Логопедическое занятие для обучающихся первых-вторых классов «Весеннее путешествие на лесную полянку»
презентация к уроку на тему

Толчева Алла Евгеньевна

Логапедическое занятие для первых-вторых классов с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_lesnoy_polyanke.doc63.5 КБ
Office presentation icon na_lesnoy_polyanke.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- формирование двигательных умений и навыков;

- формирование пространственных представлений;

- развитие ловкости, координации движений;

-развитие мелкой и общей моторики.

Коррекционные задачи:

-выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

-развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи;

-автоматизация звуков  [л]-[ль];

- развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление), творческие способности детей;

- продолжать развивать слухо-зрительно-двигательную координацию;

- развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление), творческие способности детей.

Воспитательные задачи:

- воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

способствовать поддержанию положительного эмоционального состояния детей.

Материал: шапочки петушка, медведя, тучки, перо.

Ход занятия:

Подготовительная часть.

I. Мобилизующий этап. 

Задача: эмоциональный настрой.

 (Дети под звуки фонограммы (пение птиц, журчание ручейка) заходят в зал, встают в кружок).

Учитель-логопед: 

Ребята, вставайте в кружок, давайте друг друга поприветствуем!

Игра-приветствие "Здравствуйте".

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Здравствуйте, ручки - хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!

Здравствуйте, ушки - ух, ух, ух!

Ушки на макушке ух, ух, ух!

Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!

Круглые мешочки - плюх, плюх, плюх!

Здравствуй, животик - бум, бум, бум!

Толстенький животик - бум, бум, бум!

Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки - щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик - пи-пи-пи!

Учитель-логопед: 

Здравствуйте, ребята

Дети:

 "Здравствуйте!"

II. Вводный в тему.

Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач.

Учитель-логопед:

 Ребята, какое настало время года? Отгадайте:

 Солнце ярче светит.

 Дует теплый ветер.

 Птицы с юга прилетели.

 Звонко капают капели.

 Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла…

 Дети:

Весна.

Учитель-логопед:

 - Дети, по каким приметам мы узнаем весну? Помогут вам рассказать о весне картинки. (Показывает иллюстрации с изображениями зимы и весны.)

 - Выберите картинки, на которых показана весна, и назовите весенние приметы.

 (Дети выполняют задание).

Учитель-логопед:

 Все весенние приметы вы назвали правильно. Если прислушаешься весной, то услышишь, как вся природа радуется ее приходу.

Основная часть.

Фонопедические упражнения.

 Звонко капают капели,

 (Произносят «Кап!» в разных регистрах.)

 Птицы весело поют.

 («Чирик!» - в высоком регистре).

 Встретят солнце птичьи трели,

( «Тр-р-р!..» - в самом высоком регистре).

 Птицы к нам тепло зовут.

 (Каждый ребенок кричит голосом любой птицы).

Тает снег,

 («А-ах!» - глиссандо сверху вниз  - «сугроб оседает»).

 Бежит в канавке

 Звонкий чистый ручеек.

( «л-л-л!..» - в среднем и верхнем регистрах).

 Котик нежится на травке,

( «Мяу!» - мягкое глиссандо сверху вниз от среднего к нижнему регистру).

 Мать-и-мачехи цветок

 На ветру кивает желтой

 головой,

( «Ф-ф-ф…» - продолжительно выдыхают  - «ветерок»).

 Его гладит лучик солнца

 золотой.

( Коротко произносят звуки [а] в нисходящем движении, показывая направление указательным пальцем).

Учитель-логопед:

Полюбуйся, весна наступает,

 Журавли караваном летят,

 В ярком золоте день утопает,

 И ручьи по оврагам шумят.

 Учитель-логопед:

Дети, давайте отправимся в лес, посмотрим, как лесные жители встречают весну.

Двигательные упражнения «В путь»).

 В лес весенний мы шагаем,

 (Идут маршевым шагом)

 Ноги выше поднимаем.

 Потопают ножки

 По прямой дорожке.

 (Шагают на всей стопе)

 И поскачут ножки

 Прямо по дорожке,

( Делают поскоки).

 Скакали, скакали

 И встали. Стоп!

 (Останавливаются).

 По узенькой дорожке

 Пойдут тихонько ножки.

( Идут на носках).

 Друг за дружкой побежали

 И нисколько не устали.

 (Бегут на носках).

 И опять шагаем,

 Ножки поднимаем.

 (Идут маршевым шагом).

(Дети садятся на стулья).

Чистоговорка [л]-[л’]):

 Дети:

 Ла-ла-ла - к нам весна

 пришла.

 (Хлопают в ладоши)

 Пло-пло-пло - на дворе

 тепло.

 (Сжимают пальцы в кулаки и разжимают их)

 Пель-пель-пель - капает

 капель.

 (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)

 Ля-ля-ля - расцветай, Земля!

 (Поднимают руки вверх и вращают кистями - «фонарики»).

Учитель-логопед:

Весной, когда светит солнышко, на карнизе вырастают сосульки, давайте мы в них превратимся и весело поиграем.

Ритмическая игра "Шаловливые сосульки"

Шаловливые сосульки (дети поют стоя).

Сели на карниз  (садятся на стульчики).

Шаловливые сосульки (поют сидя, голова прямо).

Посмотрели вниз  (наклоняют голову).

Посмотрели, чем заняться? ( пожимают плечиками).

Стали каплями кидаться  (взмахивают кистями рук одновременно на сильную долю такта).

Целый день идет трезвон  (взмахивают кистями рук по очереди).

Дили-дили, дили-дон!

Учитель-логопед:

В апреле снег последний тает,

Скворец веселый прилетает.

Чив-чив - он звонко пропоет,

Что день весенний настает.

Весна разгонит злые тучи,

Апрель - наш месяц самый лучший.

Вот и пришел месяц апрель. Все радуются теплым солнечным лучам, пению птиц, давайте мы с вами тоже порадуемся приходу весны. А вместе с нами радуется петушок.

Идет, идет петушок,

Набок гребешок,

Красная бородка,

Важная походка.

Стихотворение с движениями "Петушок".

На закате, на рассвете –

(стоя прямо, отведя руки назад, поворачивают голову то вправо, то влево)

Далеко петух заметен.

С гребешка –

(прижимают ладони друг к другу и приставляют к голове).

До самых шпор –(делают два шага на месте).

Не петух, -

(водят указательным пальчиком вправо-влево).

А светофор –

 (вытягивают руки вперед).

Учитель-логопед:

Сам Петя рано встает

И другим спать не дает

На заборах сидит,

Больше всех кричит.

Игра "Петя-петушок".

(Дети встают в круг. В центре - ребенок-"петушок" с пером в руке).

Петя, Петя-петушок, -

(дети идут по кругу, внутри круга противоходом шагает "петушок")

Золоченый гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Петя по двору ходил –

(дети останавливаются - "петушок" роняет перо перед ребенком, рядом с которым стоит).

Перо Петя уронил.

Кто перо найдет, -

(дети притопывают правой ногой и говорят слова).

Тот кричать начнет.

"Ку-ка-ре-ку! –

 (говорит ребенок, перед которым лежит перо).

Я быстрее бегу!"

(ребенок и "петушок" выходят из круга и встают спинами друг к другу.

Все дети хлопают в ладоши и говорят):

"Раз, два,три! Беги!"

 ("Петушок" и ребенок бегут в разные стороны, обегают круг. Кто первым успеет взять перо, тот становится "петушком").

(Дети садятся).

Учитель-логопед:

Разбудил всех петушок своей громкой песней. Ребята проснулись, тесто замесили, печку истопили, да и испекли пироги.

Пальчиковая игра "Пироги пшеничные".

Мы печем пшеничные,  

(дети "пекут" пирожки).

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

(поднимают вверх плечи, развести руки в стороны).

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

(загибают на руке пальцы, начиная с мизинца).

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может –

 ("зовут" руками)

Пусть приходят с ними тоже! 

(вытягивают руки вперед, слегка наклонившись)

Тесто замесили мы,

(разминают пальцами бедра)

Сахар не забыли мы,

(быстро перебирают пальчиками  - "сыплют сахар")

Пироги пшеничные

 (прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая пирожок)

В печку посадили мы

(вытягивают прямые вперед, прикасаясь их боковой частью друг к другу)

Печка весело горит

 (быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки "огонь")

Наша мама говорит:  

 (ставят руки "полочкой" перед грудью).

 "Крошки, что останутся

 ("крошат" крошки).

Воробью достанутся».

 (стучат пальчиками по коленям  - "воробьи клюют").

(Звучит фонограмма - стук дятла).

Учитель-логопед: 

Ребята, отгадайте, что это за птица? (дятел) Правильно, дятел! Мы с вами знаем чистоговорку про дятла, но прежде чем начнем ее проговаривать, давайте вспомним наши заветные слова-правила. (Дети произносят "заветные слова"):

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Чистоговорка "Дятел".

Ел-ел-ел - на березу дятел сел.

Ал-ал-ал - дятел клювом застучал.

Ил-ил-ил - дятел дерево долбил.

Ал-ал-ал - червячков он доставал.

Учитель-логопед: 

Услышал ребячий смех заяц, выскочил к ним на полянку. Давайте с ним поздороваемся и споем ему песенку. Но прежде мы научим зайчика правильно дышать.

Упражнение на развитие дыхания "Ветер".

Мы подуем высоко: с-с-с –

(встают на носки, поднимая руки).

Мы подуем низко: с-с-с –

( приседают, руки вперед).

Мы подуем далеко: с-с-с –

(вытягивают руки вперед).

Мы подуем близко: с-с-с –

(подносят ладони ко рту).

Учитель-логопед:

Ребята, отгадайте загадку:

Кто у пчел лесных, ответь,

Забирает мед?

Дети: медведь!

Ребята, обратите внимание - медведь почему-то грустит. Давайте спросим у него, в чем дело.

Игра на развитие творческих способностей "Медведь"

- Отчего ты плачешь,

Глупый ты, медведь?

- Как же мне, Медведю,

Не плакать, не реветь?

Бедный я, несчастный

Сирота,

Я на свет родился

Без хвоста.

Только плакать да реветь я могу:

"А-а да ы-ы да у-у!"

Учитель-логопед:

Чтобы мишка не грустил, давайте расскажем ему сказку.

Упражнение на координацию речи и движения "Медведь"

Ходит по лесу медведь –

(дети идут друг за другом вперевалочку).

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть –

 (разводят руки в стороны, спрашивая).

Чтоб мог медведь присесть? –

(высматривают из-под руки подходящее место).

То высок пенек

( поднимают руки, на уровень груди).

То торчит сучок –

(сжимают пальцы одной руки в кулак, отставляют большой палец в сторону).

То мокрый мох –

 (сжимают и разжимают пальцы, развернув ладонями вниз, вверх.

То мох пересох).

Ох! –

(вытирают лоб).

То низкий пень –

 (нагибаются и показывают высоту пня).

То густая тень –

 (разводят руки в стороны и смотрят вверх).

То узкий ров –

(приближают руки, развернув, ладони друг к другу).

То гнездо муравьев –

(показывают руками холмик, соприкасаясь пальчиками).

То кричит сорока –

 (взмахивают руками, как крыльями).

То колючки сбоку –

 (широко раздвигают пальцы).

То кустарники

(прижимают ладони друг к другу, переплетая пальцы).

То речка

( разводят руки в стороны.

Нет хорошего местечка –

(качают головой).

Эта сказка о медведе –

 (покачиваясь, переступают с ноги на ногу).

О медведе-привереде.

Учитель-логопед:

Солнышко яркое светит. Скачет солнечный зайчик в лесу и ему теплый шарфик не нужен.  Давайте и мы с вами поиграем с солнечным зайчиком и тучкой.

Игра "Солнечные зайчики и тучка".

(В стороне стоит ребенок "тучка". Дети - "солнечные зайчики" двигаются поскоками по залу под музыку).

Солнечные зайчики

Скачут по дорожке.

Солнечные зайчики,

Берегите ножки.

Тучка по небу гуляет

( "солнечные" зайчики прыгают на месте,

"тучка" ходит вокруг них и говорит на фоне музыки).

Наших зайцев догоняет.

Тучка:

Если только догоню,

Всех зайчат защекочу!

("солнечные зайчики" убегают на места. "Тучка" их ловит).

Заключительная часть.

I этап.

Задача: снятие эмоционального и двигательного напряжения.

Учитель-логопед:

Хорошо в весеннем лесу, ласково греет солнышко. Давайте немножко помечтаем о лете, погреемся и расслабимся.

(звучит спокойная музыка со звуками природы, дети  лежат на ковре, отдыхают).

II этап.

Задача: подведение итога всего занятия, оценивание успехов, работоспособности, старательности учащихся, рекомендации и пожелания.

Учитель-логопед: 

Нам пора возвращаться по домам. Давайте скажем на прощание:

Дети: До встречи! Или до свидания!

Учитель-логопед: Добавим также:

Дети: Будьте здоровы! Мы завтра поиграем снова!

(Дети спокойно уходят под музыку из класса).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На лесной полянке

Слайд 2

Образовательные задачи: - формирование двигательных умений и навыков; - формирование пространственных представлений; - развитие ловкости, координации движений; -развитие мелкой и общей моторики. Коррекционные задачи: -выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; -развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи; -автоматизация звуков [л]-[ль]; - развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление), творческие способности детей; - продолжать развивать слухо-зрительно-двигательную координацию; развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление), творческие способности детей. Воспитательные задачи: - воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; способствовать поддержанию положительного эмоционального состояния детей .

Слайд 4

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? весной

Слайд 14

Кто в берете ярко-красном, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит.

Слайд 20

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Сюжетно-ролевой игры в старшей логопедической группе (5-6 лет) «Морское путешествие»

КонспектСюжетно-ролевой игрыв старшей логопедической группе (5-6 лет)«Морское путешествие»...

летнее логопедическое развлечение для детей старшей группы "Путешествие в зеленую сказку"

Данное развлечение помогает детям, идущим в логопедическую группу легко адоптироваться к новой группе и  занятиям с логопедом. Его можно использовать в начале учебного года как вводное, ознакомит...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...

Логопедическое занятие: "Деление слов на слоги" Путешествие со Смешариками.

Увлекательное,интересное,поучительное занятие. В помощь учителям-логопедам....

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте. Тема: « Путешествие в страну буквы Л ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте          Тема: « Путешествие в страну буквы Л »....

Интегрированное занятие во 2 классе «Весеннее путешествие»

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психологаТема занятия: «Весеннее путешествие»Цель – включение ребенка в занятие; создание доверительной, сказочно-волшебной о...