Отчёт об использовании современных образовательных и коррекционных технологий в учебном процессе
статья на тему

Кравченко Оксана Алексеевна

Применение современных образовательных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки позволяет организовывать образовательный процесс на современном уровне, делать обучение разнообразным, творческим, познавательным; повышать качество знаний, мотивацию и познавательный интерес у учащихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечивать личностное развитие учеников за счет уменьшения доли репродуктивной дея­тельности в учебном процессе, снижения нагрузки; эффективно использовать учебное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_ob_ispolzovanii_sot_na_urokah_sbo_kravchenko_oa.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт об использовании современных образовательных и коррекционных технологий в учебном процессе

учителя социально-бытовой ориентировки

ГБС(К)ОУ школы-интерната пос.Паркового

Кравченко Оксаны Алексеевны

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных технологий «свои», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только учащихся с ОВЗ, но и самого педагога. Не случайно ещё Н.В.Гоголь говорил: «Уча других, также учишься».

Применение современных образовательных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки позволяет организовывать образовательный процесс на современном уровне, делать обучение разнообразным, творческим, познавательным; повышать качество знаний, мотивацию и познавательный интерес у учащихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечивать личностное развитие учеников за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки; эффективно использовать учебное время.

        Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого; обеспечивают комфортные, бесконфликтные условия её развития, реализацию природных потенциалов. Учащийся - не просто субъект, он – субъект приоритетный, цель образовательной системы. На уроках социально-бытовой ориентировки  продумываю возможности  для проявления инициативы учеников, представляю им возможность задавать вопросы, высказывать своё мнение; организую обмен мыслями, оценками; стимулирую учащихся к дополнению и анализу ответов одноклассников; стремлюсь к созданию ситуаций успеха для каждого ученика на каждом уроке; обучение и воспитание осуществляю без принуждения, придерживаюсь идеи гармонизации и гуманизации образовательного процесса. Личностно ориентированные технологии способствуют удовлетворению интеллектуальных потребностей учащихся с ОВЗ, обеспечивают им психологическую поддержку в образовательном процессе, пробуждают творческий потенциал личности, стимулируют учащихся к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации; оказывают педагогическую поддержку в становлении концепции «Я – Личность», формировании активной жизненной позиции, воспитании социально-адаптированной личности. При планировании и проведении уроков, отборе учебного материала, выборе тестов и заданий  обязательно учитываю возрастные, физиологические, психические и интеллектуальные особенности учащихся, их образовательные потребности; регулярно применяю индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, т.к. учащиеся с ОВЗ имеют разный уровень обучаемости. Дифференцированные задания для учащихся различаются степенью сложности (из-за глубины дефекта развития), объёмом (с учётом уровня работоспособности), формой выполнения (с учётом разной степени сформированности динамического стереотипа), степенью желательности и обязательности.  При дифференцированном и индивидуальном подходе в обучении у меня появляется возможность помогать «слабым» и уделять внимание «сильным» ученикам. В результате - более «сильные» учащиеся утверждаются в своих способностях, а «слабые» – получают возможность испытывать учебный успех; повышается их рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения, уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками. Личностно ориентированные  технологии  позволяют формировать адаптивные, социально-активные качества учащихся, проявлять взаимопонимание, сотрудничество, уверенность в себе, ответственность за свой выбор; создавать условия для повышения уровня активной деятельности учащихся; содействуют улучшению качества успеваемости.

                На уроках СБО применяю технологию компенсирующего обучения: проявление к детям любви, заботы, гуманного отношения, душевного тепла и ласки; понимание детских трудностей и проблем; принятие учащихся такими, какими они есть, со всеми их достоинствами и недостатками; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).  Это имеет важное значение при работе с детьми с ОВЗ: часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

                 В своей работе применяю коррекционно-развивающие  технологии, которые способствуют  преодолению, коррекции и компенсации нарушений психических процессов, личностных качеств и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ; повышают у них познавательную активность, развивают творческие  способности, социально-бытовые и коммуникативные навыки; усиливают уровень мотивации  к учению. Коррекционно-развивающие технологии применяю через использование на уроках СБО игр, тренировочных упражнений по формированию и отработке трудовых действий, моделирование реальных жизненных ситуаций, создание проблемных ситуаций, решение логических задач. Вся коррекционная работа направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с ОВЗ (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для отдельных учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшего их развития, социализации и успешной адаптации в современном обществе.
                  Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы во много зависит от внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий: построение урока с учетом работоспособности учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой и психологический климат на каждом уроке; проведение физкультминуток и динамических пауз; соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, направленных на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся; предупреждение утомления, четкая организация учебного труда; оптимальный темп урока и смена видов деятельности; нормативное применение ТСО, профилактика стрессов. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках СБО позволяют не только сохранять и укреплять здоровье учащихся с ОВЗ, но и повышать эффективность учебного процесса.

Проблемные методы (элементы проблемного обучения) основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной активности учащихся, состоящей в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, способствующих развитию логических действий. Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления. Используемые в моей работе элементы проблемного обучения через создание проблемных ситуаций помогают мне активизировать мыслительную деятельность учащихся, повышать активность, инициативу, интерес, самостоятельность при усвоении или зщакреплении знаний. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии СБО и реализуется в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, при моделировании реальных ситуаций. Проблемные ситуации должны быть не только интересными и посильными, дети должны чувствовать, что решение проблемы им доступно.

        В своей работе широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки СБО с использованием игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр, моделированием реальных ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют проявлению активного познавательного интереса школьников. Применение сюжетно-ролевых игр способствует накоплению опыта взаимоотношений, приобретению навыков правильного поведения, которые потом используются вне игровой обстановки. Игра способна активизировать даже самых пассивных учеников. При этом, коллективное переживание эмоций, вызванных ходом игры, сближает школьников. Игры позволяют эффективно реализовывать все функции обучения: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую на основе принципов педагогики сотрудничества; осуществлять более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний. Игры на уроках СБО являются  средством всестороннего развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся с ОВЗ; вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствуют самоутверждению детей; стимулируют познавательную деятельностьююучащихся;  активизируют их мыслительную деятельность.

  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) дают возможность улучшать качество обучения, повышать мотивацию к получению, усвоению и закреплению новых знаний учащимися с ОВЗ. ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а, значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя  уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь». ИКТ помогают мне проводить уроки продуктивно, увлекательно, эмоционально  и эффективно, а усвоение ЗУН учащимися интересным.

 На своих уроках регулярно применяю метод тестирования. При выполнении тестовых заданий учащиеся с ОВЗ проявляют самостоятельность и индивидуальность, обучаются процессуальному контролю. Тесты в коррекционной работе с детьми с ОВЗ выполняют 3 основные взаимосвязанные функции: диагностическую (для выявления уровня сформированности ЗУН), обучающую (мотивируют учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала)  и воспитательную (дисциплинируют, организуют и направляют деятельность учащихся, помогают выявлять и устранять пробелы в знаниях, формируют стремление развивать свои способности). Главное достоинство тестовой проверки – скорость и объективность.  При разработке разноуровневых тестов по всем темам учебной программы учитываю психофизические возможности и индивидуальные особенности учащихся, в тестах использую разнообразные типы заданий. В результате применения тестов на уроках СБО создаются условия для формирования у учащихся с ОВЗ умений ориентироваться в задании, планировать свою предстоящую работу; тестовые задания пробуждают у учащихся потребность в самостоятельности и самоообразовании. Работа с тестами позволяет детям усваивать и закреплять знания, полученные на уроке, проводить самооценку знаний по каждой теме, а учителю – успешно проводить коррекционно-развивающую работу на уроках, контролировать уровень усвоения знаний учащимися.

Технологию проектного обучения использую в своей педагогической деятельности с целью стимулирования интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, умений и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания и сформированные умения. Этот метод обучения позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, даёт им возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми": если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Технология проектного обучения основывается на разработке учащимися под контролем учителя новых продуктов, имеющих практическую или социальную значимость.

На уроках СБО использую разнообразные формы организации учебных занятий (коллективные, групповые, индивидуальные, парные); постоянно провожу мониторинг качества сформированных знаний, умений, навыков каждого учащегося с целью оказания своевременной помощи.  Совместно с учащимися провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

В заключении хочу отметить, что современные образовательные технологии позволяют мне повышать у учащихся с ОВЗ познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, уровень информированности, самостоятельности и подготовки учащихся к самостоятельной жизни; индивидуализировать и дифференцировать обучение; формировать у учащихся ответственное отношение к учёбе, самооценку и рефлексию в учебной деятельности; использовать разные формы подачи и усвоения программного материала; заключают в себе большой образовательный, коррекционно-развивающий и воспитательный потенциал; способствуют  повышению качества знаний, общекультурному и личностному развитию  учащихся с ОВЗ.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

- регулярно проводимый мониторинг качества сформированности ЗУН по предмету  у учащихся 5-9-х классов показывает положительную динамику и  рост процентов обученности;

- результаты диагностики мотивационной сферы учащихся 5-9-х классов показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных методик и технологий

Цель моей работы как учителя стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта...

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....

Отчёт об использовании современных образовательных (психолого - педагогических)

Отчётоб использовании современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологийв образовательном п...

Отчёт учителя начальных классов о результатах использовании современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ

Отчёт учителя начальных классово результатах использовании современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе С(К)ОУ...

Доклад на методическом объединении воспитателей по теме: «Использование современных образовательных и коррекционных, информационных технологий в воспитательном процессе»

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе пони...