Автоматизация звука Л' у детей с ОНР
учебно-методический материал по теме

Галибина Елена Юрьевна

Вашему вниманию представляю авторский практический материал для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи. На примере автоматизации звука Ль.

Структура данного материала опирается на классические принципы:

  1. Закрепление вызванного звука, в данном случае звука Ль, в самостоятельной речи ребенка происходит в строгой последовательности:

 - сначала в слогах,

 - затем в словах,  

 - предложениях, стихах, рифмовках, чистоговорках и, наконец, в связных высказываниях.

  1. Наряду с закреплением произносительных навыков упражнения рассчитаны на развитие у ребенка с ОНР всех составляющих элементов речевой системы: лексики, грамматики, связной речи, а также основных познавательных процессов: слухового внимания, восприятия, памяти, мышления.
  1. Все тексты и упражнения максимально насыщены автоматизируемым звуком. Соблюден принцип фонетической доступности: в речевом материале отсутствуют слова с искаженно произносимыми ребенком звуками, исключены смешиваемые с основным и оппозиционные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l_v_obratnyh_slogah.docx1.28 МБ
Файл zvuk_l.9_-_plya-ple.docx401.86 КБ
Файл zvuk_lya-le-li.docx171.18 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Автоматизация звука Л’ в слогах, словах со стечением согласных, во фразе

  • Произнести звук Л' - Л' - Л' отрывисто и многократно.
  • Запомни и повтори. Послушай слоги, вслед за взрослым, не торопясь повтори их.

ПЛЯ – ПЛЁ – ПЛЮ

ПЛЁ – ПЛЮ – ПЛИ

ПЛЮ – ПЛИ – ПЛЯ

ПЛИ – ПЛЯ – ПЛЁ

  • Чётко выделяя голосом звук Л’, проговори слова по 3 раза:

Плен

Плед

Плетень

Плётка

Плитка

Плита

Плёнка

Капля

Вопли

  • Игра «Жадина» - скажи о предметах, что они ТВОИ.

Плитка – моя плитка

Плед – мой …

Капля – …

Пленка – …

Плетень – …

Плетка – …

Плита – …

  • Запомни и повтори 3 слова, выделяя голосом звук Л’.

Плита – капля – плита

Плёнка – плитка – плёнка

  • Скажи о предметах, что они НОВЫЕ

Плита – новая плита

Плётка – новая …

Плёнка –

Плитка –

  • Повтори предложения, выделяя звук Л’.

У Лены пальма, а у Люды липа. У Лены лимон, а у Олега малина. Мама купит пальто, а бабуля купит валенки. Папа купит мебель, а мама купит плед. Папа любит кильку, а мама любит селедку. Иван любит пельмени, а Вова любит бульон.

  •  Повтори чистоговорку по образцу с вопросительной интонацией.

АЛЕ – АЛЕ – АЛЕ – кто там в подвале?

ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ – вы ходили в поле?

ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ – вы были на футболе?

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – вы компот допили?

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – вы тюльпан купили?

УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – много в комнате бабуль?

ПЕЛЬ – ПЕЛЬ – ПЕЛЬ – дети видели капель?

ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – вы купили билет на балет?



Предварительный просмотр:

Закрепление произношения звука Л' в прямых слогах, словах, фразах. 

  • Произнеси звук Л' – Л' – Л' отрывисто и многократно.
  • Повтори слоги четко, не торопясь.

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ

ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ

ЛИ – ЛИ – ЛИ

ЛЁ – ЛЁ – ЛЁ

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ

  • Запомни и повтори слоги

А) ЛИ – ЛИ – ЛЯ

     ЛЯ – ЛЯ – ЛЕ

     ЛЕ – ЛЕ – ЛИ

Б) ЛИ – ЛЯ – ЛЕ

     ЛЯ – ЛЕ – ЛИ

     ЛЕ – ЛИ – ЛЯ

  • Уточнить значение незнакомых слов. Чётко, выделяя звук Л' повтори каждое слово 3 раза.

Липа

Лида

Лить

Лифт

Лимон

Лена

Лев

Лента

Лебедь

Лето

Лепка

Лямка

  • Запомни и повтори 3 слова, выделяя голосом звук Л'.

Лебедь – лев – лебедь

Лимон – липа – лимон

  • Игра «1 – 3». Посчитай предметы.

Липа – одна …, два …, три …

  • Игра «Чей? Чья?» - Измени предложения по образцу, ответь на вопрос, чётко выделяя звук Л'.

Взрослый: У Ляли лев – Это чей лев? – Ребенок: Это Лялин лев.

У Лиды лифт – …

У Ляли лебедь – …

У Лиды лента – Это чья лента? – Ребенок: Это Лидина лента.

У Ляли липа – …

У Лиды лямка – …

  • Повтори предложения, выделяя звук Л’.

Лебедь летит. Лида лепит лебедя. Мама купит ленты. Лена дает Лиде лимон.

  • Посмотри на картинки. Покажи и назови животное. Покажи и назови фрукт (птицу, дерево).
  • Игра «Какой предмет пропал». Назови все предметы по порядку,  выделяя звук Л’. Запомни их. Закрой глаза. (Взрослый закрывает одну картинку). Открой глаза и назови пропавший предмет.C:\Users\zolot_000\Desktop\фото и видео\ссылки Анича\рисунки\липа1.jpg

лебедь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы  позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков.  Представленные в ст...

Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками

Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...

Использование цифровых образовательных ресурсов при автоматизации звуков у детей и взрослых.

Презентация для учителей-логопедов об  эффективности коррекционного воздействия с применением компьютерных возможностей при автоматизации звуков....

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.В пособии предлагается практи...

Представление опыта работы «Автоматизация звуков у детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи через усиление кинестезий на основе аппликатора Кузнецова»

Одним  из  приоритетных  принципов,  автоматизации  звуков  у  детей  со  стёртой  дизартрией,  является  принцип  усиления  артик...

Представление опыта работы "Автоматизация звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи - стёртая форма дизартрии".

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40% до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений - стёр...