рабочая программа 3 класс предмет "Мир природы и человека"
рабочая программа по теме

рабочая программа для учащихся 3 класса коррекционной школы №8 по учебному предмету "Мир природы и человека" в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа 174 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коррекционная школа №8»

 г. Арзамас

Рассмотрено

на заседании методического совета школы

Протокол №  1  от   29.08.2018

Утверждено

на заседании педагогического совета школы

Протокол №1    от  30.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

для учащихся  3 «А»   класса

на 2018 – 2019  учебный год

Составитель:

учитель начальных классов Винокурова Надежда Ивановна

Арзамас 2018  год

Оглавление

Пояснительная записка ………………………………………………………

Характеристика базовых учебных действий………………………………

Планируемые результаты освоения программы: предметные, личностные

Учебно-тематический план ..………………………………………………...

Календарно-тематическое планирование……………………………………

Учебно-методический комплекс …………………………………………….

Приложение:…………………………………………………………………..

           Учебно-дидактическое обеспечение

3-4

5

6

7

7

9

10

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа «Мир природы и человека» для учащихся 3 «А» класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ КШ № 8 (1-4 классы - I вариант) г. Арзамас 2016 год, утвержденной приказом МКОУ КШ №8 от 31.05.2016 №273, в соответствии с календарным учебным графиком. Учебный предмет – «Мир природы и человека» является одним из основных общеобразовательных предметов в Коррекционной школе №8 для данной категории детей.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

―     полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира  через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.  

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию  представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления  и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

По мере реализации программы по классам  учащиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения применять их в жизни. Программа предполагает активные формы физической деятельности: учебные походы, ближние и дальние экскурсии, а также и проектную деятельность. С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе предусмотрены экскурсии и практические работы, доступные детям в этом возрасте. Изучение данного курса требует использования нетрадиционных форм проведения уроков, организации занятий вне класса (в уголке природы, в парке, музее, спортивном зале и пр.). Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

         Цель программы: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимания простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, изучение основ современной экологии.

         Задачи:

  • способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе;
  • познакомить учащихся с простейшими взаимосвязями и взаимозависимостями между миром живой и неживой природы и умением их устанавливать;
  • развивать целостное восприятие окружающего мира;
  • развивать умения наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы;
  • обучать знаниям и навыкам безопасного поведения в окружающей среде, как природной, так и техногенной;
  • воспитывать гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию человечества;
  • формировать умения оценивать свои поступки в природе;
  • расширять кругозор детей в области экологии;
  • развивать практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

ХАРАКТЕРИСТИКА  БАЗОВЫХ  УЧЕБНЫХ  ДЕЙСТВИЙ

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению.

                                            Личностные учебные действия

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе

 

                                                            Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс); обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с

людьми; слушать и понимать речь других

Регулятивные учебные действия

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать

и выходить из-за парты и т. д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

Познавательные учебные действия

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • читать; писать; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные

Минимальный уровень

  • представления о назначении объектов изучения;
  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
  • адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации

    Достаточный уровень

  •  представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание правил гигиены органов чувств;
  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
  • адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Сезонные изменения

20

2

Неживая природа

8

3

Живая природа. Растения. Животные

25

4

Человек. Безопасное поведение

12

5

Повторение пройденного материала

5

                    Итого:

70 часов (2 часа в неделю)

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

( 70 часов)

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата

Приме-чание

I четверть

18

Сезонные изменения

5

1

Экскурсия в природу. Осень

1

03.09.18

2

Осень. Осенние месяцы.

1

06. 09.18

3

Растения осенью

1

10. 09.18

4

Животные осенью

1

13. 09.18

5

Занятия людей осенью

1

17. 09.18

Живая природа. Растения

11

1

Сравнение растений

1

20. 09.18

2

Части растений: корень, стебель

1

24. 09.18

3

Части растений: лист, цветок

1

27. 09.18

4

Растения сада

1

01.10.18

5

Лес

1

04.10.18

6

Плоды и семена

1

08.10.18

7

Лесные ягоды

1

11.10.18

8

Грибы

1

15.10.18

9

Грибы: несъедобные и ядовитые

1

18.10.18

10

Травы

1

22.10.18

11

Травы: ядовитые растения. Правила поведения при отравлении

1

25.10.18

12

Повторение пройденного материала по разделу «Растения»

1

29. 10.18

Живая природа. Животные

1

1

Животные. Повторение пройденного материала во 2 классе

1

01.11.18

II четверть

14

Живая природа. Животные

13

1

Дикие животные. Лось

1

12.11.18

2

Дикие животные. Кабан

1

15. 11.18

3

Дикие животные. Заяц

1

19. 11.18

4

Домашние животные. Корова

1

22. 11.18

5

Домашние животные. Свинья

1

26. 11.18

6

Домашние животные. Кролики

1

29. 11.18

7

Сходства и различия: свинья, кабан

1

03.12.18

8

Сходства и различия: кролик, заяц

1

06. 12.18

9

Птицы. Части тела

1

10. 12.18

10

Перелётные птицы

1

13. 12.18

11

Зимующие птицы

1

17. 12.18

12

Хищные птицы

1

20. 12.18

13

Певчие птицы

1

24. 12.18

14

Повторение пройденного материала по разделу «Животные»

1

27. 12.18

III четверть

20

Сезонные изменения

5

1

Экскурсия в природу. Зима

1

14.01.19

2

Осень. Зимние месяцы

1

17. 01.19

3

Растения зимой

1

21. 01.19

4

Животные зимой

1

24. 01.19

5

Занятия людей зимой

1

28. 01.19

Неживая природа

8

1

Солнце в разные времена года

1

31. 01.19

2

Восход и закат солнца

1

04.02.19

3

Календарь

1

07. 02.19

4

Воздух

1

11. 02.19

5

Значение воздуха

1

14. 02.19

6

Термометр

1

18. 02.19

7

Ветер

1

21. 02.19

8

Направление ветра

1

25. 02.19

Сезонные изменения

5

1

Экскурсия в природу. Весна

1

28. 02.19

2

Весна. Весенние месяцы

1

04.03.19

3

Растения весной

1

07. 03.19

4

Животные весной

1

11. 03.19

5

Занятия людей весной

1

14. 03.19

Человек. Безопасное поведение

1

1

Дыхание человека. Органы дыхания

1

18. 03.19

2

Повторение пройденного материала по разделу «Неживая природа»

1

21. 03.19

IV четверть

18

Человек. Безопасное поведение

11

1

Профилактика заболеваний органов дыхания

1

01.04.19

2

Болезни органов дыхания. Правила поведения при простудных заболеваниях

1

04. 04.19

3

Профилактика простудных заболеваний

1

08. 04.19

4

Кровь. Значение крови для человека. Оказание помощи при порезах

1

11. 04.19

5

Сердце. Значение сердца для человека

1

15. 04.19

6

Пульс. Определение пульса

1

18. 04.19

7

Окружающая среда и здоровье человека

1

22. 04.19

8

Питание человека. Молочные продукты

1

25. 04.19

9

Питание человека. Мясные продукты

4

10

Питание человека. Сухие продукты

1

29. 04.19

11

Срок хранения продуктов. Профилактика отравления

1

02.05.18

Сезонные изменения

7

1

Лето. Летние месяцы

1

06. 05.18

2

Растения летом

1

13. 05.18

3

Животные летом

1

16. 05.18

4

Занятия людей летом

2

20,23. 05.18

5

Повторение пройденного материала по разделу «Сезонные изменения»

2

27,30. 05.18

Заместитель директора по УР

________________М.В. Козихина

«_____»________________2018 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

№п/п

Методическое обеспечение

Год издания

1

Адаптированная  основная общеобразовательная  программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ КШ № 8 (1-4 классы) г. Арзамас

         2016

   

2

Мир природы и человека. 3 класс.  Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова  и др. ] М.: Просвещение

2018

3

Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. Мир природы и человека.  Рабочая тетрадь 3 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение»

2018

Приложение

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Демонстрационные таблицы

1.Дикие звери

2.Грибы съедобные

3.Деревья, кустарники, травы

4.Огород

5.В городе

  • Модели - муляжи

1.Набор грибов

2.Набор овощей

3.Набор фруктов

  • Модели - гербарии

1.Гербарий «Основные группы растений»

2.Гербарий «Декоративные растения»

  • Модели – коллекции

1.Коллекция «Бабочки»

2.Коллекция семян

  • Модель – аппликация «Здоровье человека»
  • Книга-альбом «Времена года в городе, деревне, в природе»
  • Предметные картинки: грибы, цветы, ягоды, овощи, фрукты, деревья, домашние и дикие животные, дикие и домашние птицы, насекомые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой

«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/   Протокол № 1   от   « 29» августа 2012г....

Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой

«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/   Протокол № 1   от   « 29» августа 2012г....

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 8 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс

Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...

Рабочая программа учебного курса «Природа родного края» для 6-ого класса

Программные материалы  для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, разработанные Ленинградским областным институтом развития образования: Природа родного края. 6 класс. - СПб., ...

Программа факультативного курса Природа и человек

Программа факультативного курса Природа и человек...

1 класс. Мир природы и человека. Тема:Светофор

Актуальность этой темы связана с тем, что у детей с умственной отсталостью  отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нормально - развивающему ре...