Внеклассное мероприяти "Птицы- наши друзья".
методическая разработка (7 класс) на тему

Баранчикова Лариса Владимировна

 Внеклассое мероприятие "Птицы - наши друзья"  развивает восприимчивость ребёнка к миру природы. Закрепляет  знания детей о птицах, их пользе для человека. Развивает логическое мышление, память на основе решения занимательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеклассное мероприятие.149.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                      «Птицы - наши друзья».                                                    

                                    (внеклассное мероприятие)

                                                                                                                                                                                                                                     

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися  с ОВЗ.

В процессе проведенного мероприятия я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать  чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах, о среде обитания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.

И главная методическая особенность данного мероприятия состоит в организации природоохранной деятельности, как средстве воспитания экологической культуры: 1) бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности; 2) взаимосвязь с окружающим миром.

Цели данного мероприятия:

1. На приведённых  примерах, закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку, о бережном отношении к птицам.

2.Экологическое воспитание обучающихся;

3. Расширение кругозора;

4. Проверка знаний эрудиции;

5. Видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

1. Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

2. Развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

3. Развивать наблюдательность детей.

Оборудование:   карточки с изображением птиц; выставка рисунков, аппликаций,  плакаты «Птицы – наши друзья», «Человек – друг природы».

                                      Ход занятия.

  1. Вступительная часть ( в классной комнате.)

Учитель:  Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний  добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напрополую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Дети читают стихотворения.

1.Нам природа – дом                                          2. Нор звериных, птичьего гнезда

И мы с тобою в нем:                                         Разорять не будем никогда!

И ты, и я,                                                          Пусть птенцам и маленьким зверятам

А значит в нем душа                                        Хорошо живется с нами рядом!

«твоя – моя»

3.Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Учитель.  Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

1-й ученик.  Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

II. Объяснение  смысла пословиц. Учитель: вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

  • Метил в тетерю, угодил в сук.
  • Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.
  • Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.
  • Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица).

А сейчас мы проведем с вами экологическую игру.

III. Игра «Экологическое лото»

Участники получают набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны поднять соответствующую картинку и  назвать птицу.

  • Серенькая птичка

                       Ростом невеличка,

                       Бегает от кошки,

                      Собирает крошки. (Воробей.)

  • В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)
  • Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

  • Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? Куропатка.)
  • Хочет – прямо полетит,

                       Хочет – в воздухе висит,

                       Камнем падает с высот,

                       И в полях поет, поет. (Жаворонок)

  • Вещая птица древних славян. (Ворон.)
  • Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)
  • Самая маленькая птица в мире. (Колибри)
  • Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)
  • 10.Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это? (У кукушки.)
  • Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)
  •   Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
  • Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)
  • Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов)
  • Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)
  • Птица с перекрещенным клювом. (Клест)
  • Спинкой  зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)
  • .Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист)
  • Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик)
  • Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

IV. Работа по выставке картинок с изображением птиц.

. Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, страус и колибри.

Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. А поговорим о тех, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах.

V. Решение занимательных    задач:

 - А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку? Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

  Птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей. Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Можно сказать, что птицы – наши друзья. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.

1).Семья ласточек за лето уничтожает  миллион различных вредных насекомых, а  кукушка за лето поедает  270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Сколько вредных насекомых уничтожают за лето  семья ласточек и кукушка вместе?

2.)Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток, а грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений. Сколько вредных насекомых уничтожают за день  семья скворцов и грач вместе?

3.)Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок, а сова-сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел  уничтожает 1000 сусликов и мышей. Во сколько раз сова-свистуха съедает больше грызунов, чем ушастая сова?

4.)Подсчитано. что одна мышь съедает в год 2-3 кг. зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов. Сколько всего кг. Съедают  мышьи суслик вместе в год?

Учитель:  Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки).

Вы постарались и изготовили кормушки. Сейчас мы с вами пойдем в наш школьный сад, чтобы развесить их и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.

VI. Практическая  часть.

Подведение итогов «Лучшая кормушка»

Дети вместе с учителем  выходят в  школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали корм в кормушки.

  VII. Чтение отрывка из  «Жалобной книги природы».

Не разоряйте птичьего гнезда-

Так счастлива в своем жилище птица!

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Она чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

(К.Кулиев)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречат

Учитель: Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

VIII. Подведение итогов занятия (в классе).

Награждение по номинациям:

1) «Лучшая кормушка» (кормушка из пластиковой бутылки  Гришина Игоря))

2) «Лучший эрудит» (Логинов Вячеслав)

3) «Лучший чтец или рассказчик » (Фомина Светлана)

4) «Лучший математик» (решение задач Хаецкий Александр, Лавров Андрей).

Литература

1.Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.      2.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 1990.     3.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"

Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Сценарий игры «Наши пернатые друзья».7-8 классы Учитель биологии и экологии: Воротнева Наталья АндреевнаЦели:1. Обобщение биологических и экологических знаний по теме «Птицы.2. Воспитание экологическо...

Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"

Цель: Формирование познавательного интереса обучающихся и бережногоотношения к природе.Задачи: -  Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках  б...

Внеклассное мероприятие "Наши верные друзья"

Данное мероприятие поможет в доступной игровой форме ещё раз напомнить учащимся основные правила поведения на проезжей части....

Внеклассное мероприятие "Птицы наши друзья"

Цели: ·         Прививать любовь к птицам;·         Развивать творческие способности;·...