка, штриховка по трафарету. Аппликация.

Развитие внимания, наблюдательности, восприятия, памяти, воображения.

Выделение в картинках замаскированных деталей самостоятельно, с объяснением. Нахождение отличия и сходства в расположении предметов, предъявленных для рассмотрения. Нахождение закономерностей в предъявленном материале самостоятельно, с обоснованием своих действий. Сравнение предметов по представлению, запоминание и воспроизведение различного материала, наглядного и словесного. Придумывание нового функционального назначения предмета с обоснованием. Дорисовывание рисунка по предложенной детали. Зарисовка картинок к предъявляемым словам-понятиям с последующим воспроизведением этих слов.

       Узнавание предмета по полному и неполному словесному описанию, по демонстрации. Описание предметов по вопросам.

   Сравнение предметов по размерам: больше, меньше, одинаковой величины, длиннее, короче, одинаковой длины, ширины, уже, выше, ниже, толще, тоньше, одинаковой ширины, высоты, толщины (вначале с опорой на карточки с соответствующими словами, затем самостоятельно).

      Складывание картинок разной степени сложности вначале по образцу, затем по представлению самостоятельно.

Ребёнок должен уметь:

  • классифицировать признаки предметов, существенные и несущественные;
  • обобщать в слове выделенные признаки, называть основания классификации;
  • угадывать предмет по признакам, описать его;
  • сравнивать предметы по различным свойствам;
  • находить при  сравнении разные признаки и одинаковые;
  • правильно складывать картинку по памяти;
  • видеть и определять изменения в предъявленном материале; видеть и определять закономерности в расположении материала.

Развитие мышления.

Последовательное раскладывание картинок по порядку, самостоятельное составление по ним рассказа с объяснением причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

        Решение несложных занимательных логических задач, задач-шуток. Определение лишнего слова в ряду слов, придумывание окончаний предложений по его началу и наоборот. Установление логических связей и взаимоотношений по картинке, по тексту (с помощью наводящих вопросов учителя и самостоятельно). Установление закономерностей на наглядном материале: дорисовывание недостающей картинки, продолжение ряда рисунков, цифр, слов и т.п.

Ребенок должен уметь:

  • составлять рассказ по серии картинок; устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
  • переносить свои знания и умения с одного вида деятельности на другой;
  • устанавливать логические связи и отношения на наглядном и словесном материале;
  • пользоваться словами разной степени сложности, обосновывать свои суждения с опорой на наглядный материал;
  • устанавливать логические связи и отношения в тексте по вопросам; выделять «четвертого лишнего»

Восприятие времени.

Определение времени по часам. Объёмность времени /сутки, неделя, месяц, год/. длительность временных интервалов /1 час, 1 минута, 1 секунда/. Времена года, их закономерная смена.

Ребенок должен уметь:

  • воспринимать временные интервалы: сутки, неделя месяц, год; времена года, их последовательность и основные признаки;
  • измерять время по часам с / точностью до 1 часа/;
  • обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.

Развитие речи.

Использование заданий и упражнений, направленных на:

  • формирование звуковой культуры речи;
  • обогащение, закрепление и активизацию словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • формирование элементарного осознания некоторых языковых явлений.

Ребенок должен уметь:

  • понимать значение слова;
  • употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией;
  • отбирать языковые средства при построении связного высказывания;
  • изменять слова по родам, числам, падежам;
  • образовывать слово на базе другого с помощью специальных средств;
  • строить простое предложение в условиях контекстной речи;
  • строить диалог:
  • спрашивать – отвечать;
  • просить – объяснять;
  • подавать реплики.
  • составлять предложение по демонстрируемым действиям;
  • составлять предложение по картинке, по серии картинок;

Диагностический инструментарий для оценки качества усвоения программы

 Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным уровням:
      —
«высокий» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
      —
«средний» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
      —
«низкий» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

Показатели

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1-2 класс

1

Точно выполнять движения по трехзвеньевой инструкции педагога.

2

 Выполнять выразительные движения.

3

 Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.    

4

 Рисовать и обводить по трафарету, штриховать

5

Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.      

6

 Различать и называть основные цвета и их оттенки.

7

Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.      

8

Узнавать предмет по части.

9

 Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.

10

Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках

11

 Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.  

12

Соотносить времена года с названиями месяцев

3-4 класс

1

  Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

2

 Дорисовывать незаконченные изображения.

3

Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.   

4

 Различать  цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

5

 Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

6

 Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

7

 Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.    

8

 Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.   

9

Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.  

 

Список  литературы

1.  ЕпифанцеваТ.Б, Киселенко Т.Е., “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005

 2. Жукова О.Книга заданий и упражнений по развитию интеллекта.М: Астрель,2010

3.Крылова О.Н. Я учусь говорить правильно.Я узнаю окружающий мир.Я учусь писать./Комплект рабочих тетрадей, М.-Экзамен,2013.

 4.Метиева Л.А, Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей/ Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида/.-М:Школа-пресс,2007

5.Мозговой В.М., Яковлева И.М, Еремина  А.А. “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006

6. Худенко Е, Останина Е. 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 2005

7.Якубовская Э.В. Читай, думай, решай.Раб.тетр.в 2-х частях для 2 класса,М:Просвещение,2013



Предварительный просмотр:

Адаптированная коррекционно-развивающая

 программа

индивидуальных и подгрупповых

дефектологических занятий

для учащихся 8 вида

5-6 классы

Календарно-тематический план коррекционной работы по развитию познавательной деятельности, речи

(5 -6 класс, коррекционная программа 8 вида)

Дата

К-во

часов

Тема

Задачи коррекционной работы

Содержание работы

I ДИАГНОСТИКА

1

Обследование устной и письменной  речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения.

Обследовать устную речь и письменную речь

Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Обследовать звукопроизношение

Тесты, диктанты, проверка техники чтения

1

Исследование  уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки.

Обследовать уровень сформированности  временных представлений, пространственных ориентировок

Тесты, контрольные задания

II Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительной памяти и восприятия

4

Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров.

Развивать графические умения, зрительно-двигательную координацию: - умение обводить трафареты, шаблоны;

- умение обводить изображения по контуру;

- умение раскрашивать изображение с соблюдением его границ;

- умение штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях;

- умение копировать геометрические фигуры, их ряды.

Развивать  точность движений в процессе практических упражнений по заданию педагога.

Развивать мышление:

- умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.);

- умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок);

- умение  сравнивать выполненное изображение с образцом.

1. Упражнения в завязывании, развязывании, застегивании.

2. Упражнения по обводке контуров изображений предметов и геометрических фигур, рисование бордюров.

3. Раскрашивание и штриховка предметных изображений.

4. Копирование геометрических фигур.

5. Копирование рядов геометрических фигур.

6. Рисование по шаблону (образцу) орнаментов из геометрических фигур.

7. Упражнение «Узнай предмет по контурному изображению»

8. Упражнение «Узнай предмет по части его изображения» (дорисовывание симметричной  половины изображения)

4. Графический диктант (зрительный и на слух).

5. Упражнение с ножницами (вырезание по контуру предметных изображений).

5

 Работа с предметами (выделение частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей)

1. Развивать зрительный анализ и синтез:

 - умение выделять части, детали объекта наблюдения (натурального предмета, предметного изображения);

- умение  выделять внешние признаки частей объекта наблюдения (цвет, форма, величина и др.);

- умение узнавать объекты по описанию;

- умение  складывать изображение из деталей;

- умение группировать предметы по двум (трем) внешним признакам одновременно.

2. Развивать зрительную память и восприятие:

- умение находить отличительные и общие признаки двух предметов по инструкции педагога;

- умение сравнивать два предмета по образцу (опорной схеме)

- умение узнавать предметы на зашумленном фоне и в варианте «наложенных» друг на друга изображений

3. Развивать мышление:

- умение устанавливать отношения последовательности между выполняемыми действиями (сначала, потом и т. п.);

- умение сравнивать выполненную статичную позу («зайчик», «цветок» и т. п.) с образцом (демонстрация учителем, рисунок).

1. Работа с сюжетными картинками (выделение деталей предметного изображения).

2. Работа с предметными картинками (выделение частей предмета).

3. Работа с разрезными картинками.

4.Упражнения на сравнение предметов.

5.Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола, у стула, у расчески и т.д.)

6. Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4предмета)

7. Игровое упражнение «Определи цвет (форму, величину) предмета».

8. Игровое упражнение «Узнай предмет по описанию».

9. Игровое упражнение «Изобрази предмет» (пантомимика)

10. Игровое упражнение «Назови признаки предмета»

11. Игровое упражнение «Найди отличия»

12. Работа с предметными картинками (группировка предметов по цвету, величине, форме).

13. Упражнения в различении «наложенных» изображений предметов.

14. Дидактическая игра «Что изменилось», «Повтори узор», «Сделай также».

III РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ

3.1 Формирование  лексической стороны речи, словообразование

8

Мебель (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель)

1. Развивать активный словарь,  словообразование:

- умение называть окружающие предметы, их части;

- умение использовать в речи слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, овощи, фрукты и др.);

- умение группировать предметы по видовым признакам;

 - умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-; -чик-; -очк-; -ечк-; 

- умение образовывать множественное число существительных;

- умение  называть признаки предметов (слова, обозначающие цвет, величину, форму, вкусовые качества, качества поверхности и др.);

- умение адекватно употреблять в речи местоимения;

- умение образовывать глаголы от названий цвета предметов;

- умение согласовывать существительные с числительными

2. Развивать мышление:

- умения: устанавливать взаимоотношения «целое - часть»

1.Упражнение: «Что это?»  (нахождение  предметов  по названию,

по характерным существенным признакам).

 2.Упражнекние: «Назови правильно» (употребление в речи слов единственного и множественного числа).

3.Упражнение: «Какие по цвету предметы» (соотнесение предметов по цвету с помощью цветового спектра).

4. Упражнение: «Какие по форме предметы» (соотнесение предметов с помощью геометрических фигур: круга, овала, треугольника, прямоугольника, квадрата).

5. Упражнение: «Какие по размеру предметы» (соотнесение предметов с помощью сигнальных опор).

6.Упражнение: «Какие предметы на ощупь» (употребление  понятий «твердый», «мягкий»).

7. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными).

8. Дидактическая игра «Чей предмет?»

9 Упражнение «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий предметов).

10 Упражнение «Что не дорисовал художник?»

3.2 Формирование структуры предложения,  языкового анализа и синтеза, развитие мышления

6

Предложение:

- составление предложений по схеме;

составление предложений с опорой на слова и картинки;

- составление предложений с опорой на выполняемые действия и по картинке;

- составление предложений по картинке

1.Формировать умение составлять предложения на примере лексических тем (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель):

- умение составлять простые предложение на основе двух (трех, четырех) слов по схеме;

- умение выполнять структурный анализ предложения;

- умение составлять сложные предложения с использованием союзов и, а, потому что и др.;

2. Развивать мышление:

- умение отражать в составляемых по образцу предложениях глубинно-семантические отношения: между деятелем и действием, между действием и объектом действия, между действием и местом действия и др.

3. Развивать языковой анализ и синтез на уровне предложения:

- умение выделять слова из предложения;

- умения  определять количество, последовательность и место слов в предложении;

- умение составлять предложение из заданных слов, с определенным количеством слов.

1.Упражнение «Составь предложения по схеме».

2. Задание. Составь предложение по схеме, определи количество слов в предложении.  

3. Задание. Состав предложение, используя слова и картинки.

4. Задание. Составь предложения с опорой на выполняемые действия и по картинке.

5. Задание. Опиши предмет по схеме.

6. Задание. Допиши предложение.

7. Задание. Вставь в предложение  пропущенное слово.

8. Задание. Замени в предложении картинку на слово.

9. Задание. Прочти загадку, отгадай слово-отгадку, вставь слово отгадку в предложение.

10.Задание.  Составь предложения по картинке.

11. Задание. Составь предложения из слов.

3.3 Формирование связной речи

8

Составление описательного рассказа на тему  (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель)

1. Развивать  диалогическую речь:

- умения отвечать на вопросы собеседника;

- умение задавать вопросы;

- умение  выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание.

2. Развивать монологическую речь:

 - умение пересказывать текст цепной организации с опорой на картинки и систему вопросов педагога;

- умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

- умение составлять рассказ по сюжетной картинке;

-умение составлять рассказ-описание предмета на основе его восприятия и по представлению (по системе наводящих вопросов педагога, с опорой на символический план).

3. Развивать мышление:

- умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках;

- умение  устанавливать отношения последовательности (что было сначала, что потом и т. д.)

Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста:

- умение выделять предложения из текста;

- умение определять количество предложений в тексте;

- умение находить заданное предложение в тексте;

- умение определять границы предложений в тексте при его восприятии на слух и в тексте, представленном в письменной форме.

1.Диалог на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель)

2. Пересказ текста с опорой на картинки и систему вопросов педагога.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4. Составление рассказа по сюжетной картинке.

5. Составление рассказа-описания на основе его восприятия и по представлению.

3.4 Формирование связной речи. Повторение

6

Составление описательного рассказа на тему  (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель)

1. Развивать  диалогическую речь:

- умения отвечать на вопросы собеседника;

- умение задавать вопросы;

- умение  выражать просьбу, благодарность, утверждение, отрицание.

2. Развивать монологическую речь:

 - умение пересказывать текст цепной организации с опорой на картинки и систему вопросов педагога;

- умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

- умение составлять рассказ по сюжетной картинке;

-умение составлять рассказ-описание предмета на основе его восприятия и по представлению (по системе наводящих вопросов педагога, с опорой на символический план).

3. Развивать мышление:

- умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках;

- умение  устанавливать отношения последовательности (что было сначала, что потом и т. д.)

Развивать языковой анализ и синтез на уровне текста:

- умение выделять предложения из текста;

- умение определять количество предложений в тексте;

- умение находить заданное предложение в тексте;

- умение определять границы предложений в тексте при его восприятии на слух и в тексте, представленном в письменной форме.

1.Диалог на тему (посуда, обувь, овощи, фрукты, животные, птицы,  одежда, мебель)

2. Пересказ текста с опорой на картинки и систему вопросов педагога.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4. Составление рассказа по сюжетной картинке.

5. Составление рассказа-описания на основе его восприятия и по представлению.

Итоговая

диагностика

3

Обследование  устной и письменной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, звукопроизношения.

Обследовать устную речь и письменную речь. Обследовать фонематический слух, фонематическое восприятие, звукопроизношение

Тесты, контрольные задания

3

Исследование  уровня развития временных представлений и пространственной ориентировки.

Обследовать уровень сформированности  временных представлений, пространственных ориентировок

Тесты, контрольные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие «Мир профессий» для детей с нарушением интеллекта 7 класса

Цели: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.Задачи:Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;Формировать у подростков отношения к ...

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...

Рабочая программа учебного курса по " Коррекционно-развивающим занятиям" для детей умственной отсталости

Образец написания рабочей программы для педагогов коррекционных школ, для детей с лёгкой умственной отсталости, и детей с с тяжёлыми множественными нарушениями развития ( ТМРН), СИПР ( ВАРИАНТ 2)...

Групповое коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с обучающимися с легкой умственной отсталостью 1А класса "Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»"

В условиях реализации ФГОС педагоги, работающие с обучающимися с легкой умственной отсталостью, реализуют в учебной деятельности программу формирования базовых учебных действий. Данное занятие способс...

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обучающимися с легкой умственной отста...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обу...