«Виртуальное путешествие в страну «Частей речи» -урок русского языка в 8 классе.
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Солдатова Ирина Олеговна

Данный тип урока имеет целью выработку умений применять знания в комплексе, в новых условиях, находится в системе уроков методологической направленности, которые являются надпредметными. Уроки данного типа проводятся, как вне рамок предмета, так и в конце изучения определённых разделов, глав, в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chasti_rechi.docx169.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие:

«Виртуальное путешествие в страну «Частей речи»

Цель:  Повторение и обобщение изученного материала  о частях речи.

Задачи:  

  • Проверка ЗУН уч-ся, приобретённых в ходе изучения раздела «Части речи».
  • Коррекция произвольного внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза.  
  • Поддержка  познавательного интереса к предмету в процессе повторения.

 Урок  направлен на формирование УУД:

Личностные - оценивать свои знания и умения;

Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить свою позицию, понимать других;

     Познавательные - поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

Планируемые результаты:

- учащиеся должны уметь определять части речи;

-знать правила;

Тип урока:  комбинированный

Методы и приемы обучения:  беседа,  игра, мыслительная деятельность,  дифференцированная работа,  проблемное изложении, практическая работа, показ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Современные технологии:

- игровые технологии;

- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;

- технологии уровневой дифференциации;

- информационно-компьютерные технологии

ОФОРМЛЕНИЕ: 

  • презентация, содержащая на слайдах задания к различным этапам урока;
  •  маршрутные листы с заданиями для каждого ученика;
  • говорящая ручка «Знаток».

ХОД   УРОКА:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой.

Учитель: Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших  пальцев,  и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. успеха (указательными);
  3. большого (средними);
  4. во всём (безымянными);
  5. и везде (мизинцами);
  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учитель: Слайд №2, №3

1.  Вступительное слово

- Дорогие ребята, сегодня вам представится уникальная возможность побывать в стране, которой нет ни на одной современной политической карте. Называется она – страна «ЧАСТЕЙ РЕЧИ». В этой стране мы с вами вспомним все, что вы узнали в этом учебном году  о частях речи.  А совершить необычное путешествие нам поможет туристическое агентство «БУРЯ» (будем учить русский язык) Слайд №2

-Давайте рассмотрим маршрут, по которому нам надо добраться до волшебного города. Слайд№3.

  Мы побываем в различных городах (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ). А поплывем мы с вами на большом корабле по морю.

Слайд№4

-Давайте послушаем шум морской воды и настроимся на путешествие.

ПУТЕШЕСТВИЕ НАЧИНАЕТСЯ! 

Учитель:

-Перед отправкой в путешествие необходимо оформить МАРШРУТНЫЕ  ЛИСТЫ.

(Ребята указывают свои фамилии и знакомятся с содержанием листа).

– Итак, путешествие начинается!..

Слайд №5

3. Сейчас вам необходимо пройти ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ, который даёт допуск к путешествию.

-Что такое таможня? Обратимся к словарю Ожегова.

Учреждение, ведающее контролем провоза через границу грузов, багажа, почты, а мы будем провозить свои ЗНАНИЯ.

Слайд №6

Ответь правильно!

Задание №1 в маршрутном листе:

  • Какая часть речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет.   (существительное)
  • Какая часть речи обозначает признак предмета?  (прилагательное)
  • Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его? (местоимение).

- Кто испытывает затруднения, может воспользоваться памятками.

Проверка по слайду. Слайд №6

4. В  ГОСТЯХ  У  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. Слайд №7

Учитель:

- Таможенный контроль вами пройден благополучно. И первый город, который мы посетим это – город  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

На гербе этого города  написано:

Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам.

-Чтобы войти в этот город нам с вами надо ответить на следующие вопросы;

-Как изменяются имена существительные?

-Назовите склонения имен существительных?

И вот какие задания предлагает  вам мэр города Имя существительное;

Задание №2 в маршрутном листе:

  • Распределите данные имена существительные в три столбика по склонениям :

Повар, учитель, дядя, окно, каша, скатерть,  линия, море, сеть, медь, юноша.

1 скл.                                              2 скл.                                    3 скл.

м.р., ж.р.                                       м.р., ср.р.                                  ж.р.

-а-, -я-                                       -      - , ь   -о-,-е-                              -ь-                        

- Кто испытывает затруднения, может воспользоваться памятками.

 (Ребята  самостоятельно работают на маршрутных листах, проверку проводим по слайду)

 (Проверка по слайду №8)

5. В  ГОСТЯХ  У  ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО. Слайд №9

Учитель:

-Продолжаем наше путешествие.  Подплываем к городу ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. На гербе  этого города мы можем прочитать следующие слова:

Определяю я предметы. 
Они со мной весьма приметны. 
Я украшаю вашу речь, 
Меня вам надо знать, беречь!

- И встречает нас мэр города Имя Прилагательное.

Работа с «говорящей» ручкой «ЗНАТОК»

Учитель: (слайд №10)

-Ребята, т.к. мы с вами путешествуем по морю, Имя прилагательное предлагает задание, связанное с морской темой и хочет вас познакомить с двумя морскими обитателями. А поможет нам в этом волшебная говорящая ручка «ЗНАТОК». Это верная помощница Имени прилагательному.

(Ребята получают информацию о морском коньке)

Работа в группах.

  • А)  Морской конек (слайд №11) – в маршрутных листах 1 группа

Задание №3 в маршрутном листе:

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=385996841-08-72&n=21

Яркий, словно огонек,

Выскочил морской конек.

Под попонкой золотой

Хвост колечком завитой.

Я конька бы запрягал,

 Рыбок по морю катал!

Учитель:

- В своих маршрутных листах вы должны выписать все прилагательные из данного стихотворения и 1 группа определяет род выписанных  имен прилагательных, а 2 группа определяет число выписанных  имен прилагательных.

 Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним:

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

-Что обозначают имена прилагательные?

-Как изменяются имена прилагательные?

  • Б)  Морской леопард      (слайд №12)      2 группа                                              http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=312511543-71-72&n=21

(Ребята получают информацию о морском леопарде от говорящей ручки Знаток»)

Морской леопард

Большой и пятнистый,

На суше – медлительный,

В море же – быстрый.

Он с тезкой своим на земле не знаком,

Среди антарктических льдов его дом.

ПРОВЕРКА – учащиеся зачитывают свои записи.

  1. ФИЗМИНУТКА «На море» (слайд №13)

8. В  ГОСТЯХ  У  МЕСТОИМЕНИЯ. (слайд №14)

Учитель:

- Продолжаем путешествие. На горизонте город МЕСТОИМЕНИЕ. Читаем надпись на его гербе:

Я и Мы, Ты и Вы
Он, Она, Оно, Они
Все слова отличные
Важные и личные

- Встречает нас глава города часть речи Местоимение.

  • - Местоимение  предлагает нам с вами сыграть в игру «Засели дом». Вам нужно подобрать жильцов к каждому домику.

-Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним:

- Что такое местоимение?

-Какую часть речи могут заменять местоимения в речи?

-Сколько лиц у местоимений? Назовите.

Учитель:

-А заселять мы будем домики, которые принадлежат к местоимению 3-его лица ед.числа.

Работа у доски в парах.    

(учащиеся выходят к доске и выполняют задание)

Игра Он, она, оно для детей       Игра Он, она, оно для детей   Игра Он, она, оно для детей

Учитель: (слайд №15)

  • - Ребята, со всеми заданиями вы  справились,  и наш корабль подплывает к стране ЧАСТЕЙ РЕЧИ. Президент этой страны предлагает вам поиграть в замечательную игру, которая поможет вам вспомнить пройденные  части речи и укрепить вашу память. Игра называется «Не ошибись!».

- Я вам буду называть слова , если это будет существительное надо будет хлопнуть в ладоши, если прилагательное – топнуть ногой, если местоимение – помахать руками.

И так приготовились, начинаем.

Солнце, вода, прекрасный, оно, круг, ты, солнечный, дворец, я, дружелюбный, мы, он, она, луч, грязный.

9.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. 

Учитель:

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора подвести итоги.

-О чем мы с вами говорили сегодня на уроке? (О частях речи)

-Назовите части речи, о которых мы сегодня говорили? (Существительное, прилагательное, местоимение)

10. РЕФЛЕКСИЯ. (слайд №16)

Учитель:

“Букет настроения. На столе лежат бумажные цветы разного цвета.  На доске изображена ваза. Я предлагаю  ребятам выбрать понравившийся им цветок и прикрепить к вазе.  А потом по выбранному цвету определить настроение ребенка в конце урока. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - уныние.

-Спасибо за урок! (выставление оценок учащимся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Союз как часть речи" Урок русского языка в 7 классе.

Материал содержит презентацию и схему-конспект урока с приложениями....

Имя прилагательное как часть речи. Урок русского языка в 10 классе

«Имя прилагательное как часть речи»Цель  урока: повторить и обобщить представления учащихся об имени прилагательном как о части речи, совершенствовать навыки грамматических разборов.Тип урока: ко...

Служебные части речи. Урок русского языка в 5 классе.

Задача урока - показать учащимся на речевом материале роль служебных частей речи в нашем языке....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Предлог как часть речи. Урок русского языка в 7 классе

В материла представлен конспект урока с прилоожениями и презентация...

Имя числительное как часть речи. Урок русского языка в 6 классе

Данный урок позволяет позакомить учащихся с морфологическими признаками и синтаксической ролью числительных....

"Предлог, как часть речи " : урок русского языка в 7 классе

Познакомить с предлогом, как частью речи...