Конспект ООД по развитию речи - Слова-предметы, «Слова-действия»
план-конспект

Спицына Людмила Александровна

Конспект ООД по развитию речи - Слова-предметы, «Слова-действия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Слова – предметы». Понятие живое-неживое.

«Слова-действия».


Цели: 

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием « слово-предмет»; подвести детей к понятиям «живой – неживой», учить их различать, правильно задавать вопросы. Знакомство с понятием «Слова-действия». Познакомить со словами действиями и вопросом, на который они отвечают. Расширять и активизировать словарный запас словами, обозначающими действия;
Коррекционно - развивающие: упражнять детей в определении слов-предметов, самостоятельно называть живые и неживые предметы, развивать артикуляционную и двигательную моторику; речевое дыхание; моторику рук.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать нравственные качества.

Оборудование:  предметные картинки с изображением живых и неживых предметов, схемы слов и предложений. Схемы слов-предметов живых и неживых. Схема слов-действий. Сюжетная картинка. Мячик.

                                                       

                                                                Ход занятия.

1. Орг. момент.

Сядет тот, кто вспомнит названия фруктов.

2. Беседа. Уточнение понятия «слово-предмет»

Вы сейчас называли фрукты. Какие это слова? Это слова – предметы.  Слова предметы бывают разными: бывают живые и неживые слова - предметы. Живые предметы растут, питаются, ходят. Привести примеры. Неживые предметы - вокруг нас их много. Привести примеры.

3. Дидактическая игра: « Живой – неживой»

Ребята, вы должны выбирать картинки и определять, какой на картинках нарисован предмет - живой или неживой.

Пример: У меня нарисован мячик. Мячик это неживой предмет

А у меня нарисована кошка. Кошка живая. Это живое слово -  предмет.

4. Рассматривание  с детьми сюжетной картинки.

Посмотрите внимательно, назовите сначала все живые слова - предметы, а потом неживые слова -  предметы.

5. Послушайте внимательно, как я буду спрашивать про живые слова - предметы

Кто это? Это - кошка.
Кто это? Это - девочка.

Как я спрашивала про живые слова- предметы?

Дети повторяют вопрос сначала хором, потом те дети, которых назовет взрослый. Чтобы вам было легче это запомнить - мы будем обозначать живые слова-предметы ТАК (показ картинки-схемы).

А теперь я буду спрашивать про неживые слова- предметы.

Что это? Это – яблоко

Что это? Это – шапка.

Как я спрашивала про неживые слова предметы?

Дети повторяют вопрос хором, потом те дети, которых спросили. Чтобы вам было легче это запомнить - мы будем обозначать неживые слова-предметы ТАК (показ картинки-схемы).

6. Физ. минутка.

Хлопни в ладоши, если услышишь неживой предмет.

Топни ногою, если услышишь живой предмет.

Слова: окно, ручка, девочка, мальчик, стол, мяч, кошка, карандаш, собака, мышь, птица, мороженое, рыба, книга, человек, клей, ворона, телефон, компьютер, белка, хомяк, часы.

7. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Проводится на основе  картинок, обозначающих живые и неживые предметы

8. Дидактическая игра: «Кто как подаёт голос?»

Корова что делает? - Мычит

Лошадь что делает ? - Ржёт

Кошка что делает? - Мяукает

Собака что делает? - Лает

Гусь что делает? - Гогочет

Утка что делает а? - Крякает

Курица что делает? – Кудахчет

Подведение к понятию слова-действия. Показ СХЕМЫ слов-действий.

9. Работа с сюжетными картинками для понимания слов действий. Постоянно опираемся на схему.

10. Логопед: - Ребята, мы с вами произнесли много разных слов. Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру: «Задуй свечу. (Дети держат в правой руке цветные полоски. Спокойно вдохнуть ртом, затем медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося: Ф-Ф-Ф).

11. Закрепление полученных знаний.

Вызываю по одному к доске. Предлагаю подобрать к слову картинку схему.

12. Игра «Подбери слова»

Плывёт (пароход , утка, лодка,…)

Растёт (дерево, цветок, ребёнок…)

Поёт (птичка, певец, девочка…)

Ползёт (жук, змея, ящерица…)

Пищит (комар, игрушка, мышка…)

13. Итог занятия: Какие бывают предметы? (Живые и неживые) Приведите примеры. Какой вопрос мы задаем к слову – предмету живому? (Кто). К слову – предмету неживому? (Что?). Слова – действия (Что делает?). Соотнесение картинки схемы с новыми понятиями.

Логопед: - Ребята, у меня в руках копилка. Предлагаю её наполнить добрыми словами. (Детям раздаются фишки, они по одному подходят к копилке и, бросив в неё фишку, называют добрые слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...