Программа коррекционно-развивающих занятий
рабочая программа на тему

Гаврилова Елена Ивановна

Задачи коррекционно-развивающей работы:

·         Развитие психофизических функций.

·         Обогащение кругозора детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

·         Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с указаниями или по образцу, осуществлять самоконтроль.

·         Организация благоприятной среды, обеспечивающей общее развитие ребёнка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций.

Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведение») до уровня потенциальных возможностей  школьника посредством использования специальных заданий двух видов:

- коррекционно-развивающие задания, построенные на учебном материале;

- коррекционно-развивающие задания, построенные на неучебном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrektsionnyh_zanyatiy.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №1

имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей _________________

по УВР

__________О.И. Реймер

Протокол №______________

_________ (___________)

Приказ № ____________

от «____»____________2018г.

«____»_________2018г.

от «___» __________2018 г.

Руководитель МО ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно – развивающих занятий

«Моторные сказки»

2  класс

начальное общее образование,  базовый уровень,

надомное обучение Назаренко Татьяны

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.: «Просвещение», 7-е издание.

Составитель: Гаврилова Елена Ивановна,

учитель надомного обучения,

высшая квалификационная категория

р.п. Благовещенка – 2018

Содержание

стр.

1. Пояснительная записка                                                                                                            3

2. Общая характеристика   программы «Моторные сказки»                                                   5

3. Тематическое планирование                                                                                                   7

4. Планируемые образовательные  результаты обучающихся                                                21

5. Способы и формы оценивания образовательных результатов                                           22

6. Мониторинг развития учащегося 1 класса                                                                            23                                                                

7. Учебно-методическое обеспечение                                                                                       24

8. Лист дополнений и изменений                                                                                               25

9. Выполнение программы                                                                                                          26

Пояснительная записка

Учебная программа по курсу разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.: «Просвещение», 7-е издание, а также на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина с ориентировкой на Приказ №1599 варианта 2.

 Данная рабочая программа являются коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Работа по программе  организуется по направлениям: игровая, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая и др. 

Основная цель программы является создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

На реализацию цели направлены задачи:

- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;

- обеспечение целенаправленного личностного развития воспитанников для их подготовки к самостоятельной жизни;

- стимулирование творческой активности и самореализации обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них стремления к здоровому образу жизни; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

- развитие навыков  осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепления доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Коррекционо - развивающая деятельность ориентирована на создание условий для: творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности с педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Результативность  деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым        ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу.

Во 2-ом классе обучается ребёнок с умственной отсталостью, поэтому  сосредоточимся на её основных характерных особенностях:

  1. Разбалансированность  процессов возбуждения и торможения, нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
  2. Мышление характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой).
  3. Недостатки памяти в воспроизведении информации: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений.
  4. Внимание отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.
  5. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
  6. Эмоции  в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к творческой деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
  7. Волевая сфера учащихся характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им  оказываются  доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда, разнообразные танцы (ритмика) и физические упражнения (спортивные секции).

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Общая характеристика   программы «Моторные сказки»

Дети с ОВЗ - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции умственно отсталых детей  поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок  сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью  к жизни и труду.

Обыгрывая любимые сказки, школьник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной обучения в школе.

Завершающим этапом программы «Моторные сказки» является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, ребята учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Таким образом, знакомство школьника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью.

         Цель данной программы – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи: 

1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей;

2.    Формирование умений, навыков социального общения людей;

3.  Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

4.    Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.

5.   Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.

6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Для достижения поставленной цели и задач необходимо специальное оборудование: просторное помещение, фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран; шапочки или рукавички героев сказки и т.д.

Программа составлена с учётом учебного плана АООП МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) надомного обучения 1 час в неделю (35 часов).

Структура занятий

  1. Ритуал входа. Цель: создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Прослушивание, просмотр сказки (на втором занятии пересказ сказки по картинкам, фигурам главных героев и т.д.).
  4. Развитие графомотрных навыков, мелкой моторики.
  • Штриховка, обводка по точкам и т.д.
  • Лепка, аппликация и т.д.
  1. Игры на развитие координации, внимания и памяти, обогащения активного словаря, вербального мышления, расширение запаса общих представлений, эмоций.
  2. Ритуал «выхода».  Цель: закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.


Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата проведе-

ния

Планируемые личностные результаты

Коррекционная работа

Методическое информационно-техническое обеспечение

1-2

Знакомство с русскими народными сказками

2

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнения: пальчиковая гимнастика
  • Развитие речи через описание героев сказок

Кукла, видеопрезентации, иллюстрации русских - народных сказок.

Кубики "Герои сказок"

Конструктор «Колобок»

3-4

Домашние и дикие  животные в русских народных сказках

2

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных компонентов;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнения: пальчиковая гимнастика
  • Развитие вербального мышления через загадки
  • Развитие внимания и памяти через игру «Кто пропал?»
  • Развитие речи через описание героев сказок
  • Развитие логического мышления через игру «Кто где живёт?»

Иллюстрации и игрушки: кот, собака, петух, волк, медведь, лиса, заяц и др.

5-6

Наш зоопарк. Игры на выразительность жестов, мимики, голоса

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Развитие крупной моторики через упражнения на координацию движений, обучению выразительности движений (жесты, мимика, голоса животных)
  • Развитие внимательности через игру «Покажи»
  • Развитие двигательной памяти через игры «Повтори»

Игрушки для зоопарка (тигр, павлин и др.), иллюстрации зоопарка, презентация «Голоса животных»

7-8

Русская народная сказка «Репка»

2

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнения: пальчиковая гимнастика и лепка.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнение  штриховка
  • Развитие способности к сравнению и обобщению через игру «Общее и различное»
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.

Пластилин, изображение героев сказки, карандаши. Презентация.

Пальчиковый театр в домике «Репка»

Кукла рукавичка «Зайка»

Кукла рукавичка "Лисичка"

Кукла рукавичка "Волк"

Кукла рукавичка "Медведь"

Кукла рукавичка "Лягушка"

Кукла рукавичка "Дед"

Кукла рукавичка "Бабка"

Кукла рукавичка "Машенька"

9-10

Русская народная сказка «Теремок»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнение  штриховка «Зайчики»
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния через игру «Кто это?»

Пластилин, карандаши, карточки с изображением героев теремка, крыша теремка. Презентация.

Пальчиковый театр в домике «Теремок»

Кукольный театр «Теремок»

Кукла рукавичка «Зайка»

Кукла рукавичка "Лисичка"

Кукла рукавичка "Волк"

Кукла рукавичка "Медведь"

Кукла рукавичка "Лягушка"

Мягкая игрушка «Мышонок».

11-13

Русская народная сказка

«Маша и медведь»

3

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнение  - контурное изображение Медведя
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Обогащение словарного запаса через игру «Я  знаю пять …»

Пластилин, изображение или игрушки героев сказки, карандаши. Презентация.

Театр пальчиковый «Маша и медведь»

Кукла рукавичка «Медведь»

Кукла рукавичка «Машенька»

                                           

14-15

Русская народная сказка

«Волк и семеро козлят»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • обучение  внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета;
  •  воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • расширение словарного запаса, подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
  • развитие зрительного и слухового внимания; двигательной  и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей.

мяч; красиво украшенная коробка;

фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран; картинка «Лабиринт» для каждого ребенка; шапочка козлика (или ободок с рожками), картинка «Найди инструмент»;

картинка «Попробуй, найди»; картинка «Добрая коза и злой волк»;

шапочки козы и волка (ободки с ушками); картинка «Чьи это следы?»; образец выкладывания следов козы и козленка.

16-17

Русская народная сказка

«Три медведя»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнения:  обводка посуды и лепка.
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Развитие наглядно-образного мышления и словарного запаса через игру «Противоположности»

Пластилин, изображение и мягкие игрушки трех медведей, карандаши. Презентация.

Театр пальчиковый "Три медведя"                          

18-19

Русская народная сказка

«Кот, Петух и Лиса»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнение  обводка по точкам «Петушок» и лепка.
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Развитие активного словаря через игру «Опиши Кота»

Пластилин, иллюстрации  героев сказки: кот, петух, лиса, карандаши. Презентация.

Театр пальчиковый "Кот, Петух и Лиса"      

 Кукла рукавичка "Котик"

  Кукла рукавичка "Лисичка"

Мягкая игрушка «Петушок»

                   

20-21

Инсценировка сказки «Три медведя»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Обучение  детей согласовывать свои действия при проведении коллективной инсценировки;
  • Развитие творческой индивидуальности детей.
  • Обучение умению понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека;
  • Развитие связной речи.
  • Развитие слуховой памяти.

Фигурки  персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран, шапочки и рукавички медведей и Машеньки.

Музыкальное сопровождение.

Стулья, стол, посуда.

22-23

Русская народная сказка

«Зайкина избушка»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнение  штриховка «Лубяная избушка» и разрисовывание любимого героя.
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Развитие словарного запаса через игру «Волчьи слова»
  • Развитие вербального мышления через загадки.

Пластилин, изображение и игрушки героев сказки, карандаши. Презентация.

Театр пальчиковый  "Заюшкина избушка"

 Кукла рукавичка «Зайка»

24-25

Русская народная сказка

«Три поросенка»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнение  штриховка «Домик из соломы» и аппликации «Домик для поросят».
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Развитие словарного запаса через игру «Слова для поросят»
  • Развитие памяти через игру «Доскажи сказку»

Картон, заготовки домика из цветной бумаги, клей, иллюстрации  и игрушки героев сказки, карандаши. Презентация.

Театр пальчиковый   "Три поросенка"  

26-27

Русская народная сказка

«Гуси-лебеди»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • обучение  внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая);
  •  воспитание чувства ответственности за свои поступки; понимание, что хорошо, а что плохо.
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие зрительного и слухового внимания; двигательной  и тактильной памяти; установление причинно-следственных связей,
  • обучение  детей отгадывать загадки;
  • развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мячом.
  • учить школьников понимать эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестикуляции.

Фигурки  персонажей сказки — Маша, Ванюшка, стая гусей-лебедей, печка, яблоня, еж, отец с матерью, декорации: дом, лесная поляна, лес, лошадь с телегой, избушка на курьих
ножках, а в ней Баба-яга, река;

демонстрационные рисунки «Стая гусей-лебедей», мяч; красные карандаши по количеству детей, большое настенное зеркало.

28-29

Русская народная сказка

«Лиса и Журавль»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнение  штриховка «Кувшин» и разрисовывание тарелки.
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Развитие словарного запаса через игру «Чьё это?»
  • Развитие вербального мышления через загадки.

Одноразовые бумажные тарелки, краски, кисточки, образец раскрашенной тарелки,  изображение или игрушки героев сказки, карандаши. Презентация, музыкальное сопровождение.

Конструктор «Лиса и журавль»

Кукла рукавичка "Лисичка"

30-31

Русская народная сказка

«Мужик и медведь»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнения:  штриховка «Репа».
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Развитие речеслухового внимания через игру «Овощи и фрукты»
  • Развитие вербального мышления через игру «Отгадай предмет по описанию»

Пластилин, изображение и игрушки героев сказки, карандаши. Презентация.

32-33

Красная шапочка

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение пальчиковая гимнастика.
  • Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики через упражнение  штриховка «Волк»  и рисунок «Красная Шапочка».
  • Развитие общей моторики, координации движений, способности действовать по инструкции через физкультминутки.
  • Развитие вербального мышления через игру «Слова наоборот»

Раскраска, краски, кисточки,  иллюстрации  и игрушки героев сказки: Красная шапочка, волк, бабушка, карандаши. Презентация.

Кукла рукавичка "Волк"

Кукла рукавичка "Машенька"

34-35

Инсценировка сказки «Три поросенка»

2

- потребность и начальные умения выражать себя в художественно-эстетической деятельности;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • Обучение  детей согласовывать свои действия при проведении коллективной инсценировки;
  • Развитие творческой индивидуальности детей.
  • Обучение умению понимать и передавать эмоциональное состояние другого человека;
  • Развитие связной речи.
  • Развитие слуховой памяти.

Фигурки  персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран, шапочки и рукавички медведей и Машеньки.

Музыкальное сопровождение.

ИТОГО:

35


Планируемые образовательные  результаты обучающихся

В результате реализации программы,  обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны:

•        достичь воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности

•        достичь эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.

 Воспитательные деятельности ученика распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов –  приобретение обучающимися социальных знаний.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней результатов коррекционно-развивающей деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.  

Основные личностные результаты деятельности по программе «Моторные сказки»:

2-го  класса:

  • ценностное отношение и любовь к близким,  народу, России;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
  • потребности        и        начальные        умения        выражать        себя в  различных          доступных        и        наиболее        привлекательных         видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
  • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
  • принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

Основные предметные результаты деятельности по программе «Моторные сказки»:

  • Называть героев сказки (по картинкам).
  • Внимательно слушать и смотреть сказку, отвечать на вопросы.
  • Понимать эмоциональное состояние героев сказки с частичной помощью взрослого.
  • Выполнять пальчиковые игры по образцу.
  • Выполнять мимические и жестовые движения по подражанию.
  • Соблюдать правила поведения на занятии, слушать и действовать по инструкции педагога.
  • Уметь работать с красками, пластилином, ножницами.
  • Уметь  иллюстрировать услышанное по образцу и с помощью взрослого;
  • Пересказывать сказку по картинкам и наводящим вопросам.

Способы и формы оценивания образовательных результатов

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

        Балльная  система  оценки  позволяет объективно  оценить  промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Мониторинг заполняется учителем индивидуально после каждого занятия.


Мониторинг развития учащегося  2  класса по программе  «Моторные сказки»

Ф.И.учащегося______________________________________________________________ Класс_____________

             Дата

Параметры

Называет героев сказки

Понимает эмоциональное состояние героев

Выполняет пальчиковые игры

Слушает и действует по инструкции

Выполняет мимические  и жестовые движения

Соблюдает правила поведения

Умеет работать с красками

Умеет работать пластилином

Умеет работать ножницами

Особенности поведения

Активность/пассивность на занятии

Коммуникативная активность

(чрезмерная, низкая, адекватная)

Эмоциональный фон

Быстрая и явная смена настроения

Не способен (а) работать в группе

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ : С – самостоятельно; П – с помощью учителя; ! – навык не сформирован, отсутствие показателя


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ БСОШ № 1 им. П.П. Корягина для обучающихся с ОВЗ на 2017-2021 г.г.
  2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А.  Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет.- СПб.: Паритет, 2006.
  3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А.  Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.- СПб.: Паритет, 2006.
  4. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие» – 2010г.
  5. Гончарова В.А., Колосова Т.А. Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2012г.

Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись

Выполнение программы   2018-2019 учебный год

Ф.И.О. учителя – Гаврилова Е.И.

Предмет – коррекционно – развивающие занятия

Класс - 2

Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...