Особенности формирования графических навыков младших школьников.
методическая разработка по теме

Горовая Алена Вадимовна

Особенности формирования графических навыков младших школьников. Способы коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

Семинар для педагогов

 

«Особенности формирования графических навыков у младших школьников»

                                                                                                          Подготовила

                                                                                               Горовая А.В.

                                                                                                учитель начальных классов

1. Особенности формирование графических навыков письма учащихся на начальном этапе школьного обучения. Понятие графика. Графический навык.  

В психологическом словаре отмечено, что слово «Графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики) [15].

Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и  сам  процесс изображения ее.

        Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) [2].

        По мнению Н.Г. Агарковой графический навык вбирает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

        А.К. Аксенова отмечает, что графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное [1]. Данный автор подчеркивает, что письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.

Такими специалистами, как А.Г. Зикеевой, Е.А., Кинаш, А.Р. Лурия, указывается, что графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Так, А.Р. Лурия высказывал суждение о том, что графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом состоит специфика и сложность их формирования. При этом подчеркивается, что графические навыки формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

Процесс формирования графических навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека.

Как отмечала И.Н. Садовникова, процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли, что в свою очередь, затрудняет процесс овладения письмом [18].

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

По мнению Е.Н. Российской очень важно для овладения графическим навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки [17].

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графическому навыку письма. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности.

Важным условием полноценного овладения навыками письма для ученика начальной школы является достаточное развитие моторного компонента двигательного анализатора и готовности руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений, считает А.К. Аксенова.

Н.Г. Агаркова называет и наличие таких проблем формирования графического навыка, как колебания наклона, различная ширина букв, неравномерная  отставленность  букв  друг   от   друга, несоответствие в пропорциях и так далее. Одна и та же буква в  одном  и  том  же  слове, предложении порой оказывается выполненной по-разному [2].

2. Основные этапы формирования графических навыков.

   В  формировании  графического навыка письма младшего ученика Т.П. Сальникова выделяет  три  основных  этапа [20].  

I  этап  – аналитический –  вычленение  и  овладение  отдельными  элементами  действия, уяснения содержания. Данный этап чрезвычайно сложную структуру  и специфику, отличающую его от последующих  этапов обучения и  сформированного навыка. На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать  правильно» в соответствии с требованиями (или «задачей действия»).

Т.П. Сальникова утверждает, что на начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на графике (постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу действия).

Особенность организации письма данного этапа в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения.  

Важным условием успешного формирования графического навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глаза и руки. Пальцы должны уметь слышать информацию, которую им дают глаза. Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложнокоординированных движений ведущей руки.

Внимание обращается на важность формирования осознанного «образа  действия» - зрительно-двигательного образа буквы.

Зрительно-двигательный  образ  буквы – это представление  о  целостном, относительно  законченном  движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее  двигательных  элементов.  

Двигательные элементы представляют  собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной  стороны, учитывается  форма  соответствующих  зрительных  элементов, а с другой – закономерности плавного и  безотрывного  воспроизведения их на бумаге.

Внимание следует обратить на то, что первый этап обучения может  значительно удлиняться,  затягиваться,   если   методика   обучения   не   соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ученика.

II этап  ̶ условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в  целостное  действие. Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль. Ученик учится постоянно следить за тем, как он ведет руку при письме, как отставляет друг от друга буквы, пишет ли их на строке.  Пишущий зрительно воспринимает написанное и таким образом контролирует правильность изображения слов. При несоответствии зрительным образам слов полученных на письме результатов пишущий вносит поправки.

        III  этап  –  автоматизация  – фактическое образование собственно навыка как  действия,  характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной  регуляции и  контроля.   Характерными   чертами   автоматизации   являются   быстрота, плавность, легкость выполнения. Но  быстрота  не  навязанная,  а  являющаяся естественным   результатом   совершенствования   движений,    и    плавность

(связность), возникающая как  естественный  результат  формирования  навыка.

Без упражнений  и  повторений   сформировать   навык  нельзя,   но   упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем  этапе формирования навыка,  а первые два этапа  –  это  осознанная  действительность  (а  не  механические упражнения).

Длительность и особенности  второго  и третьего этапов обучения во  многом определяются  тем,  насколько  успешно  шло  формирование  навыка  на первом этапе. Считается, что формирование навыка завершается к 10-11  годам, то  есть  тогда,  когда  становится  стабильным  почерк,  когда   увеличение скорости или  какие-то  дополнительные  внешние  «помехи»  -  грамматические задания, необходимость сосредоточить свое  внимание  на  содержание  текста, или необходимость  выразить  свою  мысль  письменно,  -  не  будет  искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению.

3. Специфика становления графических навыков младших школьников с нарушением интеллекта. Причины их нарушения.

      Низкая способность к анализу и синтезу визуально поступающей информации, сниженная дифференцированность зрительного восприятия и анализа, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно и на слух воспринимаемого материала осложняют у младших школьников с нарушением интеллекта формирование навыков выделения деталей и признаков при написании букв. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой (ч и ц; ф. и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания коррекционной помощи [16].

Причиной дефектов восприятия при интеллектуальных нарушениях является несформированность ориентировочной деятельности. В.И. Лубовским замечено, что ученики не умеют целенаправленно рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие – то другие звуки.

Установлено, что неточность функции пространственного восприятия приводит к трудностям у 24% учеников при формировании навыка письма. Замечено, что наиболее типичными ошибками пространственного различения в письме являются неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв (например, т – ш; п. – и); зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с-э; б-д).

В процессе изучения особенностей письма учеников младшего школьного возраста имеющих умственную отсталость выявлено, что для них характерны замены графически сходных букв на письме. Недоразвитие зрительного анализатора и синтеза у учащихся данной категории обуславливает частоту смешения графически сходных букв, отмечает в своем исследовании Е.А. Кинаш.

Слуховое восприятие умственно отсталых учеников характеризуется теми же особенностями, что и зрительное, отмечает В.И. Лубовский. Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий у этих учеников не наблюдается. Имеются лишь некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков, что говорит о недостатках фонематического слуха, наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах.

Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и других показали, что достаточный уровень сформированности фонематического слуха очень важен для начала обучения не только устной речи, но и письму.

Ученики с интеллектуальными нарушениями, по мнению В.А. Насоновой проявляют слабость самоконтроля во время письма. Для них характерно несовершенство как зрительного, так и двигательного контроля за движениями. Слабый контроль за графической стороной письма учеников проявляется в следующем: формы букв далеки от образца, буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, буквы не выдерживают нужную высоту, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме и другие ошибки. Особенно ярко ошибки и трудности проявляются с появлением требований орфографического грамотного письма – письмо под диктовку, списывание с доски.

Анализ письменных работ, проведенный данным автором позволяет высказывать мнение о недостаточности динамичности мышц руки учеников с интеллектуальными нарушениями.

Психолого-педагогические исследования (Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер и других) доказывают, что к началу школьного обучения у учеников с интеллектуальными нарушениями недостаточно развиты предпосылки готовности руки к письму (недоразвитие ручной моторики, слабость мышечного тонуса, а так же общей моторики и другое).

Исследователями отмечаются следующие трудности формирования навыка письма учащихся, обусловленные низким уровнем развития мелкой моторики руки: неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах.

У процесса письма можно выделить три компонента: творческий, графический и орфографический. Умственно отсталые первоклассники овладевают только графическим компонентом.

Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, у умственно отсталых детей крайне несовершенен. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

Типичные ошибки умственно отсталых детей при письме:

  • длительное запоминание буквы;
  • смешение буквенных знаков;
  • неправильное начертание буквы;
  • неверное расположение букв на тетрадном листе;
  • зеркальность письма;
  • затруднения в соотнесении звука с соответствующей буквой;
  • неправильное соединение букв в слоге.
  • не отделяют гласные звуки от согласных (стол – стл);
  • смешивают акустически сходные звуки (Барбос – Парпос);
  • переставляют буквы, т.е. нарушают строение слова (кошка – кокша);
  • пропускают и переставляют местами слоги (сушили – сушли, защита – затащи).

Дисграфия (от греческого «дис» – затруднение, нарушение, отклонение от нормы и «графо» – писать, изображать) – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов и в предложении, аграмматизмы на письме.

Аграфия (от греческого «а» – неспособность и «графо» – письмо) – полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.

Виды дисграфий:

  • Аграмматическая дисграфия – связана с недоразвитием грамматического строя речи, может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
  • Акустическая (фонематическая) – обусловлена расстройством дифференциации фонем и проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам (при этом в устной речи произносятся правильно).
  • Артикуляторно-акустическая – в основе лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, неправильное проговаривание.
  • Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса (узнавание), анализа и синтеза, пространственных представлений. Происходят замены и искажения букв, зеркальность письма.
  • Вербальная – оптическая дисграфия, изолированные буквы воспроизводятся правильно, а при написании слова искажаются, замены букв оптического характера.
  • Литеральная – оптическая дисграфия, нарушение воспроизведения изолированных букв.
  • На почве нарушения языкового анализа и синтеза – нарушения деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа, искажение структуры слова и предложения.
  • Идеаторная – связана с особенностями психофизического состояния человека (преобладание процесса возбуждения или торможения).

Таким образом, формирование графомоторных навыков умственно отсталых учеников осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а так же слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся с интеллектуальными нарушениями, а так же приводят к ошибкам данного навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование графических навыков".

Изучение коррекционных возможностей воздействия сформированных графических навыков на качество практических действий учащихся  с нарушением интеллекта, адаптированность к конкретным условиям обра...

Формирование графических навыков на уроках технологии

В настоящее время графические умения учащихся – важнейший аспект обучения. Графическая грамотность расширяет возможности учащихся, развивает пространст...

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмомТаблица   Оценка уровня развития графических умений  Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений...

Формирование графических навыков на уроках ИЗО

Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...

Формирование графических навыков на уроках ИЗО

Формирование графических навыков на уроках ИЗО ...

Презентация "Особенности формирования графических навыков младших школьников"

Презентация "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...