Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста
статья по теме

Статкевич Елена Олеговна

Проблема диагностики интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте является актуальным вопросом различных отраслей науки дефектологического профиля.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста

Проблема диагностики интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте является актуальным вопросом различных отраслей науки дефектологического профиля.

Это связано с известным постулатом коррекционной педагогики и специальной психологии о зависимости эффективности коррекционного воздействия от сроков его начала.

Сложность однозначного принятия решения о нарушенном интеллектуальном развитии в возрасте до 3 лет обусловлена рядом причин. Во-первых, в раннем возрасте развитость ребенка в большей мере, чем в других возрастах, зависит от социального окружения. Так, ребенок, посещающий ясли, будет в большинстве случаев опережать по коммуникативным качествам и общей осведомленности сверстников с семейным воспитанием при прочих равных условиях. Во-вторых, вопрос об интеллектуальной недостаточности до 3 лет возникает, как правило, у детей, ограниченно понимающих обращенную речь и не владеющих экспрессивной речью (так называемые «безречевые» дети) Однако, несмотря на то что малыши имеют одинаковую речевую и интеллектуальную продуктивность, эту группу составляют дети, у которых речевое развитие вторично нарушено в силу интеллектуальной недостаточности, а также дети с первичным расстройством речевой системы (задержка речевого развития, моторная алалия). В-третьих, отсутствие лаконичных, надежных, предполагающих количественную обработку и статический учет диагностических процедур выявления интеллектуальной недостаточности в раннем возрасте крайне осложняет и делает трудоемким решение этого вопроса.

Проведенное исследование было направлено на создание и апробацию экспресс- методики диагностики интеллектуальной недостаточности у детей раннего возраста. Экспериментальная работа началась в 2004 году и была направлена на выявление критериев оценки психоречевого развития, достаточных для принятия решения
о сохранности интеллектуальной системы ребенка до 3 лет. Анализ существующих
подходов, оценка из прогностической надежности (соответствие вывода по методике
диагностики результатам обучения и воспитания ребенка, а также заключению врачей —
невропатолога, психиатра) показали их несостоятельность в большинстве случаев.
Экспериментальная работа показала, что это связано не с качеством диагностической
процедуры, а с неучетом психофизиологических параметров развития ребенка и с
отсутствием комплексного подхода.


Апробация нескольких вариантов экспресс-диагностики интеллектуальной
недостаточности у детей до 3 лет позволила выделить минимально необходимые
направления оценки:
1. Оценка общего психического развития: цветовой гнозис, различение форм,
предметный гнозис; мышление и способы деятельности; зрительно-эмоциональная память;
произвольное внимание.
2. Оценка игровой деятельности: действия с игрушкой; игровые действия.
3. Оценка двигательной сферы: общая моторика; движения пальцев рук.
4. Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы: контактность; фон
настроения, реакции на поощрение и наказание.
5. Оценка речевой сферы: пассивный словарь; логопедический диагноз.
6. Особенности нервной системы: функциональная асимметрия (подчеркнуть),
скоростные характеристики деятельности.
Выделенные параметры были структурированы в «Карту обследования детей
раннего возраста». Карта представляет собой бланк обследования с описанными заданиями
и вариантами ответов (вариантами поведения ребенка) для оценки уровня
интеллектуального развития ребенка до 3 лет Всего 24 пробы, оцениваемые по
трехбалльной шкале по принципу:
3 — выполнил самостоятельно, и соответствует норме;
2 — выполнил с чьей-то помощью, или есть признаки несоответствия;
1 — не выполнил, и выраженное несоответствие.
Для оценки параметров нервной системы:
3 — возбудимость, гиперактивность, расторможенность поведения;
2— баланс тормозимости и возбудимости, упорядоченное поведение;
1 — чрезмерная медлительность.
Для оценки профиля функциональной асимметрии (по Николаевой Е. И.):
3 — выраженный (все признаки правые или левые);
2 — смешанный (сочетание правых и левых признаков);
1 — невыраженный (симметричный — отсутствие ведущего канала восприятия
в каком-либо параметре оценивания).


Карта легко заполняется — подчеркиваются возможные варианты ответов (в
большинстве случаев по принципу «самостоятельно», «с помощью», «не справился»), а
также содержит вывод по уровню развития каждой из оцениваемых областей развития
ребенка по принципу «соответствует возрасту», «есть признаки несоответствия возрасту»,
«выраженное несоответствие возрасту». У каждого исследуемого параметра содержатся
подсказки в виде описания необходимых заданий, с тем чтобы исключить отвлечение
психодиагноста к источникам во время процедуры проведения. Опыт применения карты
показывает простоту ее заполнения, удобство использования и эффективность в оценке
параметров развития ребенка.


Обработка карты так же проста, как и ее заполнение. Результаты исследования
по каждому параметру заносятся в таблицу в балльных значениях. Затем подсчитывается
среднее значение, которое рассматривается как показатель сохранности интеллектуальной
(психоречевой) системы ребенка раннего возраста.


Выделены балльные показатели уровней психоречевого развития ребенка
раннего возраста:
• соответствие возрастным нормативам — более 2,31 балла;
• незначительное отклонение от возрастных нормативов — 1,71—2,3 балла;
• выраженное несоответствие возрастным нормативам — менее 1,7 балла
Анализ заполненной таблицы позволяет сделать выводы об особенностях детей
в группе и сформулировать предварительное заключение о характере нарушенного
развития — выраженное несоответствие возрастным нормативам или незначительное
отклонение.


Анализ индивидуальных показателей развития, отраженных в карте, позволяет
с высокой степенью вероятности определить наличие интеллектуальной недостаточности у ребенка до 3 лет. Причем временные затраты составляют не более 20 минут вместе с обработкой и интерпретацией результатов обследования ребенка, что делает карту удобным психодиагностическим инструментарием для оценки психоречевого развития детей раннего возраста. 

Прогностическая способность карты составляет 73%. Прогностическая способность высчитывалась автором в течение 3 лет по результатам первичной диагностики по карте детей с проблемами в развитии на начало учебного года (сентябрь) и по соответствию полученного заключения выводам о результатах коррекционно-развивающей работы на конец учебного года (май). Получилось, что заключение по карте на сентябрь в 73% случаев соответствует выводам в мае. Собственные наблюдения свидетельствуют о том, что снижению процента прогностичности карты способствует интенсивное медикаментозное воздействие на детей в течение года, что рассматривается автором как крайне положительных момент в коррекционно-развивающей работе с «безречевыми» детьми.


Надежность заключений, полученных на основании результатов обследования
по карте, была доказана в ходе классической психометрической процедуры (Бодалев А. А.,
Столин Б. А. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2006) с использованием результатов
сравнительного исследования двух групп детей 2—3 лет. Экспериментальную группу
составили 29 детей, не имеющие на момент обследования экспрессивной речи
(«безречевые») и посещающие коррекционную группу. В контрольную группу вошло 56
детей 2—3 лет с условно нормальным речевым анамнезом (фраза из 2—3 слов с
нарушенным звуко-слоговым составом слов), посещающих МДОУ.


Сравнительное исследование позволило выделить принципиальные различия
психоречевого развития детей раннего возраста с нарушенным и нормальным речевым
онтогенезом. «Безречевые» дети в 2—3 года достоверно отличаются от сверстников
незрелостью центральной нервной системы, что проявляется в невыраженном
индивидуальном профиле функциональной асимметрии, а также в дисбалансе тормозных и активирующих влияний систем головного мозга. Эти дети обнаружили
несформированность ведущих моторных систем (рука, нога), а также отличались
гиперактивностью или чрезмерной медлительностью. Закономерными результатами
исследования стали достоверные различия между группами детей в уровнях речевого и
общего психического развития. Обращает внимание отсуствие различий между группами
по игровой, двигательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферам, что
указывает на вторичный характер отклонений в общем психическом развитии у
«безречевых» детей. Поэтому можно заключить, что в экспериментальной группе были
дети с первичным нарушением речи. В целом дети с нарушенным речевым онтогенезом
имеют доказанное несоответствие психоречевого развития возрастным нормативам.
Таким образом, предложенная карта дает полное представление об особенностях
развития ребенка раннего возраста и позволяет сформулировать заключение о степени
выраженности нарушений в развитии, поэтому может использоваться как для скрининга,
так и для динамичного наблюдения за результатами коррекционно-развивающей работы в группах раннего возраста.


Особенностями карты являются: простота заполнения, комплексность обследования, достаточная быстрота обработки результатов (в том числе статическая)


КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ
В РАЗВИТИИ
ФИО ребенка ____________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________
Возраст на момент обследования ____________________________________
Оценка общего психического развития
1 Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый); сличает,
выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).
2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по
названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).
3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда - всего 12 картинок):
называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве , использует/понимает
обобщающие слова (вписать).
4. Мышление и способы деятельности:
• выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с
помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть);
• разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с
помощью, не выполнил (подчеркнуть);
• пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил
(подчеркнуть);
• матрешка (двусоставная); самостоятельно собрал, собрал с помощью, не
выполнил (подчеркнуть);
• вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил
(подчеркнуть).
5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10
секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после
повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть).
6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой
нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка Ребенка просят закрыть только цветы- или, только мишек)-, самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть).


Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются
признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту {подчеркнуть).

Оценка игровой деятельности
Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть),
Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная
игра, или отсутствуют (подчеркнуть).
Вывод о развитии игровой деятельности соответствует возрасту, признаки
несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть)
Оценка двигательной сферы
Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками,
собирает преимущественно одной рукой, не выполнил заданное (подчеркнуть).
Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно,
рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения
задания (подчеркнуть).
Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту есть признаки
несоответствия: возрасту выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).
Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы
Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта,
протест (подчеркнуть). Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен,
контрастирующий (подчеркнуть). Реакция на поощрение и наказание: адекватная,
неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции,
агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности
(подчеркнуть).

Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер:
соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие
возрасту (подчеркнуть).


Оценка речевой сферы
Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть).
Логопедический диагноз____________________________________________
Особенности нервной системы
Функциональная асимметрия (подчеркнуть):
• предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения;
• нога: правая, левая, нет предпочтения;
• ухо: правое, левое, нет предпочтения;
• глаз: правый, левый, нет предпочтения.
Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):
• возбудимость;
• медлительность;
• застреваемость;
• другое (вписать).
Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать).

Заключение
Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют
возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют
возрасту (подчеркнуть). 

https://fs.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/b24809b4146421fc9cdb0e2c136cb425.png/s/f1200x/a/27502/sc/128

Егор Д. Средний балл 1,3 — выраженное несоответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие вторично в силу первичной интеллектуально недостаточности. Андрей К. Средний балл 2,4 — соответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие первично.

Литература

  1. Верещагина Н. В. «Особый» ребенок в детском саду. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  2. 2 Верещагина Н. В. Экспресс-диагностика интеллектуальной недостаточности удетей раннего возраста // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальнойпсихологии и детской психиатрии / Ред. В. Н. Скворцов. — СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина,2009.3 Николаева Е. И. Леворукий ребенок. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.Источник: журнал «Дошкольная педагогика» Апрель 2010.

Наталья Валентиновна Верещагина - известный петербургский учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, кандидат психологических наук, работающий детьми со сложными множественными дефектами развития, занимающийся преподавательской деятельностью. Методикой диагностики индивидуального развития ребенка и диагностическим альбомами, разработанными Натальей Валентиновной, пользуются педагоги всей России. Коррекционные педагоги в разных регионах нашей страны стали участниками семинаров Натальи Валентиновны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

« Приёмы логопедической абилитации безречевых детей раннего возраста»

В статье отражены основные приемы формы, направления, приемы логопедической работы с детьми раннего возраста....

Презентация на тему: Диагностика и коррекция моторного развития детей раннего возраста

 При оценке развития ребенка от 1 года до 3 лет выявляется, где находился ребенок в этот период (с матерью, с другими родственниками, няней, в дошкольном учреждении, доме ребенка и т.п.). ...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...

Диагностика и развитие детей раннего возраста по тесту В. Штрасмайера

Для того чтобы определить уровень развития ребенка и его способности к дальнейшему продвижению, актуально использовать развивающий тест В.Штрасмайера. С его помощью можно узнать, каковы в настоящее вр...