"Развитие коммуникативных умений у обучающихся с ОВЗ на уроках домоводства" при изучении раздела "Культура поведения"
статья на тему

Кобзева Татьяна Ивановна

В данном материале показано значение развития коммуникативных умений для обучающихся с ОВЗ, формы и методы, а также критерии оценки знаний и умений по теме "Культура поведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_umeniy.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений у обучающихся с ОВЗ на уроках домоводства при изучении раздела «Культура поведения»

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Учащиеся коррекционной школы нуждаются во всесторонней подготовке к самостоятельной жизни. Предмет домоводства – один из важнейших коррекционных занятий для учащихся с проблемами в развитии.

Специальные коррекционные занятия по домоводству направлены на практическую подготовку умственно отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития.

Культурно-речевое воспитание учащихся – дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А. М. Пешковский, "там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга". И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

 Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т. е. уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле – это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, её тон, выбор выражений). В узком смысле – это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, т. е. слов и выражений, закреплённых за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие.

Речевые стереотипы комбинируются в тематические ряды. Каждый из таких рядов имеет формулу базовую и формулы периферийные, обычно стилистически и эмоционально окрашенные.  Например,  базовой формуле приветствия "здравствуй (-те)" противостоят разговорная формула "привет" и книжная, эмоциональная "очень рад вас приветствовать".    

Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках домоводства предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения и использовать её в своей речи.

В программе по домоводству начиная с 5 класса определённые часы отводятся на изучение темы "Культура поведения", где учитель уделяется большое внимание  развитию коммуникативных способностей учащихся.  На  занятиях по данной теме необходимо:

  • -знакомить учащихся с правилами этикета;
  • -формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
  • -учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
  • -научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
  • -воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям;
  • -воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;
  • -формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатства;
  •  воспитывать сострадание ко всему живому;

В основе развития коммуникативных способностей у учащихся лежит ролевой принцип. Собеседники (учащиеся) должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый и др.) и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Такая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для человека (дом, школа, общественный транспорт, библиотека, музей и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определяются таким образом: мальчик-девочка, брат-сестра, родители-дети, бабушка-внуки, учитель-ученик, ребёнок-взрослый (знакомый-незнакомый и др.). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе сюжетно-ролевые игры, которым уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно. В сюжетно-ролевых играх моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.

На уроках домоводства  используются ролевые игры в различных ситуациях: знакомство, просьба, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, разговор, поведение в гостях, за столом, поведение в общественных местах. Важно научить учащихся самостоятельно устанавливать правила игр, соотнося их с реальностью жизни: так не должно быть и как исправить то, что есть, если оно противоречит нормам поведения.

При изучении раздела "Культура поведения" необходимо дать учащимся возможность участвовать в ролевых играх, понимать и уметь высказываться, оценив своё поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций. Учитель должен создать среду, в которой формируется механизм поведения каждого ученика от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке - выбору для себя установки.

Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Под руководством учителя учащиеся  учатся соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Именно на это рассчитан дидактический материал – картинки, карточки, тесты, перфокарты.

Совместная деятельность школьников и общение с учителем рождают отношения, способные формировать личность ребёнка, и воспитывают у него прежде всего умение действовать согласованно с другими для достижения общей цели, стремление поддержать товарища, умение критически посмотреть на себя, на результаты своей деятельности. А своевременно воспитанная привычка вести себя в различных жизненных ситуациях в соответствии с правилами культуры, несомненно, заложит фундамент правильного социального поведения обучающихся с ОВЗ и будет содействовать адаптации выпускников коррекционной школы в обществе.

Для развития коммуникативных умений у обучающихся с ОВЗ  применяю разнообразные  формы и методы.

     Одной из основных форм  формирования  норм культуры поведения, культуры общения, формирования  навыков самообслуживания являются  проводимые мной воспитательские практические занятия, на которых  воспитанники  в доступной форме  знакомятся с правилами культуры поведения в различных жизненных ситуациях. 

        Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические. Беседуя с детьми,  я  побуждаю их думать и говорить. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

   Чтение и анализ художественных произведений, например, А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница» и другие.

    Игра. Известно, что в младшем и среднем школьном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я  использую  коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

  «В автобусе»;

  «Поликлиника»;

  «Магазин» и т.д.

   Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации  учебно — воспитательной работы. Практически применить и закрепить умения и навыки  можно с помощью моделирования жизненно важных ситуаций в условиях школы, направленных на закрепление умения обучающихся анализировать условия окружающей обстановки, согласовывать свое поведение с данной обстановкой.    Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания  воспитанников  о различных сферах жизни и быта людей (например, о продовольственных магазинах и магазинах промышленных товаров и их отделах, правилах покупки товаров в них,  правилах поведения в транспорте и т.п.), накапливать практический опыт.   

Экскурсии. Выезжаем с детьми на экскурсии в город с целью закрепления правил поведения в автобусе, в кафе и т.д. Были проведены такие экскурсии: экскурсия в Краеведческий музей города Железногорска; экскурсия по памятным местам города Железногорска, экскурсия в кафе «Сказка».

     Для активизации познавательной деятельности при ознакомлении детей с социальным миром мы сочетали наблюдение с любой практической деятельностью. Так, знакомясь с взаимоотношениями со сверстниками, дети проигрывали значимые ситуации (Как вежливо обратиться за помощью; как поступить, если ты нечаянно толкнул кого-то; как поступить в ситуации, когда кто-то упал на прогулке и др.). В играх и упражнениях дети закрепляли определенные правила поведения, которые в дальнейшем переносились в повседневную жизнь.

    Эти формы и приемы педагогической деятельности  помогают осознанию детьми правил культуры поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек культуры поведения.

 После проведения занятий   необходимо выяснять результативность проведения  данной работы. С обучающимися необходимо проводить  диагностику. В соответствии с выделенными параметрами были использованы такие диагностические методики, как «Беседа», «Сюжетные картинки», наблюдение, практические занятия.

      Параметры оценки:

  Знание правил и норм культурного поведения;

  Отношение к правилам и нормам культурного поведения;

  Следование правилам и нормам культурного поведения.

 

Критерии оценки  знаний, умений и навыков культурного поведения:

Уровни

Критерии оценки

Балл

Низкий

у ребенка сформированы недостаточные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует равнодушное отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок следует правилам и нормам культурного поведения только по напоминанию взрослого.

0 – 1,5

Ниже

среднего

у ребенка сформированы поверхностные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует неустойчивое отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок не всегда следует правилам и нормам культурного поведения;

1,6-2,5

Средний

у ребенка сформированы достаточные знания о правилах и нормах культурного поведения, ребенок демонстрирует положительное отношение к правилам и нормам культурного поведения, ребенок следует правилам и нормам культурного поведения;

2,6-3

   

       В школе для детей с ОВЗ  необходимо и целесообразно формировать навыки культуры поведения и личной безопасности у детей. Воспитательно — образовательная работа с детьми  должна охватывать не только когнитивный, но и эмоциональный и поведенческий компоненты. Достижению положительного результата в развитии жизненно важных навыков  способствует тесное взаимодействие педагогов, воспитателей и  родителей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского язы

Доклад на тему "Развитие  коммуникативных умений и  навыков на уроках английского языка". Основной целью обучения английскому  языку в современной школе является развитие личности...

Презентация к докладу на педагогическом совете по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся на уроках биологии".

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в процессе  работы в открытом информационном пространстве, создании и защите презентаций....

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка....

Доклад "Развитие коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха во внеклассное время"

Развитие речи  во внеклассное время является неотъемлемой частью общей системы обучения языку.  Формирование и совершенствование навыков словесного общения – основное направление...

Упражнения для развития коммуникативных умений и навыков в изучении иностранного языка

Данный материал содержит описание некоторых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков, Каждый вид приведённых упражнений проиллюстрирован наглядными примерами и может быть ...

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках истории и обществознания как средство социализации личности обучающихся (весенняя методическая сессия учителей-2019)

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.Коммуникати...

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...