Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Применение квест–технологии и

 и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 

Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на                     полной высоте современных знаний в своей специальности.

Д. И. Менделеев

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и принятия его окружающими людьми.

У многих дошкольников, особенно у детей  с ограниченными возможностями здоровья, в моей группе – это дети с тяжелыми нарушениями речи, наряду с нарушением звукопроизношения и фонематических функций, лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием зрительной, слухоречевой, тактильно-кинестетической памяти и связной речи все чаще наблюдаются нарушения более широкого спектра. Педагоги отмечают низкую познавательную активность, быструю утомляемость, слабость регуляции произвольной деятельности.

Анализ собственного педагогического опыта и методической литературы позволил мне сделать вывод о том, что традиционные подходы работы с детьми не всегда эффективны. Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом» обучения, т.е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса). Исходя из этого, мой выбор остановился на следующих современных образовательных технологиях, на основе которых я выстраивала свою работу.

Квест-технология;

Элементы ТРИЗ-технологии: работа по закрытой картине.

          Цель моей работы – это формирование партнерских навыков, социально-коммуникативных качеств во взаимоотношениях педагог-ребенок, ребенок-ребенок, стимулирование речи детей через познавательно-исследовательскую деятельность, а также обеспечение равных стартовых возможностей их обучения в школе.  

         Мной были поставлены образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, из которых необходимо выделить основные:

Развитие познавательных, творческих способностей, мыслительных операций, самостоятельной поисковой деятельности детей.

Стимулирование разных видов речевой активности: монолог, диалог, ЗКР, лексико-грамматическое развитие

Формировать партнерские навыки, во взаимоотношениях педагог-ребенок, ребенок-ребенок.

          Работа по определению и внедрению технологий была выстроена в несколько этапов:

Подготовительный этап (аналитический, мотивационно - целевой)

             В результате изучения современных тенденций в области педагогики, анализа данных психолого-педагогической диагностики детей ДОО, я выявила основные механизмы речевого нарушения, выраженность речевой и неречевой симптоматики, возможные этиологические и патогенетические факторы речевых расстройств.

Основной этап (практический, внедрение образовательных технологий)

            Современный учитель-логопед, выстраивая свою работу, не должен забывать об основных видах деятельности детей дошкольного возраста, а именно: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной в соответствии с ФГОС ДО. Это и обусловило выбор квест-технологии.

            Выбор сюжета квеста диктовался календарной или проектной тематикой, решением конкретной педагогической проблемы, а также заинтересованностью детей по изучающей теме.

            Для того чтобы поставить ребенка в позицию думающего человека, способного правильно и четко формулировать и высказывать свои мысли, я начала применять элемент ТРИЗ-технологии: работа по закрытой картине (спрятанному предмету).          

            Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

           «В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной, и дошкольники постигают основную коммуникационную сущность вопроса как одного из главных компонентов речевого общения» [1, с.27].

             Во время внедрения образовательных технологий,  я  стараюсь организовать взаимодействие детей: косвенно помогаю детям, подсказываю в случае любого затруднения, эмоционально реагирую на успехи детей.

    3.      Заключительный этап (подведение итогов).

            Так как работа в данном направлении не закончена, то хотелось бы сказать о моих промежуточных результатах, которые я определила, исходя из целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.

            В результате использования квест-технологии наблюдалась положительная динамика в освоении детьми основной функции речи – коммуникативной. Участники проявляли активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учились договариваться друг с другом, распределяли обязанности, действовали как команда. Применение этой технологии положительно отразилось на развитии памяти, внимания, аналитических способностей. Также при применении квест-технологии мне удалось решить конкретные логопедические задачи: совершенствование лексико-грамматического строя речи, формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие диалогической речи.

Работа с закрытой картиной помогла научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

У ребят заметно пополнился словарный запас, улучшилась монологическая и диалогическая речь, что проявилось в умении детей составлять описательные и сюжетные рассказы, вести диалог.

            Мой опыт использования этих технологий говорит о положительных результатах данной работы, которые прослеживаются в динамике речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи, а также в повышении мотивации к занятиям, познавательной активности и самостоятельности воспитанников.

            Применение в комплексе вышеназванных технологий позволяет подойти к проблеме образования детей с тяжелыми нарушениями речи целостно.

Список литературы:

  1. Капитовская О.А., Плохотнюк М.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: Пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с.
  2. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1: в 2-х частях. Ч. 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247
  3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

Формирование предпосылок коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время  её актуальность о...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....