Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната
методическая разработка на тему

Григорьева Мария Юрьевна

Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиротском учреждении и испытывающих в связи с этим проблемы с самосознанием, отношением к окружающему миру, общением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-aya_kommunikatsiya.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию коммуникативных способностей подростков.

Развитие личности ребенка требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания неких импульсов и разрешения внутренних конфликтов. Кроме развитого самосознания, любому человеку необходимо научиться социальному познанию – умению видеть и понимать эмоции и чувства других людей. Если правильно, последовательно обучать детей умению договариваться, быть позитивным, понимающим, - можно избежать многочисленных конфликтов, возникающих из-за высокой эмоциональной возбудимости, (свойственной детям и подросткам специальной школы), проявлений агрессии и недоброжелательности.

В школу-интернат № 6,и в частности в мою группу, часто попадают дети старше 13 лет. Как правило, это подростки с несформированными навыками поведения в обществе и общения. У детей, которые воспитывались в неблагополучных семьях, проводящих время на улице, часто отсутствуют адекватные эмоциональные проявления, умение выразить свои чувства и эмоции, элементарные навыки межличностного общения. Такие подростки с трудом выражают свои мысли, часто оказываются в конфликте с окружающими, не умеют адекватно оценивать собственное поведение. У них ограничены представления об окружающем мире, бедный словарный запас. Поэтому моя работа во многом направлена на коррекцию этих недостатков. Для этого я постоянно провожу занятия в группе, цели которых определяю для себя в следующем:

-Развитие психических процессов (восприятия, памяти, понимания, мышления)

-Содействие в формировании адекватного мировоззрения

-Снижение агрессии

-Профилактика таких состояний, как беспомощность, страх, недоверие, чувство вины

-Содействие  позитивному, качественному усвоению социальных норм.

-Активизация творческих возможностей

- Расширение знаний об окружающем мире.

В моей группе 8 человек от 15 до 19 лет. Занятия проводятся каждую неделю. Длительность одного занятия – 1 час. В данном сообщении, я опишу некоторые занятия по данному направлению, которые проводились в период сентябрь – декабрь 2006 года. И в заключении представлю некоторые сравнительные результаты.

Занятие 1.

Тема: « Я и другие»

Цель: Научить осознавать себя, свою личность, объективно относиться к своим возможностям, научить некоторым способам решения межличностных конфликтов.

Упражнение: « Пересядьте те, кто…»

Воспитатель предлагает поменяться местами (пересесть) всем, кто обладает какими-либо общими признаками. Этот признак называет воспитатель, например: « Пересядьте те, кто любит футбол». Для полного включения детей в игру, воспитатель называет несколько различных признаков, после чего занимает место в круге, а признаки называют все ребята группы по очереди.

Данное упражнение проходит очень хорошо. Ребята быстро и охотно включаются в процесс, стараются придумать оригинальные  обобщающие признаки, раскрепощаются и чувствуют себя свободно и комфортно.

Упражнение: « Какой я?»

Участникам группы предлагается 15 раз ответить на вопрос: «Какой я?». Полученные ответы записываются на листе бумаги, а затем обсуждаются и группируются по принципу – что мешает, а что помогает в жизни. При выполнении упражнения впервые, многие теряются, не находят слов, дают стандартные, поверхностные характеристики. Встречаются такие ответы, как БОСС, ОБЩИЙ и др. Поэтому это упражнение я включаю в некоторые другие занятия.

Упражнение:  обвести свою ладонь и на пальцах написать свои только хорошие качества, а на ладошке – то, что хочешь изменить. После проведения предыдущего упражнения, это ребята выполняют легко и охотно. Многие пытаются оригинально оформить рисунок

Упражнение (завершение)

Все участники встают в общий круг. Один из участников встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: « Спасибо за хорошее занятие!». Оба остаются в центре круга, держась за руки. Затем подходит следующий участник, пожимает руку одного из стоящих в центре, благодарит и остаётся с ними в ценре круга, держась за руки. Таким образом, группа в центре увеличивается. Когда подходит последний участник, круг замыкается и по кругу передается рукопожатие. Это упражнение помогает сплотить коллектив подростков, снизить агрессивный настрой по отношению друг к другу.

Занятие 2.

Тема: «Я и мои чувства»

Упражнение: по каким признакам вы можете определить настроение человека (мимика лица, голос, движения). Воспитанники обсуждают это, пробуют изобразить.

Упражнение помогает раскрепоститься, научиться адекватно выражать свои чувства, эмоции; понимать настроение окружающих.

Упражнение: каждый воспитанник на листе бумаги рисует человека, изображающего то или иное настроение. Листки передаются воспитателю, перемешиваются и раздаются воспитанникам. Теперь по чужому рисунку каждый воспитанник должен рассказать, какое настроение изображено на рисунке, и почему он так считает.

Упражнение: Воспитанникам предлагается с помощью мимики, позы изобразить чувство обиды, чувство страха, чувство вины. Затем все вместе обсуждают, в каких ситуациях они испытывали данные чувства, рассказывают случаи из жизни.

Такое упражнение в первый раз вызывает у воспитанников чувство некоторого смятения, т.к. не все готовы делиться личным опытом в группе, но при повторе, как правило, вызывает положительные эмоции, состояние радости. Бывает, ребят трудно остановить в их рассказах, и это говорит о том, что в данный момент, в данном коллективе, ребенок чувствует себя уютно и комфортно.

Упражнение (завершение) участники группы, передавая по кругу мяч говорят: «мне понравилось, как ты рассказывал о….»

Занятие № 3

Тема: страх, агрессия, гнев

Цель: научить детей распознавать такие состояния, как страх, гнев, агрессия и научить контролировать их.

Упражнение:

Участники делятся на 2 группы. Первая часть изображает какую-либо скульптуру, застывшую в агрессивной позе. Вторая группа должна что-то поменять в позах, мимике скульптуры, чтобы агрессия исчезла. Затем группы меняются местами.

Это упражнение хорошо тем, что меняя скульптуру, участники прикасаются друг к другу и это позволяет сплотить коллектив, создать атмосферу доверия к окружающим.

В конце проводится небольшая лекция с рассказом о самом понятии агрессии, мотивах агрессивного поведения.

Упражнение: «слова гнева»

Воспитатель предлагает воспитанникам вспомнить ситуации, в которых они испытывали гнев. Обсуждение. Затем участники вспоминают и записывают слова, которые говорят люди, когда злятся. Обсуждается, что чувствует человек, к которому обращены эти слова, способы, при помощи которых можно разрешить конфликт.

Упражнение

Группа делится на две части. Участники становятся друг напротив друга в парах. Каждая половина говорит по очереди - одни гадости, другие – комплименты. Нецензурные выражения употреблять запрещено. Важно обращаться друг к другу на «Вы» и спокойным тоном. Например, один участник говорит: « Вы тупица», а его партнер отвечает ему комплиментом: « А Вы очень умны». Затем команды меняются местами.

Обсуждение. Обсуждаем, что и какие слова задевают, в каких случаях становится трудно себя сдержать.

Это упражнение очень интересно для ребят, но требует активного участия и помощи воспитателя, т.к. У воспитанников очень бедная лексика и им просто не хватает слов, как ругательных, так и приятных. Поэтому, приходится подсказывать им качества, на основании которых можно дать определение человеку. В этом случае упражнение проходит динамично, ребята не теряются. Интересно, что после проведения данного упражнения, во время, не посвященное занятиям, в группе можно было услышать фразы типа: « Дима, Вы – идиот ?» и ответ: « Да, Вася, представьте себе!» и полное отсутствие агрессивного поведения вслед за этим, конфликт сам собой превращался в шутку. Таким образом, можно утверждать, что данное упражнение действительно помогает подросткам бороться с негативом. Ребята сами для себя избрали такой способ.

Упражнение: « Гнев»

На стене вешаем мишень, из бумаги делаем мячики. Задача участников вспомнить, рассказать ситуацию, в которой они испытывали гнев. Затем нужно бросить мяч в мишень с такой силой, какова была сила гнева в тот момент.

Обсуждаем, что испытывает участник в момент раздражения, как можно с этим справиться.

Упражнение (завершение): участники, по кругу передавая друг другу мяч, желают друг другу: « желаю тебе удачи в ….»

Занятие № 4

Тема: Молодежь и кумиры

Цель: расширить и наполнить представления и знания об окружающем мире. Помочь раскрепоститься, развить творческое начало.

Упражнение: « Предмет по кругу»

Группа садится в круг. Воспитатель показывает предмет ( линейку, мяч, книгу и т.п.). Участники, предавая предмет по кругу, наполняют его новым содержанием и обыгрывают это содержание. Например, кто-то представляет линейку, как гитару – показывает игру на гитаре при помощи линейки и как гитару предает следующему участнику и т.д.

Упражнение всегда вызывает сложности, т.к. у подростков в этой группе не хватает фантазии, поэтому придумываем, как представит предмет вместе, и только изображает каждый самостоятельно. В итоге – обсуждение, почему выбрали именно такой предмет, отношение к нему. 

Упражнение « Молодежные культуры»

Мини-лекция о различных молодежных культурах, истории их возникновения и названиях. Разговариваем о моде, личных пристрастиях в одежде, музыке.

В ходе беседы делаем заключение, что определить принадлежность к той или иной организации, течению можно определить по одежде. Ребятам предлагается самим придумать и изобразить надпись, эмблему, которая могла бы быть, например на футболке. Обсуждаем результаты. Пытаемся вместе придумать эмблему для группы.

Упражнение: « Мой кумир»

Участникам предлагается назвать и описать своего кумира, рассказать о нем: чем привлекает этот человек, какие у него привычки, мировоззрение и т.д. Чем бы вы хотели быть похожим на своего кумира? К этому упражнению я предлагаю ребятам подготовиться заранее, и в результате получаются очень интересные результаты. Ребята всерьез увлекаются сбором информации о каком-либо известном человеке, с интересом потом о нем рассказывают.

Упражнение (завершение): участники передают по кругу предмет со словами: «Мне кажется, что ты современный парень, потому что….»

Говоря о результатах такой работы, хочу обратить внимание на то, что основные цели, поставленные в начале, достигаются и уже после первых занятий есть заметные результаты. А в этом сообщении, в качестве примера, я приложу работы ребят. Приложение № 1 – это анкета, которую я предлагаю заполнить каждому вновь поступившему в мою группу. По ответам на вопросы хорошо видны и неуверенность подростка, и неумение понять и выразить  свои мысли, и бедность словаря и представлений.

Приложение № 2 – это сочинения ребят о жизни, которые они писали в конце 2006 года. И, читая сочинения, очень хорошо видно насколько увереннее в себе, доверительнее к окружающему миру и раскрепощеннее стали эти ребята после проведенных занятий. Таким образом, я делаю вывод, что такая работа, кроме того, что интересна для ребят, несет большую практическую пользу в плане психической, эмоциональной и чувственной коррекции подростков.

 

Школа-интернат № 6

2017

Григорьева М.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"

Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать  у воспитанников духовно - н...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков на примере занятия по дисциплине «Иностранный язык» «Знакомство с движением WorldSkills»

Цель данной методической разработки - наглядно показать взаимосвязь дисциплины «Иностранный язык» с профессиональной сферой деятельности обучающихся по программам ППКРС/ППССЗ. Целесообразность разраб...