Пояснительная записка к рабочей программе по по предмету "Домоводство" для обучающихся с ОВЗ
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Кобзева Татьяна Ивановна

В материале представлены нормативные документы, цели и задачи изучения предмета "Домоводство", содержание, уровень знаний обучающихся по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit._zapiska_po_domovodstvu.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

Нормативно-правовая основа рабочей программы

по предмету «Домоводство» 5класс:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

№ 253 "Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 2015, 2016, 2017 г.)

  • СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
  • СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г  № 38- 528)
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15)
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)
  • Базисный учебный план II вариант, приказ Минобразования РФ от 10.04.2002

 № 29/2065-п

  • Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности в ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОО№1-254 от 31.08.2017г.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» (5-11класс), приказ по ОО №  1-243  от 24.05.2018г.
  • Учебный план для обучающихся 5- 11 классов ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ  №  1-243 от 24.05.2018 г
  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ №  1-243 от 24.05.2018 г.
  • Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», утвержденное приказом ОУ 31.08.2016 г. № 1-313/1
  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся, утвержденное приказом ОУ №254 от 31.08.2017г

Целью предмета «Домоводство» является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у обучающихся:

-знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;

-знаний и умений ухода за домашними животными;

-умений общения;

-представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.);

-эмоционально положительного отношения к окружающим;

-познавательной деятельности.

Учебный предмет изучается в 5 классе и рассчитан на 70 часов. Так как в классе обучаются дети - инвалиды, программа разработана с учётом индивидуальной программы ребёнка-инвалида (рекомендована МСЭ)  и составлена  с учетом возрастных и психофизических особенностей

развития учащихся, уровня их знаний и умений. Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения. Таким образом, в программу был включен раздел: «Питание», где даются элементарные сведения о посуде, кухонных принадлежностях, обучающиеся упражняются в приготовлении простейших блюд. Материал программы включает в себя теоретический минимум по основным разделам программы, т.к. основная цель предмета – практическая направленность. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков, воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету учитель проводит уроки-презентации с применением компьютерных средств.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные (выполнение обучающимся всех операций под руководством учителя).

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться  колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения с  посудой, кипятком и т. д. Ни один, даже самый незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

Беседа на занятиях по предмету является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задачи занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления, и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения.  Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по предмету следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка.

Занятия по предмету  проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Обучающиеся ведут  тетрадь  для кратких записей основных сведений, зарисовок. По предмету  итоговый контроль проводится в форме письменного опроса (контрольно-измерительная работа за полугодие и за год) или тестирование.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся должны знать:

-правила личной гигиены;

-назначение и название вещей личного пользования

-правила охраны зрения;

-родственные отношения в семье;

-состав семьи, Ф.И.О, возраст членов семьи, место работы;

-виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение;

-правила ухода за одеждой и обувью;

-виды жилых помещений;

-назначение коммунальных удобств;

-правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

-ТБ при работе с бытовыми приборами;

-правила пользования пылесосом;

-правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами;

-о вреде бытовых насекомых и грызунов, о способах борьбы с ними;

-правила общежития;

-почтовый адрес адресанта и адресата;

-виды магазинов;

-правила покупки товаров;

-стоимость продуктов питания;

-срок годности товаров;

-правила поведения в магазине;

-значение питания в жизни и деятельности людей;

-правила ТБ на кухне;

-правила мытья посуды;

-виды бутербродов;

-виды блюд, не требующих тепловой обработки.

Обучающиеся должны уметь:

-совершать утренний и вечерний туалет;

-стричь ногти на руках и ногах;

-причёсывать волосы;

-стирать индивидуальные вещи;

-соблюдать правила бережного отношения к зрению;

-соблюдать правила здорового отношения к жизни;

-соблюдать правила общения, ведения разговора;

-аккуратно принимать пищу;

-называть состав семьи, Ф.И.О. и возраст близких родственников;

-подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения;

-сушить и чистить одежду и обувь;

-подготавливать обувь к хранению;

-соблюдать порядок в жилом помещении;

-пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;

-называть виды жилых помещений;

-производить сухую и влажную уборку помещения;

-чистить ковры, мягкую мебель, батареи;

-ухаживать за полом;

-утеплять окна к зиме;

-применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами;

-ухаживать за комнатными растениями;

-ухаживать за домашними животными;

-вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях;

-писать адрес жилого помещения на конверте;

-культурно вести себя в магазине;

-строго соблюдать ТБ на кухне;

-выполнять правила и приёмы ухода за посудой и помещением;

-приготавливать бутерброд;

-нарезать хлеб, сырые и варёные овощи;

-приготавливать салат по рецепту;

-использовать предметы для сервировки стола к завтраку;


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

Нормативно-правовая основа рабочей программы

по предмету «Домоводство» 6класс:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

№ 253 "Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 2015, 2016, 2017 г.)

  • СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
  • СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г  № 38- 528)
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15)
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)
  • Базисный учебный план II вариант, приказ Минобразования РФ от 10.04.2002

 № 29/2065-п

  • Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности в ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОО№1-254 от 31.08.2017г.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» (5-11класс), приказ по ОО №  1-243  от 24.05.2018г.
  • Учебный план для обучающихся 5- 11 классов ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ  №  1-243 от 24.05.2018 г
  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ №  1-243 от 24.05.2018 г.
  • Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», утвержденное приказом ОУ 31.08.2016 г. № 1-313/1
  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся, утвержденное приказом ОУ №254 от 31.08.2017г

Целью предмета «Домоводство» является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у обучающихся:

-знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;

-умений общения;

-практических умений работы в саду, огороде, пришкольном участке;

-представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.);

-эмоционально положительного отношения к окружающим;

-познавательной деятельности.

Учебный предмет изучается в 6 классе и рассчитан на 70 часов. Так как в классе обучаются дети - инвалиды, программа разработана с учётом индивидуальной программы ребёнка-инвалида   и составлена  с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Материал программы включает в себя теоретический минимум по основным разделам программы, т.к. основная цель предмета – практическая направленность. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей. На уроках домоводства происходит воспитание личностных качеств, элементов трудовой культуры; строгого соблюдаются правила безопасной работы и гигиены труда.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету учитель проводит уроки-презентации с применением компьютерных средств.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Ни один, даже самый незначительный, случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов предусмотрена система упражнений, которые каждый школьник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у обучающихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по основам социальной жизни, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

Для продуктивного усвоения учебного материала обучающимися важно сделать его максимально наглядным: использовать различные средства наглядности (натуральны предметы, изображения, фотографии, схемы, карты, планы, макеты, муляжи, игрушки).

Тематика и последовательность занятий  отражаются в классном журнале. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы.

Занятия по предмету  проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком, четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

По предмету «Домоводство» итоговый контроль проводится в форме письменного опроса

(контрольная работа за полугодие и за год) или тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся должны знать:

-правила соблюдения личной гигиены;

-правила закаливания организма;

-правила и приёмы ухода за органом зрения;

-виды сезонной одежды и правила ухода за ней;

-санитарно-гигиенические требования;

-правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

-правила стирки изделий вещей;

-правила безопасной работы с моющими средствами;

-правила ТБ с бытовыми электронагревательными приборами, с инструментами, химическими средствами;

-правила пользования стиральной машиной;

-основные приёмы ухода за жилищем;

-назначение кухонной утвари, посуды, правила ухода;

-правила ТБ при работе с кухонными инструментами, горячей жидкостью, бытовыми приборами;

-способы выбора доброкачественных продуктов;

-способы хранения продуктов и готовой пищи;

-правила ухода за холодильником;

-способы приготовления каши;

-способы заваривания чая;

-способы варки яиц;

-способы приготовления картофеля;

-правила составления меню;

-правила первой помощи при отравлении консервированными продуктами;

Обучающиеся должны уметь:

-соблюдать правила личной гигиены;

-закаливать свой организм;

-производить уход за глазами;

-соблюдать правила поведения в общественных местах;

-пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки;

-зашивать одежду по распоровшемуся шву, подшить платье, брюки;

-производить сухую чистку одежды;

-стирать изделия из хлопчатобумажных тканей;

-гладить изделие;

-сушить обувь и ухаживать за ней;

-чистить пылесосом ковры, книжные полки, мебель;

-производить сухую и влажную уборку;

-ухаживать за комнатными растениями;

-утеплять окна различными материалами;

-соблюдать ТБ работы с электроприборами и химическими средствами;

-выбирать доброкачественные продукты, определять срок годности;

-пользоваться нагревательными приборами и соблюдать ТБ;

-производить первичную обработку продуктов;

-приготовить завтрак, ужин;

-отваривать яйца, макаронные изделия;

-готовить фруктовые и овощные салаты;

-мыть и чистить посуду.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

Нормативно-правовая основа рабочей программы

по предмету «Домоводство» 7класс:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

№ 253 "Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 2015, 2016, 2017 г.)

  • СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
  • СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г  № 38- 528)
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15)
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)
  • Базисный учебный план II вариант, приказ Минобразования РФ от 10.04.2002

 № 29/2065-п

  • Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности в ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОО№1-254 от 31.08.2017г.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» (5-11класс), приказ по ОО №  1-243  от 24.05.2018г.
  • Учебный план для обучающихся 5- 11 классов ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ  №  1-243 от 24.05.2018 г
  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ №  1-243 от 24.05.2018 г.
  • Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», утвержденное приказом ОУ 31.08.2016 г. № 1-313/1
  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся, утвержденное приказом ОУ №254 от 31.08.2017г

Целью предмета «Домоводство» является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у учащихся:

-знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;

-умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;

-умений организовать свой досуг;

-умений общения;

-представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.), накопление соответствующего опыта;

-эмоционально положительного отношения к окружающим;

-волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

-познавательной деятельности.

Учебный предмет изучается в 7классе и рассчитан на 70 часов.

Так как в классе обучаются дети - инвалиды, программа разработана с учётом индивидуальной программы ребёнка-инвалида  и составлена  с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы.. Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения. Таким образом, в программу были включены разделы: «Средства связи», «Транспорт». Изучение этих разделов очень актуально для детей с ограниченными возможностями, которые проживают в городе.

Материал программы включает в себя теоретический минимум по основным разделам программы, т.к. основная цель предмета – практическая направленность. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами  торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету учитель проводит уроки-презентации с применением компьютерных средств.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Ни один, даже самый незначительный, случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов предусмотрена система упражнений, которые каждый школьник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у обучающихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по домоводству, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по предмету является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении каждого раздела. Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

В программе значительное место отводится экскурсиям: в магазины,  отделения связи,  медицинские учреждения.  Во время экскурсий основной целью является и наблюдение за происходящим, и общение с участниками процесса.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводными, текущими и итоговыми. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. 

Занятия по предмету проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений, зарисовок.  Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Материал по годам обучения расположен линейно, темы повторяются из года в год с усложнениями, так же возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению требований техники безопасности. Имеют место и теоретические, и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся производят записи в тетради, составляют таблицы, памятки, схемы, рецепты, выполняют необходимые зарисовки, проводится словарная работа. На практических занятиях они учатся пользоваться своими записями, закрепляют умение работать по плану. Это способствует дальнейшей адаптации обучающихся в обществе и их успешной интеграции в самостоятельной жизни.

По предмету «Домоводство» итоговый контроль проводится в форме письменного опроса (контрольно-измерительная работа за полугодие и за год) или тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся должны знать:

-правила поведения в гостях;

-различные подвижные и познавательные игры;

-основные правила этикета гостеприимства;

-проведение уборки жилого помещения к приходу гостей;

порядок приготовления праздничных блюд;

-виды ремонта, материалы для ремонта;

-ТБ при работе с красками и растворителями;

-знать медицинские учреждения;

-основной состав домашней аптечки;

-лечебные средства лекарственных растений;

-назначение универмага и универсама;

-стоимость промышленных и продуктовых товаров;

-виды транспортных средств;

-виды питания, их особенность;

-основные средства связи;

-значение первых и вторых блюд, рецепты;

-способы приготовления киселя, компота;

-правила ТБ при приготовлении пищи;

-правила составления меню на день, неделю;

-правила сервировки и приёма пищи;

Обучающиеся должны уметь:

-культурно вести себя в гостях;

-выбирать, вручать и принимать подарки;

-составлять и рассчитывать праздничное меню;

-готовить праздничные блюда;

-правильно сервировать стол;

-убирать жилые помещения к приходу гостей;

-использовать бытовые химические средства

-выполнять вспомогательные работы по ремонту дома;

-уметь вызвать врача на дом;

-пользоваться транспортными средствами;

-составлять телеграмму и подсчитывать стоимость;

-использовать лекарственные средства при оказании первой помощи;

-приобретать товары с учётом потребности в них и финансовых возможностей;

-приготавливать первые, вторые блюда по рецепту;

-пользоваться механическими и электробытовыми приборами;

-приготавливать компот, кисель;

-составлять меню на день, неделю;


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

Нормативно-правовая основа рабочей программы

по предмету «Домоводство» 8класс:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

№ 253 "Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 2015, 2016, 2017 г.)

  • СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
  • СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г  № 38- 528)
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15)
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)
  • Базисный учебный план II вариант, приказ Минобразования РФ от 10.04.2002

 № 29/2065-п

  • Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности в ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОО№1-254 от 31.08.2017г.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» (5-11класс), приказ по ОО №  1-243  от 24.05.2018г.
  • Учебный план для обучающихся 5- 11 классов ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ  №  1-243 от 24.05.2018 г
  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ №  1-243 от 24.05.2018 г.
  • Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», утвержденное приказом ОУ 31.08.2016 г. № 1-313/1
  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся, утвержденное приказом ОУ №254 от 31.08.2017г

Основная цель предмета «Домоводство» – научить ребёнка, независимо от его психосоматического состояния, самостоятельной практической жизни: целеноправленной подготовке к жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формированию у каждого ребёнка максимально возможного уровня самостоятельности.

Исходя из поставленной цели, выделяется круг задач:

-формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

-формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;

-развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде и её адекватное познание;

-развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;

-формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе;

-развитие минимальных творческих способностей, концентрации интересов на определённых сферах человеческой деятельности, доступных для детского восприятия.

 Так как в классе обучаются дети - инвалиды, программа разработана с учётом индивидуальной программы ребёнка-инвалида  и составлена  с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

 Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения. Таким образом, в программу были включены разделы: «Средства связи», «Учреждения и организации», «Транспорт». Изучение этих разделов очень актуально для детей с ограниченными возможностями, которые проживают в городе.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

Учебный предмет изучается в 8классе и рассчитан на 70часов.

Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету учитель проводит уроки-презентации с применением компьютерных средств.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.

На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, моющими средствами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один, даже самый незначительный, случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

Беседа на занятиях по предмету является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения.  Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

В программе значительное место отводится экскурсиям:   в отделения связи, Сбербанк, полицию, медицинские учреждения, на автовокзал. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводными, текущими и итоговыми. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по предмету следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи обучающихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых школьники вовлекаются в беседу.

Занятия по домоводству тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания, что имеет свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями.  Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни. По возможности к этому следует привлекать и родителей, чтобы дети в домашних условиях могли практически применять полученные знания и умения.

Тематика и последовательность занятий по предмету отражаются в классном журнале. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы.

Занятия  проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях  школьникам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома.

Материал по годам обучения расположен линейно, темы повторяются из года в год с усложнениями, так же возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению требований техники безопасности. Имеют место и теоретические, и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся производят записи в тетради, составляют таблицы, памятки, схемы, рецепты, выполняют необходимые зарисовки, проводится словарная работа. На практических занятиях они учатся пользоваться своими записями, закрепляют умение работать по плану. Это способствует дальнейшей адаптации обучающихся в обществе и их успешной интеграции в самостоятельной жизни. Во время экскурсий основной целью является и наблюдение за происходящим, и общение с участниками процесса.

По предмету «Домоводство» итоговый контроль проводится в форме письменного опроса (контрольно-измерительная работа за полугодие и за год) или тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся должны знать:

-правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств;

-средства и способы сбережения здоровья;

-правила поведения юноши и девушки;

-требования к внешнему виду молодых людей;

-правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях;

-правила вызова врача на дом, уход за больным;

-основные автобусные маршруты;

-основные маршруты водного транспорта;

-правила безопасной поездки в транспорте;

-виды современной телефонной связи, периодичность оплаты телефона;

-правила пользования телефонным справочником;

-номера специальных служб города;

-правила культурного разговора;

-виды междугородней связи;

-порядок заказа междугороднего разговора;

-адрес местной префектуры, отделы;

-составные части бюджета семьи;

-основные статьи расходов в семье;

-правила экономии;

-размер квартплаты, тарифы, порядок оплаты;

-виды и цели сбережений, порядок помещения сбережений в сбербанк;

-виды деятельности жилищной управляющей  компании;

-виды теста, способы приготовления изделий из теста;

Обучающиеся должны уметь:

-правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног;

-беречь своё здоровье;

-помочь больному в доме;

-пользоваться безопасными лекарственными препаратами;

-культурно и вежливо вести себя в обществе;

-планировать досуговую деятельность и развлечения;

-выбирать необходимые вещи для отдыха;  

-оказать первую помощь при несчастных случаях;

-пользоваться расписанием автобусов, покупать билет, обращаться за справкой;

-выполнять правила безопасности при поездке на транспорте;

-пользоваться средствами общения, соблюдать правила разговора по телефону;

-кратко объяснять причину звонка по телефону срочного  вызова;

-обращаться с вопросами и просьбами к работникам департамента;

-подсчитать расходы, планируя на неделю, месяц;

-соблюдать правила экономии в семье;

-снимать показатели счётчика и подсчитывать стоимость, заполнять квитанции;

-выбирать виды хранения сбережений и вклады в сбербанке;

-приготавливать различные виды теста для выпечки;

-готовить изделия из теста;


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

Нормативно-правовая основа рабочей программы

по предмету «Домоводство» 9класс:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

№ 253 "Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 2015, 2016, 2017 г.)

  • СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
  • СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г  № 38- 528)
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015г. №4/15)
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)
  • Базисный учебный план II вариант, приказ Минобразования РФ от 10.04.2002

 № 29/2065-п

  • Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности в ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», приказ по ОО№1-254 от 31.08.2017г.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» (5-11класс), приказ по ОО №  1-243  от 24.05.2018г.
  • Учебный план для обучающихся 5- 11 классов ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ  №  1-243 от 24.05.2018 г
  • Календарный учебный график ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» на 2018-2019 учебный год, приказ ОУ №  1-243 от 24.05.2018 г.
  • Положение о рабочей программе учителя ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ», утвержденное приказом ОУ 31.08.2016 г. № 1-313/1
  • Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся, утвержденное приказом ОУ №254 от 31.08.2017г

Основная цель предмета «Домоводство»– научить ребёнка, независимо от его психосоматического состояния, самостоятельной практической жизни: целеноправленной подготовке к жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формированию у каждого ребёнка максимально возможного уровня самостоятельности.

Исходя из поставленной цели, выделяется круг задач:

-формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

-формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;

-развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде и её адекватное познание;

-развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;

-формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе;

-развитие минимальных творческих способностей, концентрации интересов на определённых сферах человеческой деятельности, доступных для детского восприятия.

Так как в классе обучаются дети - инвалиды, программа разработана на основе индивидуальной программы ребёнка-инвалида  и составлена  с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения. Таким образом, в программу были включены разделы: «Трудоустройство», «Учреждения и организации». Изучение этих разделов очень актуально для детей с ограниченными возможностями, которые проживают в городе.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей, воспитывать элементы трудовой культуры, желание и стремление творческого отношения к домашнему труду.

Учебный предмет «Домоводство» изучается в 9 классе и рассчитан на 68 часов.

Формы и методы реализации программных задач

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные.

На занятиях следует отводить время для закрепления правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком. Необходимо постоянно приучать старшеклассников к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

Беседа на занятиях по предмету является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения.  Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по домоводству следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи обучающихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых школьники вовлекаются в беседу.

Тематика и последовательность занятий по предмету отражаются в классном журнале. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учетом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы.

Занятия   проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком, четко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Материал по годам обучения расположен линейно, темы повторяются из года в год с усложнениями, так же возрастают требования к санитарно-гигиеническому контролю, выполнению требований техники безопасности. Имеют место и теоретические, и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся производят записи в тетради, составляют таблицы, памятки, схемы, рецепты, выполняют необходимые зарисовки, проводится словарная работа. На практических занятиях они учатся пользоваться своими записями, закрепляют умение работать по плану. Это способствует дальнейшей адаптации обучающихся в обществе и их успешной интеграции в самостоятельной жизни.  

По предмету «Домоводство» итоговый контроль проводится в форме письменного опроса (контрольно-измерительная работа за полугодие за год) или тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся должны знать:

-способы обновления одежды;

-размеры своей одежды и обуви;

-гарантийные сроки носки одежды и обуви, правила возврат;

-правила стирки изделий;

-условия создания семьи;

-основные виды семейных отношений, семейные традиции;

-обязанности, связанные с заботой о детях;

-правила поведения в обществе;

-правила приёма гостей;

-правила хорошего тона в обращении с соседями, друзьями, знакомыми;

-правила расстановки мебели в квартире;

-правила сохранения жилищного фонда;

-способы распространения инфекционных заболеваний;

-меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

-правила и приёмы ухода за больным;

-виды услуг предприятий бытового обслуживания;

-правила пользования услугами, профессии работников СБ;

-местонахождение учреждений и отделов по трудоустройству;

-порядок и оформления на постоянную работу ил по договору;

-виды документов, необходимых для поступления на работу;

-названия и рецепты национальных блюд;

-меню завтрака, обеда и ужина;

-правила сервировки стола.

Обучающиеся должны уметь:

-обновлять одежду с помощью дополнения некоторыми деталями;

-подбирать одежду и обувь в соответствии с размером;

-стирать изделия;

-гладить различные вещи;

-рассказывать о своей семье;

-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

-организовать досуг и отдых в семье;

-оказать внимание, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;

-планировать бюджет семьи;

-анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;

-применять правила хорошего тона на практике;

-расставлять мебель в квартире (на макете);

-подбирать детали интерьера;

-соблюдать правила личной гигиены;

-предупреждать инфекционные заболевания;

-строго выполнять правила  ухода за больным;

-читать инструкцию к показанию и применению лекарства;

-ориентироваться в многообразии магазинов, их отделов;

-различать виды услуг и профессии работников СБ;

-обращаться с вопросами и просьбами к работникам СБ;

-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

-писать заявление о принятии на работу, о предоставлении отпуска;

-заполнить анкету;

-составлять деловые бумаги;

-готовить национальные блюда;

-составлять меню завтрака, обеда и ужина;

-выполнять сервировку  стола;

-вскопать землю, высаживать семена;

-ухаживать за растениями, животными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для обучающихся 8 класса ( базовый уровень)

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для обучающихся 8 класса ( базовый уровень)...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

Пояснительная записка к рабочей программе по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

Пояснительная записка(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(2 вариант)редакция 2019 года...

Пояснительная записка к Рабочей программе по английскому языку для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования.

Пояснительная запискаРабочая  программа по английскому языку предназначена для обучения учащихся 6 классов с ОВЗ, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего об...