Доклад на тему: "Оценка качества реабилитационных услуг в школе-интернате №1 для обучения и реабилитации слепых"
статья на тему

Алимжанова Наталия Петровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_otsenka_kachestva_reabilitatsionnyh_uslug.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

         «Оценка качества реабилитационных услуг в ГБОУ ШОР №1».

Алимжанова Наталия Петровна

Специалист по реабилитационной работе, воспитатель

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы

        При подготовке данной публикации я опиралась на статьи Закона ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 и ГОСТ Р 57960-2017 Реабилитация инвалидов. Оценка результатов реабилитационных услуг.

        Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы является уникальным образовательным и реабилитационным учреждением, которое в марте 2017 года отметило свой 135-летний юбилей. ГБОУ ШОР №1 предоставляет обучающимся с тяжелой патологией зрения, преимущественно тотальной слепотой широкий  спектр услуг по социальной, профессиональной, психологической реабилитации/абилитации:

- услуги по профессиональной ориентации, профессиональному информированию и профессиональному консультированию;

- услуги по формированию и развитию у обучающихся навыков ориентировки и мобильности;

- услуги по формированию и развитию навыков самостоятельного использование объектов социальной инфраструктуры;

- услуги по социально-бытовой адаптации;

- услуги по социально-психологической и социокультурной реабилитации и т.д.

        Качество услуг по социальной реабилитации определяется тем, в какой степени полными, квалифицированными, эффективными и удовлетворяющими потребности инвалидов являются данные услуги.

        Универсальной формулы оценки услуг по реабилитации инвалидов по зрению не существует. В теоретической литературе  есть лишь определенные методические подходы к проведению оценки. Для ГБОУ ШОР №1 наиболее приемлемой формой является проведение социологического исследования, включающего в себя анкетирование родителей и обучающихся, интервью и наблюдение.

        Критериями качества предоставления реабилитационных услуг могут стать следующие:

  • наличие в учреждение всех необходимых документов и качество их подготовки.        
  • условия размещения учреждения.
  • полноценность штатного расписания, уровень профессионализма сотрудников.        
  • оснащенность всеми видами оборудования.

        ГБОУ ШОР №1 расположена в престижном районе Москвы, в шаговой доступности от метро и железнодорожной станции «Москва-3». Дорога от метро до школы оборудована необходимыми для передвижения инвалида по зрению объектами «доступной среды» (тактильная плитка «звуковой» светофор и т.д.), что способствует самостоятельному передвижению обучающихся по данному маршруту.

        Услуги по реабилитации оказывают высококвалифицированные специалисты: педагоги-дефектологи, логопеды, инструкторы по ориентировке в пространстве, преподаватели СБО, специалисты по реабилитационной работе и т.д., имеющие большой опыт работы с данной категорией инвалидов. Педагоги и специалисты работают в соответствии с законодательством РФ, Уставом школы по уникальным образовательным и реабилитационным программам.

        В процессе обучения незрячих детей активно применяются современные компьютерные технологии. Школа оснащена по последнему слову техники: это и хорошо оборудованные, компьютерные классы, и типография, и индивидуальные рабочие места, которыми обеспечиваются старшеклассники для работы в школе, которые  включают  ноутбук с установленной программой экранного доступа, дисплей Брайля, при необходимости – увеличитель, сенсорные панели, позволяющие более продуктивно работать на уроке и т.д.

        Компьютерные технологии играют важнейшую роль в процессе реабилитации/абилитации инвалидов по зрению, так как благодаря им незрячие всего мира не только общаются,  работают,  легко ориентируются в сети Интернет, но и используют навигационные системы для повышения мобильности при ориентировке в пространстве.
Безусловно, современные технологии не могут умалить значения письменности, без которой не было бы ни литературы,   доступной каждому незрячему,  ни нот, ни брайлевского дисплея, а главное, не было бы огромного количества замечательных ученых, специалистов, разносторонне образованных, грамотных людей. Однако, наука и технологии движутся вперед, и сегодня уже сложно представить свою жизнь без современных информационных технологий, адаптированных для людей с проблемами зрения.
        Обучающиеся ГБОУ ШОР №1 при работе на компьютере используют так называемые программы экранного доступа, которые посредством почти натурального, человеческого голоса сообщают пользователю информацию, появляющуюся на экране компьютера.         Это до определенной степени позволяет им идти на равнее со зрячими в изучении всевозможных компьютерных программ, а значит уже во взрослом возрасте они  смогут делать на компьютере практически все то,  что на нем могут делать
зрячие. Соответственно больше доступных для инвалидов по зрению профессий,  теоретически больше возможностей для трудоустройства (в том числе и удаленно).        

        Дисплей Брайля - это специальное устройство, позволяющее выводить текст с экрана компьютера на небольшую панель с выпуклыми точками.
Он дает возможность обучающимся читать и писать по системе Брайля, а не воспринимать информацию исключительно на слух, что делает ребят более грамотными, позволяет улучшить технику чтения. Обучающимися и выпускниками отмечено, что дисплей Брайля значительно облегчает процесс изучения иностранных языков.

        Тифлофлешплееры и другие приборы, позволяющие входить в сеть Интернет, дают возможность доступа к крупнейшим библиотекам мира, пользоваться обучающей  и художественной литературой. А наличие специальных принтеров помогает распечатать любой учебный материал.        

        Одним из критериев результативности реабилитационной работы может служить степень развития коммуникативных навыков у обучающихся. После окончания школы большинство выпускников, успешно сдав ЕГЭ или ГВЭ, продолжают обучение в высших и средних учебных заведениях, среди которых: медицинские колледжи, где ребята получают профессию «медицинский массаж», МГУ, МГПУ, МПГУ, РГСУ и многие другие. Они обладают достаточным багажом знаний, чтобы проявить и показать себя в учебе, но здесь на первый план выходит их умение общаться с окружающими, в нужный момент обратиться за помощью (зачастую это просто необходимо, особенно в первое время). Не стоит забывать о том, что многие зрячие люди не знают, как правильно общаться с незрячим человеком, как к нему обратиться, как помочь. И здесь очень многое зависит от наших ребят, их активности, их стремление наладить контакты с окружающими. Благодаря всевозможным реабилитационным мероприятиям, проводимым в школе (занятие по развитию коммуникативных навыков, посещение объектов социальной инфраструктуры, инклюзивные социокультурные мероприятия) большинство ребят успешно справляются с этими сложными задачами. Они находят новых друзей, живут полноценной студенческой жизнью.

         В школе имеются хорошо оборудованные спортивный и тренажерный зал, что позволяет обучающимся ГБОУ ШОР активно заниматься физкультурой и спортом. Вид и объемы физической нагрузки определяются с учетом индивидуальных физиологических особенностей ребенка. Обучающиеся ГБОУ ШОР принимают активное участие в спортивных мероприятиях, как на региональном, так и на федеральном уровне. Обучающиеся школы входят в состав сборных России по футболу слепых и голболу (спортивная игра для незрячих, в ходе которой команда из трех человек должна забросить мяч со встроенными колокольчиками в ворота противника).  В скором времени на территории школы будет построен ФОК с бассейном, что сделает процесс физической реабилитации еще более продуктивным.

        Одним из критерием оценки результативности процесса реабилитации может стать уровень самостоятельности незрячего человека. Есть обучающиеся ГБОУ ШОР, которые уже в 8-ом классе сдают зачет на получение свободного выхода из школы, то есть могут самостоятельно добраться из школы домой. Многие ребята не только обслуживают себя, но активно помогают родителям по хозяйству (умеют налить чай, приготовить еду, постирать). Это, конечно, результат длительной, кропотливой работы педагогов и специалистов. Не каждый незрячий в силу своих индивидуальных физических и умственных особенностей может достичь такого уровня. Но наша задача сделать инвалида по зрению, как можно более самостоятельным и независимым. Полноценным членом общества.

Алимжанова Наталия Петровна,

специалист по реабилитационной работе ГБОУ ШОР №1, воспитатель

Адрес места жительства:

127642, Москва, проезд Шокальского, дом 26, кв. 17.

Телефон: 8-926-891-40-71.

Телефон рабочий (секретарь): 8-499-787-55-01.

Email: pionnat@mail.ru/

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Коррекционная направленность внеклассных мероприятий в группах Елионской школы-интерната"

Доклад является  материалом используемым для проведения заседания методического объединения  воспитателей коррекционных  школ для  детей с нарушением интеллекта, обмен опытом ...

Выступление на ВКС "Использование реестра затруднений учащихся и педагогов для повышения качества образования в Новопортовской школе-интернате"

Результаты государственной итоговой аттестации становятся основным источником объективной и независимой информации об уровне общеобразовательной подготовки школьников, о тенденциях развития общего обр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ...

Доклад на педагогическом совете «Организация самоподготовки в условиях школы-интерната»

Докладна педагогическом совете«Организация самоподготовкив условиях школы-интерната»...

«Разработка аудиогида для прохождения экологической тропы на территории школы-интерната №1 для обучения и реабилитации слепых»

Важной частью адаптации детей с глубоким нарушением зрения является изучение окружающего мира при помощи тактильного восприятия, поэтому актуально проведение экскурсий, изучение биологического материа...