Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Типы речи", 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Сафонова Ирина Николаевна

Конспект урока по предмету "Русский язык"  по теме " Типы речи", 11 класс, 2018г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tipy_rechi_11_klass.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Город: Магнитогорск.

ОУ: МОУ «СКОШ № 15»

Учитель: Сафонова Ирина Николаевна

Тема учебного занятия: «Типы речи».

Класс: 11 класс.

Продолжительность учебного занятия: 45минут.

Тип учебного занятия: Сообщение новых знаний.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):

Образовательная: Познакомить обучающихся с разными видами текстов - повествование, описание, рассуждение и  развивать умения распознавать их.

Развивающие: Коррекция памяти, мышления, внимания (работа с текстами, с сигнальными карточками,  по схеме, оформление выводов). Коррекция речи  (словарная работа, построение речевого высказывания).

Воспитательная: Воспитывать интерес  к родному языку, развивать взаимоуважение в ходе групповой работы

Оборудование:, карточки с заданием, схема.

Ход учебного занятия.

  1. Организационный момент. Минутка доброты.

Учитель предлагает учащимся высказать свои пожелания друг другу.

  1. Тема, цели урока.

Учитель: Ребята, вокруг нас бесчисленное множество различных предметов и явлений, они имеют свои признаки, свойства, они совершают действия. Мы все это видим и говорим об этом. Мы отражаем в нашей речи окружающую действительность. Мы говорим о возникших у нас мыслях и чувствах. Оценивая события, мы объясняем происходящее, пытаемся разобраться, почему это произошло. Для этого мы составляем?

Работа с анаграммой

Учитель: Перед вами анаграмма. Разгадайте её. «КСТЕТ». (Учащиеся составляют слово).

Учитель: Мы с вами уже знакомы с понятием «текст». Заполните таблицу ( прием «Инсерт»).

Что знаю?

Что хочу узнать?

Что узнал?

Текст – это два или несколько  предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно

Озаглавить. 

Какие тексты существуют

Учитель:  Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна  о тексте?

Учитель: Исходя из данной таблицы, давайте сформулируйте тему, цели нашего урока

Ученики: Тема урока – типы теста.

                Цели - Узнаем, какие типы текстов существуют.

                            Будем учиться определять типы текстов.

  1. Оформление записи в тетрадях (Число, классная работа).

  1. Знакомство с новым материалом

Учитель: Перед вами схема «Типы текстов», которую необходимо заполнить . Для этого нужно выполнить задание. Сейчас вы разделитесь на 3 группы и станете исследователями (прием «Кейс»). У каждой группы на столе лежит текст. Необходимо прочитать текст, определить, о чем он. Подумать, какой вопрос можно задать к тексту.

(Учащиеся работают в группах, затем каждая группа озвучивает получившийся результат, параллельно идет заполнение схемы).

1 группа. «Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…».

2 группа. «Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

3 группа. «Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

1 группа.  (Читает текст, говорит о чем он)

Учитель: Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Ученики: Что произошло?)

Учитель: О чем говорится в этом тексте? (Ученики: О событиях, действиях)

Учитель: Такой текст называются текст - повествования или текст – сообщения.

2 группа (Читает текст, говорит о чем он)

Учитель: Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Ученики: Какой? Какая? Какое?)

Учитель: О чем говорится в этом тексте? (Ученики: Описывается предмет, явление)

Учитель: Такой текст называется текст-описание. 

3 группа (Читает текст, говорит о чем он)

Учитель: Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Ученики: Почему?)

Учитель: О чем говорится в этом тексте? (Ученики: рассуждение, причины, доказательства)

Учитель: Такой текст называется текст- рассуждение.  

Учитель: Подумайте, что общего у этих текстов? (Ученики: Они о дожде)

Учитель: Опираясь на схему, сделайте вывод: какие бывают тексты? (1 ученик делает вывод с опорой на составленную схему)

 

        

        

Учитель: Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно как где-то очень далеко – кажется, за крае земли хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки. Спят коряги, рыб, спят птицы. И только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К.Пауствоский)

Учитель: Какой это текст? (Ученики: Текст-описание)

Учитель: Что помогало вам в определении текста? (Ученики: Вопросы, слова - помощники)

  1. Физминутка

6. Закрепление

 (Работа в парах)

Учитель: У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща определить вид текстов и доказать.

1 группа. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём. 

2 группа. Я пошёл вправо через кусты. Мне попалась какая-то заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю.

Учитель: Что помогало вам в определении текста? (Ученики: Вопросы, слова - помощники)

Учитель: В одном тексте произведения могут сочетаться разные типы текстов. Посмотрите, как сочетаются ваши отрывки в произведении И. С. Тургенева «Бежин луг».

Я пошёл вправо через кусты (повествование). Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. (описание). Мне попалась какая-то заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. (повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали (описание). Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю (повествование). Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём (описание).

                                                                                                                     «Бежин луг» И.С.Тургенева.

5. Рефлексия деятельности 

Учитель: Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?

Учитель: Какие виды текстов вы узнали?

Учитель: Чему мы сегодня научились на уроке?

6. Домашнее задание по выбору.

Найти и записать один из типов текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Типы речи. Оценка действительности" 5 класс

В данном материале представлена презентация к  открытому уроку русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности" от 11.02.2015 г,...

Конспект урока по английскому языку на тему "Профессии" 2 класс

В этом конспекте прописаны все действия учителя, к конспекту прилагается презентация и видеоролик....

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"

Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....

Конспект урока по английскому языку на тему «Школа» ( 5 класс)

Конспект урока по английскому языку  на  тему  «Школа»  ( 5 класс)...

Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Развитие речи\'\' (9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему ''Развитие речи'' (9 класс)...