Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Автоматизация звука «М»
план-конспект на тему

Ольга Геннадьевна Алексеева

Конспект коррекционно-развивающего  занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Министерство образования Новгородской области

Государственное областное бюджетное учреждение «Старорусский

центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

(ГОБУ «Старорусский ЦППМС»)

Конспект коррекционно-развивающего  занятия на тему:

 «Развитие зрительного и слухового восприятия

у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Автоматизация звука «М»

Разработал:

учитель-дефектолог

 (олигофренопедагог, сурдопедагог)

ГОБУ «Старорусский ЦППМС»  

Алексеева Ольга Геннадьевна

г. Старая Русса, 2017-2018 учебный год

Конспект индивидуального занятия для детей

с нарушением слуха по развитию слухового и зрительного восприятия

Тема занятия: Автоматизация звука «М»

Цели занятия:

1.Автоматизировать звук «М» в слогах, в словах.

2.Упражнять в различении и воспроизведении знакомых слов    (названия  игрушек, предметов мебели).

3. Формирование и развитие у слабослышащих дошкольников навыков восприятия (на слухо-зрительной  и слуховой основе) и воспроизведения устной речи.


 
Коррекционные задачи:

Развитие слухового восприятия

- Тренировать слуховую память  при восприятии и воспроизведении гласных звуков.

- Учить различать слова и короткие фразы на слух и слухо-зрительно.

Обучение произношению

- Поощрять речевую активность ребенка.

- Развивать артикуляционный аппарат, формировать плавный выдох.

- Учить подражать движениям фонетической ритмики при произнесении гласных звуков и автоматизации звука «м».

- Учить произносить речевой материал в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи.

Задачи комплексного развития детей

- Развитие мелкой и общей моторики.

- Формировать навык глобального чтения табличек.

- Развитие тактильных ощущений. 

Задачи развития эмоционально-волевой сферы

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

- Развивать навыки взаимодействия ребенка с педагогом.


Оборудование: таблички с речевым материалом, наборное полотно,

игрушки, картинки на звук «М»,  предметы мебели; наглядный материал на звук «М»


Словарь: говори громко, говори тихо, говори хорошо:  мама, мыло, мало, машина, мишка, Маша, Миша, собака, корова, кукла,  Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать, Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд, дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

 

Структура занятия:

  1. Организационное начало занятия (приветствие, слуховая перекличка).
  2. Дыхательные и голосовые упражнения с элементами фонетической ритмики.
  3. Работа с картинками.
  4. Работа с игрушками, предметами, наглядным материалом.
  5. Организационное окончание занятия.

Ход занятия.

Организационный

момент

Деятельность

учителя-дефектолога

Деятельность

воспитанника

 1.Организационый момент

(проверка уровня заряда батареек в аппарате)

Привет!

- Как тебя зовут?

- Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?

- Какое сейчас время года?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

Привет.

Меня зовут…

Моя фамилия…

Мне….лет

Осень

Сегодня….

2. Дыхательная гимнастика

3.  Буква и звук «М» (знакомство)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

Получилась буква «М».

Ребенок должен найти букву «М» на листе бумаги в линейку, в левом верхнем углу. Провести по ней пальчиком (обвести) и раскрасить ее синим карандашом.

  4.Фонетическая ритмика с проговариванием гласных звуков А,О,У,И. Звук «М» в прямых слогах и обратных слогах

- МА-МА-МА

- МО-МО-МО

- АМ-АМ-АМ

- ОМ-ОМ-ОМ

- МЕ-МЕ-МЕ

- МУ-МУ-МУ

- ЕМ-ЕМ-ЕМ

- УМ-УМ-УМ

- МИ-МИ-МИ

- ИМ-ИМ-ИМ

- МА - МО

- МА - МО - МУ

- АМ - ОМ - УМ - ИМ

- МО - МА

- МУ - МЫ - МА

- УМ - ОМ - АМ - ИМ

- МУ - МИ

- МО - МА - МУ

- ИМ - ОМ - АМ - УМ

- МИ - МУ

- МУ - МА - МИ

- ОМ - УМ - ИМ - АМ

 

 

Ребёнок  проговаривает слоги с движениями  фонетической ритмики.

 

5. Фонетическая ритмика в словах, где есть звук «М» (в начале, в средине, в конце)

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Ребенок хлопает  в ладоши перед грудью, если услышит звук «М» в словах: в начале, в средине, в конце.

6. Физкультминутка

Самолёт 
Полетели, полетели, Вперёд руками завертели. 
А потом наоборот — Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

  7. Педагог показывает наглядный материал (лист бумаги А4 со словами, в которых пропущена буква)

…омар (комар), …уха (муха); бу…ага (бумага);  до… (дом);

 ко…ар (комар); …олоко (молоко);

Ребёнок имитируют движения  и проговаривает слова (устно и читает по табличкам – побуквенно, послогово), вписывает и проговаривает пропущенные буквы, получившиеся слова

 8. Педагог предлагает ребёнку кукольные предметы мебели, игрушки.

Слухо-зрительно.

 

Будем слушать.

- дай мяч

- дай стул

- дай куклу

- дай машину

- Покажи

Ребёнок находит заданный предмет по чтению с губ: слухо-зрительно, потом на слух (за экраном):            

- вот мяч

- вот стул

- на куклу

- на машину

 9.Подведение итогов

 

-Что ты делал?

-Ты занимался хорошо.

-Умница!

 

- Я говорил       

- Я слушал           

- Я играл

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...

Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы  позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков.  Представленные в ст...

План работы по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, имеющих нарушения слуха....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье представлено содержание индивидуальной программы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Программа позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в дет...

Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком ...