рабочая программа по формированию коммуникативного поведения
рабочая программа на тему

Борзикова Ольга Николаевна

рабочая программа F 84

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Шаховская

                                                                                                         школа – интернат»

____________ И.Л.Холоднова

«____»______________ 2017г

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по коррекционно-развивающему курсу:

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

__________________________________________________________________

(наименование курса)

для обучающихся 2 класса ________________________________________________________________

(ступень образования/класс)

на 2017-2018 учебный год

_________________ _________________________________________________

(срок реализации программы)

 

Программу составила учитель-дефектолог : Борзикова О.Н.

(Ф.И.О. учителя)

р.п.Шаховская

2017 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционная программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты,  планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс,  календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.

Общая характеристика предмета.                                                                                                                                                                                                                

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника,  дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра  наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных  навыков.

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС  является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.  

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:

-    обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

         Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности        .

        

Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
  • знать и применять элементарные правила речевого общения;
  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  •  овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не      создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

- проявление самостоятельности в выполнении  простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

- включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- вступать  в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Наименование раздела

Кол-во часов на изучение раздела

Основные элементы содержания

1

Организация совместного внимания

10

Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции.

2

Соотнесение  сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями

8

Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. Учим выражать свое отношение

3

Соотнесение  сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями.

7

Различие и выполнение противоположных действий

4

Использование жестовых, предметных и графических символов при обращении к другим.

7

Обучение соотнесению названия игрушки с символом и действием Расширение представления о словах, обозначающих ежедневно выполняемые действия

5

Понимание жестов

7

Учим ребенка озвучиванию действий произнесению отдельных звуков или их серий

6

Понимание символов

8

Формируем представление о том, что каждый предмет и каждая часть тела имеет свое название, символ

7

Формирование умения обращаться к взрослому.

8

Закрепление умения выполнять поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни.

8

Употребление слов/жестов

7

Знакомство с игрушками, предметами быта, соотнесение их символом. Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию.

Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

п.п.

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

Тип занятия

Виды деятельности

Средства обучения

I триместр ( 20 часов)

1

Организация совместного внимания

1

Урок-игра

Участие в беседе: задавать вопросы,  слушать и отвечать.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

2

Игра «А что у вас?»

2

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

3

Тема: «Что нам надо для умывания?»

2

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

4

Игра: «Кто нас крепко любит».

1

Урок-игра

Совместно с учителем рассматривать и разучивать картинки с изображением чувств

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Картинки, таблицы

5

Обучение соотнесению  сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями

2

Урок открытия новых знаний

Совместно с учителем соотносить символы или жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Картинки, таблицы

6

Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов

2

Урок-игра

Совместно с учителем соотносить символы или жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

7

Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест

1

Инсценировка

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

8

Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

9

Соотнесение сигнальных символов/жестов с последующими действиями

1

Урок общеметодологической направленности

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

Картинки, таблицы

10

Обучение соотнесению  командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий

1

Урок открытия новых знаний

Совместно с учителем соотносить символы или жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

11

Упражнения-игры в использовании символов и жестов

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

12

Упражнения-игры в использовании символов и жестов

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

13

Соотнесение командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий.

1

Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем соотносить символы или жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

14

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

15

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

1

Инсценировка

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

16

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

1

Инсценировка

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

II триместр ( 20 часов)

17

Обучение использованию жестовых обращений к другим.

1

Урок открытия новых знаний

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

18

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных         ситуаций

2

Инсценировка

Использование умений на практике

19

Использование предметных символов при обращении к другим.

1

Инсценировка

Использование умений на практике

20

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных         ситуаций

2

Инсценировка

Использование умений на практике

21

Обучение использованию графических символов при обращении к другим

1

Инсценировка

Использование умений на практике

22

Упражнения-игры по использованию символов

1

Инсценировка

Использование умений на практике

23

Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест

1

Урок-игра

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

24

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных         ситуаций

2

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

25

Обучение пониманию жестов

1

Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

26

Упражнения и игры

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

27

Обучение пониманию жестов

1

Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

28

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных         ситуаций

1

Инсценировка

Активное участие в ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

29

Озвучивание действий (хлоп — если что-то лопается, би-би — если сигналит машина, у-у — если дует ветер, топ-топ — если кто-то шагает)

2

Инсценировка

Активное участие в ситуации

30

Произнесение отдельных звуков или их серий (бим-бом, бим-бим, тик-так)

1

Инсценировка

Совместно с учителем рассматривать и разучивать позы

31

Подражание звукам животных (гав-гав, мяу, му); имитации смеха, фыркания, чмокания, воркования, жужжания, пощелкивания пальцами)

1

Урок-игра

Использование умений на практике

32

Словесное обозначению повторяющихся действий (приветствие, прощание, еда).

1

Урок-игра

Использование умений на практике

I I I триместр ( 23 часа)

51

Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы.

2

Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем разучивать формулы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

52

Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы.

1

Урок смешанного типа

Совместно с учителем разучивать формулы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

53

Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы.

1

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

54

Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки).

2

Урок-игра

Активное участие в ситуации.

55

Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки).

1

Урок-игра

Использование умений на практике

56

Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки).

1

Урок-игра

Использование умений на практике

57

Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки).

2

Урок общеметодологической направленности

Совместно с учителем разучивать формулы

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

58

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

2

Инсценировка

Ответы на вопросы учителя по содержанию представленной ситуации

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

59

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

1

Инсценировка

Использование умений на практике

План-схема,

Сюжетные и предметные

картинки

60

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

2

Инсценировка

Активное участие в ситуации.

61

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

2

Инсценировка

Активное участие в ситуации.

62

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

2

Инсценировка

Использование умений на практике

63

Диагностика результатов обучения

1

64

Диагностика результатов обучения

1

65

Диагностика результатов обучения

1

66

Диагностика результатов обучения

1


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

  1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск
  2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф

Учебно-методический комплекс

Методические пособия для педагога

- Методические рекомендации для учителя

- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ

Технические средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные  и сюжетные картинки,

пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Обучающийся может уметь:

  • Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)
  • Отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения,
  • Правильно и точно использовать жесты (увеличивается количество используемых жестов)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции как основы речевого поведения учащихся через использование ИКТ

Статья представляет собой выступление на августовской педагогической конференции, посвященной освоению ФГОСов. В статье указано, что современные школьники  испытывают серьезные затруднения в умен...

Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения

рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения...

Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных науч...

Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения"

Рабочая программа для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ, вариант 8,3...

АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» и "МУЗЫКЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ" для обучающихся с РАС АООП НОО (Вариант 8.3)

Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотно...

Программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения»

У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуник...