Рабочая программа "Альтернативное чтение" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
рабочая программа на тему

Обморнова Елена Александровна

Рабочая программа "Альтернативное чтение" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_alternativnomu_chteniyu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Москвы

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»

Структурное подразделение № 486

«Согласовано»

Руководитель МО

________________ФИО

Протокол № ___ от

«____»___________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________________ ФИО

«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО

Приказ № ___ от «___»____20__ г.

        

Рабочая программа по альтернативному чтению

для 4-д класса

Автор-составитель:

Учитель 4-д  класса

Обморнова Елена Александровна

Москва, 2015


Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы по альтернативному чтению
  3. Требования к уровню подготовки учащихся
  4. Формы и средства контроля
  5. Учебно-методические средства обучения


Пояснительная записка

Предлагаемая программа по альтернативному чтению в 4-м классе школы №2124 «Центр развития и коррекции» структурное подразделение № 486 ориентирована на развитие коммуникативных умений учащихся, как в вербальной, так и в невербальной формах.

Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 4-е классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). В связи с задержкой психического и речевого развития всех учащихся, а также с ранним детским аутизмом у большей части класса элементами чтения может овладеть только некоторая часть класса. Ученики, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, участвуют в занятиях, направленные на развитие коммуникативных действий. С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному  ребенку или группе школьников.

Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Школьники с нарушением интеллекта затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей, даже в небольших текстах. Поэтому в основе данной программы лежит коммуникативно-речевой подход к обучению чтению, который включает звуковой аналетико-синтетический метод. Порядок прохождения букв и звуков диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности. Освоение слоговых структур проводится на основе тщательного звукового анализа и синтеза.

Данная программа по пропедевтике чтения является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.

Программа по альтернативному чтению направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых детей. Обучение школьников с нарушением развития интеллекта чтению служит исправлению недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер, развитию у этой категории школьников аналетико-синтетической деятельности головного мозга. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной школьной адаптации учащихся в жизни.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.

Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.

Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, загадки, пословицы и поговорки, рисунки, упражнения, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку учащихся.

Цель программы по альтернативному чтению: раскрытие и развитие всех психических функций и познавательной деятельности умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся в процессе обучения чтению; максимальная школьная адаптация; воспитание, формирование правильного поведения умеренно и тяжело умственно отсталого школьника в социуме.

Задачи программы по альтернативному чтению:

  • формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального общения;
  • формирование представлений о мире, нравственно-эстетических и этических представлений, понятий о добре и зле;
  • развитие коммуникативных умений и действий;
  • понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, неспецифических жестов;
  • овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
  • различение и узнавание напечатанных букв, слогов, слов;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Основной формой организации процесса обучения чтению является урок.

Содержание программы по альтернативному чтению

(70 часов в год, 2 часа в неделю)

Содержание программы обеспечивает:

-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащегося со взрослым;

-развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ученика;

-формирование у обучающегося комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Добукварный период (6 часов)

Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха Понятие «звук». Выделение заданного звука в ряду звуков. Артикуляция звуков. Слово – как единица речи. Предложение. Составление предложений из слов. Сказка «Теремок».

Букварный период (64 часов)

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Повторение пройденных звуков и букв Аа, Оо, Уу, Мм, Сс, Хх. Изучение новых звуков и букв Шш, Лл, ы. Правильное произнесение их в изолированной позиции, выделение в ряду других звуков, в начале слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные требования к знаниям и умениям учащихся учитывают, что чтение не может быть сформировано в связи с ЗПРР учащихся.

Учащиеся должны под контролем учителя узнавать / выделять / различать:

  • -звуки при назывании и прослушивании;
  • -буквы при предъявлении, среди других букв или знаков, при зашумлении, наложении и т.д.;
  • напечатанные буквы, слоги, слова;

Учащиеся должны под контролем учителя уметь:

  • -образовывать двухбуквенные слоги;
  • образовывать слова из пройденных букв;
  • -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом;
  • -выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
  • -проявлять интерес и выражать эмоциональную положительную реакцию к содержанию песенок, стихотворений;
  • - адекватно реагировать на обращение педагогов.


Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психо-физического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться, поощряться и оцениваться с учетом их личностного развития.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся чтению. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце каждой четверти и в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по пропедевтике чтения направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.

Учебно-методические средства обучения

Использованная методическая и учебная литература

Основная литература

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
  2. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. - М., 2008.
  3. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
  5. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.

Дополнительная литература

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».- 2013.
  3. Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
  4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
  5. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского.– М., 2006.
  6.  Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.

Наглядный материал

1. Картинное лото «Азбука».

2. «Азбука на кубиках».

3. Игра «Говорящая азбука».

4. Набор «Алфавит».

5. Набор букв.

6. Мозаика «Азбука».

Раздаточный материал

  1. Т.А. Мещерякова. Звуки речи, слова, предложения. М., 2001.
  2. Слоговые таблицы.
  3. Лото «Сказки».
  4. Лото «Азбука».
  5. Кассы букв.
  6. Альбомы «Алфавит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...