Статья. Психологический комфорт как условие развития личности ребенка на уроке
статья на тему

Фирсова Татьяна Геннадьевна

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Психологический комфорт как условие развития

 личности ребенка на уроке

«Из всех показателей оценки школы главным

следует считать самочувствие в ней человека.

 Школа хороша, если в ней хорошо

каждому ребенку и взрослому».

                                        В.А. Караковский

«Каждый твой поступок отражается на других людях;

 не забывай, что рядом с тобой человек».

                                      В.А. Сухомлинский

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
        Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании:

  • ученик – основной объект заботы учителя;
  • воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;
  • школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности.

Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.

Негативные явления: жалобы со стороны родителей и учащихся на возникновение конфликтных ситуаций в школе.

Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию.

Каково же сегодня состояние психологического климата на уроках?

Что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребёнку?

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния[7].

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться[12].

В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей[4].

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

Критерии психологического пространства[7]

  • Безопасная среда;
  • Атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Критерии эффективного с точки зрения сохранения здоровья урока[10]

  •  Отсутствие усталости у детей и учителя
  • Положительный эмоциональный настрой
  • Удовлетворение от сделанной работы
  • Желание продолжать работу
  • Создание ситуации успеха как один из факторов
  • Обеспечения психологического комфорта на уроке (из опыта работы учителей).

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему[8]. Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  • Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке. [1]

Успешное проведение урока и психологический комфорт на уроке создает сам учитель

Старайтесь:

  • Видеть в каждом ученике уникальную личность.

«Все дети талантливы».

  • Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,
  • доброжелательности.

«Учиться победно!».

  • Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и
  • другие недостатки ребенка.

"Ребенок хорош, а плох его поступок".

  • Предоставлять возможности и помогать детям.

"В каждом ребенке – чудо, ожидай его".

Почему ученик готов прогулять урок (высказывания из анкет)

7 класс

8 класс

9 класс

Очень много задают

Не люблю предмет

Бесполезный предмет

Устаю и хочется погулять

Плохо знаю предмет

Скучно не комфортно

Не хочу учится

Непонятно

Люблю поспать

Неинтересно

Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников [8].

Еще один показатель, определяющий климат, — отношение к событию, протекающему в данный момент. Одно и то же событие в группах с разным психологическим климатом сопровождается различным психологическим эффектом: так, скажем, неудачный ответ одного ученика при неблагоприятном климате в классе вызывает насмешку или безразличие со стороны других учеников, но та же самая ситуация в классе с благоприятным климатом рождает совершенно иной отклик — сочувствие, огорчение, стремление помочь. [2]

Причины конфликтов на уроке (из высказываний, учащихся)

7 класс

8 класс

9 класс

Придираются

Неправильная форма

ведения уроков

Из-за непонимания

Кричат на меня

Плохое поведение

Вредность необъяснима

Не сделал домашнюю

работу

Ни за что ставят «2»

невнятно объясняют

Моя неустойчивая

психика

Что в джинсах и

футболке

Бывают разногласия,

нравится узнавать новое, но не зубрить это

Социально-психологическая атмосфера в школе предполагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами (включая не только педагогов и детей, но и весь технический персонал), научный уровень мышления, ориентированный на вскрытие сути как поиск Истины, культурную, эстетически оформленную организацию труда в соответствии с принципом Красоты и защищенное положение взрослых и детей как привнесение Добра в образовательное учреждение. [6]

Как выражать неудовольствие поступками детей?

  • Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком. Дайте ему ощутить, что хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит – есть причина.
  • Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Прежде попытайтесь понять природу трудностей.
  • Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
  • Замечайте и отмечайте малейших успех ученика.
  • Не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Посредством атмосферы осуществляется влияние на климат, его создание и поддержание. Всякий раз педагога при встрече с учениками должна заботить атмосфера, царящая в их взаимоотношениях.

Стратегия поведения в конфликте

У каждого человека есть две жизненные заботы:

  • достичь личных целей (которые могут субъективно переживаться как

очень важные либо маловажные).

  • и сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми (что

также может переживаться как важное или маловажное условие).

Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии

поведенческих стратегий, а соответственно благоприятный психологический комфорт как условие развития личности ребенка.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учеб. пособие. - М: Когито-Центр, 2008. - 432с.
  2. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1996. -  3 с.
  4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1983. - 96с.
  5. Барт Карлхайнц Трудности в обучении: раннее предупреждение: учебное пособие / пер. с нем. Н.А. Горловой, А.А. Михлина– М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С.208.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995; с.
  7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  8. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. Петропавловск, 2010 – 74с.
  9. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. – 3-е изд.; стереотип. - М.:  Издательский центр “Академия”, 1999.
  10.  Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1985, -144 с.
  11.  Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2002, -207 с.
  12.  Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. -104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ...

Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...

Общешкольное родительское собрание"Общение в семье как условие развития личности ребенка".

Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и гармонии в семье зависит, в том числе, психологическое состояние всех ее членов....

Выступление на педсовете "Психологический комфорт в ТО "Криничка" как условие развития личности ребенка"

Важным условием эффективного обучения и повышения качества воспитания и развития личности учащихся является формирование комфортной среды на занятиях. В руках преподавателей находит...