Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)
рабочая программа на тему

Звягина Светлана Валерьевна

Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

Тюменская область

КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА –

ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Отчет о реализации рабочей программы

 духовно нравственного воспитания

(гражданско патриотическое направление)

 

           

                                                           

Воспитатель: Звягина С.В.

г. Нефтеюганск-2017


  1. Тема, цель и задачи школы на 2016-2017 учебный год

Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.  

Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.

Задачи:

1. Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

2. Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

*кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных. 

Цели и задачи программы

            Цель: Создание условий для овладения воспитанниками социальными (жизненными) компетенциями

          Задачи:

•        Сформировать представления о гражданских и национальных правах и свободах человека.

•        Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.

•        Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной.

II. Основные требования к результатам реализации программы

Личностные результаты обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений воспитанников.  

Программа определяет два уровня овладения личностными результатами.

Достаточный уровень — сформированы практически все наиболее необходимые умения и навыки. Воспитаннику интересна доступная ему деятельность; он проявляет в ней достаточную самостоятельность, трудолюбие, способен к простейшему самоконтролю и саморегуляции. Воспитанник пытается оценить свое поведение с помощью воспитателя. Оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на высоком уровне.

Минимальный уровень — сформированы только минимально необходимые элементарные навыки и умения самообслуживания. Воспитанник способен к продуктивной деятельности, под руководством взрослого. Частично овладевает вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта. В редких случаях бывает увлечен, заинтересован в своей деятельности. Оценить свое поведение и быть самокритичным воспитанник не может. Оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на среднем уровне.

Раздел

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Патриотизм и гражданственность

- Может назвать государственные символы РФ        

- Может назвать государственные символы ХМАО        

- Может назвать государственные символы г. Нефтеюганска        

- Знает основные культурные традиции России         

- Добросовестно выполняет различные общественные поручения

- Участвует в творческих делах

- Может назвать государственные символы РФ        

- Знает некоторые культурные традиции России         

- Выполняет различные общественные поручения с помощью педагога

- Участвует в творческих делах

 Первый уровень результатов:

- сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

- получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

- умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.

- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,

- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу

- сформировано умение беречь природу;

-  накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

- обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  

  Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

        Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения, обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Условия реализации программы

        Программа реализуется в течение 1 года, включает в себя 34 воспитательных занятия направленных на достижение цели и решение поставленных задач продолжительность одного занятия 40 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю. Так же программа реализуется за счет режимных моментов в интернате, практических занятий, мероприятий.

        Эффективное усвоение воспитанниками материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Соблюдение календарно-тематического планирования

№ п.п

Тема занятия

Кол-во

занятий

Содержание работы

Используемые

методы и средства

«Мы вместе» (10 часов)

I Четверть

Моя семья и кто в ней я.

                

1

Воспитанники делятся мнениями о самом дорогом в жизни

- Словесный метод.

- Наглядный метод.

Творим добро своими руками

1

Формирование навыка определения конечного результата, цели своей деятельности

- Рассказ

- Беседа

- Наглядный материал

Составление родословной своей семьи

1

Знакомство со своей родословной

- Рассказ

- Беседа

- Наглядный материал

Я несу ромашки маме

1

Формирование первичных семейных представлений

- Словесный метод

- Беседа

«Загляните в семейный альбом»

1

Воспитание уважительного отношения к институту семьи

- Чтение стихотворений по теме (Сергей Есенин, Самуил Маршак и т.д.)

- Обсуждение

«С кого пример в жизни брать»

1

Воспитание уважительного отношения к старшим

- Сюжетно-ролевая игра

- Обсуждение

«Тепло родного очага»

1

Воспитание уважительного отношения к старшим;

- Словесный метод

- Беседа

«Мой любимый школьный двор»

1

Воспитание доброжелательного отношения к месту где ты живешь

- Словесный метод

- Беседа

«Мои права и обязанности»

1

Формирование знаний о правах и обязанностях ребенка.

- Сюжетно ролевая игра

«Мой папа-лучше всех»

1

Воспитание уважительного отношения к институту семьи

- Беседа

- Наглядный материал

- Видеоролик

«Край, в котором мы живем»

1

Воспитать нравственно- патриотические чувства, любовь и гордость за свой край.

- Словесный метод

- Практический метод

Гимн, герб и флаг ХМАО

1

Формирование знаний о символах нашего округа.

- Словесный метод

- Практический метод

«Имена героев на карте района»

1

Формирование навыков работы со справочной литературой и картой.

- Рассказ

- Беседа

- Практический метод

«Мир дому твоему»

1

Формирование правильного отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

- Работа с художественной литературой

- Беседа

- Наглядный материал

«Родной край люби и знай»

1

Воспитать нравственно- патриотические чувства, любовь и гордость за свой край.

- Беседа

- Практический метод

«Что дает наш край стране»

1

Воспитать нравственно- патриотические чувства, любовь и гордость за свой край.

- Беседа

- Работа с художественной литературой

III Четверть

Посещение памятника мэру города Владимиру Петухову.

1

Обучение правилам поведения в общественном месте.

- Рассказ

- Беседа

- Наглядный материал

Моя родина (11 часов)

«С чего начинается Родина»

 

1

Знакомство с символикой России (гимн, герб, флаг, президент, столица)

- Рассказ

- Беседа

- Наглядный материал

«Я пою о России»

1

Воспитание любви к Родине, родному краю.

- Беседа

- Наглядный материал

- Видеоролик

Государственные праздники РФ

1

Формирование знаний о праздниках нашего государства

- Беседа

- Наглядный материал

Мой любимый государственный праздник

1

Применение полученных знаний на практике (Дети изображают на рисунке любимый праздник, никому, не говоря какой праздник они рисуют, затем отгадывают друг у друга)

- Беседа;

- Метод демонстрации;

- Применение учебно-наглядных пособий.

«Школа-часть малой родины»

1

Формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».

- Сюжетно-ролевая игра

- Обсуждение

Мои родственники по всей России.

1

 Воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране.

- Сюжетно-ролевая игра

- Обсуждение

Дружественные народы России.

1

 Воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране.

- Сюжетно-ролевая игра

- Обсуждение

«Если бы я был президентом страны»

1

Формирование знаний об истории президентства; функциях и полномочиях Президента РФ.

- Сюжетно-ролевая игра

- Обсуждение

«Великие люди России»

1

Знакомство детей со знаменитыми соотечественниками- деятелями науки и искусства, воспитывать уважение к известным людям России.

- Сюжетно-ролевая игра

- Обсуждение

«Мой гражданский поступок»

1

Формирование умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

- Рассказ

- Беседа

- Наглядный материал

«Я живу в России»

Формирование знаний о символах нашего государства.

- Рассказ

- Беседа

- Наглядный материал

«Это важно помнить» (6 часов)

IV Четверть

«Дети блокады»

1

Формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества;

- Словесный метод.

- Наглядный метод.

- ТСО: компьютер,

«Если б не было войны»

1

Воспитание чувства патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 

- Словесный метод.

- Наглядный метод.

- ТСО: компьютер,

История олимпийских игр

1

Знакомство детей с историей возникновения Олимпийских игр, с их символикой и традициями.

- Словесный метод.

- Наглядный метод.

- ТСО: компьютер,

Акция «Письмо солдату»

1

Воспитание уважительного отношения к защитникам Родины, к старшему поколению;

- Словесный метод.

- Наглядный метод.

- ТСО: компьютер,

Акция «Здесь живет ветеран войны»

1

Воспитание чувства патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 

- Словесный метод.

- Наглядный метод.

«След войны в моем доме»

1

Воспитание чувства патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; 

- Беседа

III.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

        Оценка достижения планируемых результатов программы определяется путем определения социальной роли воспитанника в группе и поведения демонстрируемым на занятиях.

Программа подразумевает проведение занятий с воспитанниками, разделенными на 2 группы.

Воспитанники средней группы при диагностике задавались следующие вопросы:

1. Для меня семья - это…

2. Я люблю своих родителей за…

3. Мы всей семьѐй …

4. Для семьи я могу …

5. Традициями нашей семьи являются …

6. Для меня труд – это …

7. Я люблю доводить дело до конца, потому что …

8. Меня не надо дважды просить выполнить какое – то дело, потому что…..

9. Я могу организовать трудовое дело для …

10. Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью в работе, то я…

11. Когда моя работа закончена, то я чувствую…

Воспитанники старшей при диагностики задавились такие вопросы как:

  1.  Я знаю важные даты истории моей страны:
  2. Я знаю важные даты истории моего поселка:
  3. Я могу назвать имена людей, которые прославили нашу Родину:
  4. Я могу назвать имена людей, которые прославили наш поселок:
  5. Мне нравится участвовать в таких мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию, как:
  6. Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда...
  7. Я испытываю чувство гордости за свою школу, когда...
  8. Я считаю, что могу сделать для своей Родины:

Группа

I полугодие

кол-во часов

по плану

фактических

Младшая группа

16

16

Старшая группа

16

16

Статистическая справка о выполнении воспитательной программы



VI. Выводы и перспективы:

        Целью работы являются создание условий для овладения воспитанниками социальными (жизненными) компетенциями. Все занятия, были провидены в соответствии с календарно-тематическим планированием, составленным при разработке воспитательной программы. 

        Эффективное усвоение воспитанниками материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Занятия были продуманны и отличались как по виду деятельности, так и по сложности освоения программного материала. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия за 2014, 2015,2016 год.

        Оценка достижения планируемых результатов программы  определяется путем педагогического наблюдения за поведением воспитанников и демонстрируемыми ими знаниями по разделам программы. Все диагностические занятия проводятся в процессе практической направленности.

 По результатам тестирования можно увидеть, что у детей изменилось отношение к Родине, родному краю, ответы детей уже, осознанные и уверенные.

21 воспитанник знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона, имена и отчества родителей; адрес школы, 15 детей знают герб, флаг России и своего города, 6 воспитанников имеют представление о Президенте, часть детей знает представителей других национальностей, населяющих нашу страну.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»

Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образова...

Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»

АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...

МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО

Рассказывается об опыте работы школьного музея ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля Самарской области...

МУЗЕЙ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО

в статье описывается опыт работы школьного музея "Времён связующая нить"...