Социализация детей с нарушением слуха и речи в условиях комплексного подхода по формированию личности в условиях школы-интерната.
статья на тему

Шестакова Светлана Сергеевна

Школьные годы – это период социальной адаптации детей к новой среде – обществу других детей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы-интерната – целые сутки, недели, а в отдельных случаях и месяцы. Для адаптации ученикам необходимо усвоить наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные свойства социального поведения, принять ценности социального окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с нарушением слуха и речи в условиях комплексного подхода по формированию личности в условиях школы-интерната.

В современном мире вопрос о социализации детей с ограниченными возможностями становится всё более важным. В связи с этим всё более острым становится вопрос о необходимости пересмотреть цели, задачи, содержание, технологии обучения и воспитания детей.

Школьные годы – это период социальной адаптации детей к новой среде – обществу других детей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы-интерната – целые сутки, недели, а в отдельных случаях и месяцы. Для адаптации ученикам необходимо усвоить наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные свойства социального поведения, принять ценности социального окружения. Показателем степени адаптации социологи считают успешное выполнение учениками своего социального статуса. [1]

Для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями необходимо включать их в различные области деятельности: бытовую, индивидуальную и общественно значимую. Но при этом, необходимо учитывать ещё и их личные интересы и возможности.

Что же включает в себя термин «социализация»? Несмотря на его широкую распространённость, он не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. Содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний, «приобщение его к системе социальных связей». Процесс социализации представляет собой совокупность всех этих социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.[2]

Важно отметить, что успешным процесс социализации будет только тогда, когда человек научится не только адаптироваться к окружающему его обществу, но и будет в состоянии противостоять ему в интересах собственного развития и самореализации.

Таким образом, можно сказать, что для успешной социализации детей с ограниченными возможностями, необходимо в первую очередь подготовить их к самостоятельной, взрослой жизни. При работе детьми с нарушением слуха, нужно учитывать и тот факт, что развитие их личности и познавательной деятельности отличается от развития личности и познавательной деятельности их слышащих сверстников.

Замедленное овладение речью, коммуникативные барьеры становятся причиной для появления некоторых особенностей в психическом развитии детей с нарушением слуха. Какие же отличия в основных психических процессах и психической деятельности у обычного человека и человека с нарушением слуха.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Для неслышащих характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.[3] Таким образом, у неслышащего ребёнка продуктивность внимания снижена.

Память – это познавательный психический процесс, заключённый в запечатлении, сохранении и воспроизведении ранее воспринятого.[4] Для усвоения социального опыта детьми с нарушением слуха необходимо специальное обучение, так как тот познавательный материал, который слышащий ребёнок получает спонтанно и естественно, с трудом даётся неслышащему ребёнку в силу отсутствия нормального общения с окружающим миром.

Воображение – это высший познавательный процесс, который заключается в преобразовании представлений и создании новых образов на основе имеющихся.[5] Например, отгадывание загадок может вызывать большие трудности потому, что ребёнок не может понять образность выражения, символичность, метафору. По той же причине многие глухие дети не могут составить пересказ прочитанного текста и заучивают его наизусть.

Мышление – это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщённом, опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового.[6] Из-за того, что неслышащие дети позже овладевают речью, они дольше мыслят не словами, а образами и картинками.

Но при этом нужно помнить, что особенности развития личности зависят от времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, сформированности межличностных отношений. Оказывает влияние и окружающая среда. Проявление излишней заботы, жалости могут привести к развитию эгоцентрических черт, уверенности в собственной исключительности. В обратном случае, ребёнок может чувствовать себя обузой для окружающих и особенно для близких ему людей.

Итак, для успешной социализации неслышащего ребёнка необходимо формировать ряд личностных особенностей: творческую и познавательную активность, набор интеллектуально-личностных характеристик, перцептивные свойства личности, навыки общения и потребность в нём, адекватную самооценку.

Комплексность подхода к социализации ребёнка заключается в системном подходе, единой программе, которая охватывает все этапы и всех участников процесса социализации. Первым этапом является диагностическое обследование ребёнка. Психолого-педагогическое обследование, наблюдение за поведением и адаптацией ребёнка, его взаимодействие с взрослыми и другими детьми, выяснение социального статуса семьи и особенности взаимодействия в ней – всё это важные и обязательные составляющие первого этапа. Необходимо определить уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, уровень развития слуха и речи. На всех этапах социализации необходимо тесное  сотрудничество школы и семьи. Родители также вовлечены в воспитательно-образовательный процесс и соблюдают с педагогами единые требования к воспитанию ребёнка. В практике работы школ-интернатов используются следующие организационные формы работы с семьёй: массовая (классные собрания, курсы и семинары для родителей); групповая (работа с активом родителей); индивидуальная (посещение семей, переписка, консультации, привлечение родителей к работе школы: помощь в проведении экскурсии, в подготовке праздников и др.).[7]

Основная задача родителей – вводить неслышащего ребёнка в мир слышащих детей и всячески способствовать их общению. Для этого можно устраивать совместные праздники, увеличивая количество друзей и приятелей ребёнка. Совместные игры, в которых они будут устанавливать свои правила, покажут слышащим детям, что с таким ребёнком можно интересно и весело проводить время. Позволят установить новые социальные контакты, помогут не слышащему ребёнку раскрыться и понять, что он такой же полноправный член общества, как и другие. Важно, чтобы родители занимались не только образовательной стороной жизни ребёнка, но и развивали его интересы, расширяли его кругозор. Посещение театров, музеев, концертов, походы в кино – всё это расширяет возможности самореализации ребёнка, делает его жизнь яркой и интересной и даёт ему возможность понять, что его особенность не закрывает перед ним все двери и ему, так же как и всем, есть из чего выбирать. Разумеется, подобные мероприятия требуют особой подготовки со стороны родителей. Важно выбирать то, что ребёнок сможет понять, проводить беседы по мероприятию, как до его посещения, так и после.

Социализация ребёнка – это цель работы и образовательного учреждения. В условиях школы-интерната, данный процесс происходит и в урочное, и во внеурочное время. Деятельность всего образовательного учреждения и каждого педагога в частности должна быть направлена на:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • формирование экологической культуры.[8]

Педагоги должны развивать творческие возможности ребёнка, его социальную активность, воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, помочь в формировании собственной жизненной позиции. Для этого необходимо формировать у ребёнка положительное самоощущение, уверенность в своих возможностях, формировать нормы нравственного поведения, приобщать детей к ценностям, сотрудничеству с другими людьми, развивать положительное отношение ребёнка к себе и окружающему миру и при этом учитывать психологические особенности детей с нарушением слуха.

В условиях школы-интерната особую значимость представляет собой работа педагогов и во внеурочное время. Важно, чтобы мир ребёнка не ограничивался стенами школы. Поэтому необходимо особое внимание уделять организации экскурсий, походов и любым другим выездам за пределы школьной территории, в том числе и совместной деятельности глухих и слышащих школьников.

Важно помнить, что ребёнок, который учится в школе-интернате, на довольно продолжительное время может быть оторван от семьи. Поэтому необходимо создать благоприятную, комфортную психологическую обстановку, в которой ребёнок не будет чувствовать себя одиноким, брошенным и никому не нужным. Такие дети нуждаются в элементарных проявлениях заботы и доброты. Важно, чтобы ребёнок не потерял себя, свою индивидуальность в режимных моментах и в общей массе других детей. Необходимо, чтобы, чувствуя себя частью коллектива, он всё же помнил, что он - личность, а не просто один из многих.

Список использованных источников и литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  2. Зыкова Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -  200 с. – (Коррекционная педагогика).
  3. Алексеевских Д. Психология детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medpsy.ru – Информационный портал «Медицинская психология». – (Дата обращения: 28.11.2018).
  4. Андреева Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books – Психология. - (Дата обращения: 28.11.2018).

[1] 2, с. 71

[2] 4.

[3] 3.

[4] 3.

[5] 3.

[6] 3.

[7] 2, с. 127

[8] 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "До свидания, детский сад" для детей с нарушением слуха и речи.

Цель:  Развитие мотивационной готовности к школе, заинтересованного отношения к школе.Коррекционные задачи: Совершенствовать умение выразительно читать стихи;Совершенствовать ритмико- ...

Банк игр по развитию социализации детей с нарушениями слуха

Данный банк игр направлен на развитие у детей с нарушением слуха чувства ответственности за другого человека, общее дело, направлен на формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Приобщае...

Социализация детей с нарушениями слуха в условиях семьи и школы интерната

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи ...

10 советов родителям, имеющим детей с нарушениями слуха и речи

Советы пригодятся родителям, имеющим детей с нарушениями слуха и речи.Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормальног...

Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»

Данная     работа    посвящена    особенностям    физического    развития  слабослышащих    школьник...

Статья "Социализация детей с нарушением слуха"

Социализация детей  заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.Сле...