Оберег для дома «Подкова» в технике «Тестопластика»
план-конспект

Открытое занятие для детей с ОВЗ с приглашением родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx46.86 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_zanyatiyu.pdf1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие для детей с ОВЗ с приглашением родителей

Оберег для дома «Подкова» в технике «Тестопластика»

Направление: декоративно – прикладное.

Характеристика группы детей: дети с ОВЗ, третьего года обучения, 9-14 лет, в количестве 6 человек, с включением детей, проявивших желание заниматься на данном занятии (друзья, родственники детей из основной группы), в количестве 2 человек, родителей.

Тема раздела программы: Работа с соленым тестом.

Цель: посредством лепки из солёного теста создать условия для развития творческих способностей детей при изготовлении оберега в виде подковы.

Задачи:

1.Расширять и углублять знания о народной культуре, оберегах;

2.Развить навыки по изготовлению оберега;

3.Учить творчески подходить к работе,  развивать фантазию, пространственное воображение;

4. Воспитывать  чувство сопричастности к истории и культуре своего народа;

5.Привлечь родителей к совместной деятельности.

6.Получить эмоциональное удовольствие от работы. 

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): 
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, энциклопедий, в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета.

 Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации (умение сотрудничать и вступать в диалог с педагогом, сказочным персонажем);  формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные: познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  ориентация на понимание причин успеха в образовательной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль;  принятие установки на здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты:

Личностные умения:

- обучающиеся получат возможность для формирования устойчивого учебно-познавательного интереса к новому материалу по теме «Оберег» и способам изготовления сувениров,

- формирование креативной компетенции, через вовлечение детей в познание истории русской культуры, осознанных устойчивых эстетических предпочтений,

-у обучающихся формируется понимание причин успеха в образовательной деятельности, необходимости анализа работы,

- формирование здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные умения:

- обучающиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

- контролировать и корректировать свою работу,

- оценивать результат выполненного задания.

Коммуникативные умения:

- формирование коммуникативной коммуникативной компетенции, через использование приобретенных навыков: умения слушать и воспринимать речь педагога, ответы других детей, строить монологические высказывания, задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Предметные умения:

- обучающиеся научатся изготавливать оберег «Подкова» в технике «Тестопластика».

Методическое оснащение занятия:

Образцы оберегов, подкова, презентация, тесто разных цветов (жёлтое, красное, синее, зелёное, коричневое, оранжевое), стека, скалка, шаблон подковы, кисть, ёмкость с водой, клеёнка, салфетка, поднос  под тесто (по числу детей),  шляпа с листочками – высказываниями, поднос под итоговые работы, корзинка с грецкими орехами, компьютер,  мультимедийное оборудование, аудиозапись «Попурри на тему русских народных песен».

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации занятия: фронтально -  индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, практический, театрализация, использование ТСО, индивидуальный контроль, поощрение.

Использование новых образовательных технологий: технология дифференцированного обучения.

Хронометраж  занятия: 45 минут.

Структура занятия:

1.Организационно - подготовительный этап  – 16 минут.

2.Основной этап – 25 минут.

3.Итоговый этап – 4 минуты.

Рекомендуемая литература: А.Э. Шептуля «Обереги своими руками: укрась и защити свой дом». – М.: Эксмо, 2006. – 64.


Название этапа

Задачи

Содержание занятия

Примечание

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

 Организационно - подготовительный

Цель: включить детей в продуктивную обучающую деятельность.

Задачи:

- создавать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в образовательную деятельность,

- активизировать мыслительную  деятельности,

-обеспечить готовность обучающихся  к очередному этапу работы.

Методы: словесный, театрализация,

использование ТСО.

Педагог - Добрый день,

      ребята – дети!

      Уважаемые взрослые!

      Интересного на свете

      очень много есть у нас.

      Вот и гость пришел как раз…

Домовенок  – Здравствуйте, детишки, матушки и батюшки!

А вы, кто такие будете?

Педагог  – Мы сейчас расскажем.

Приветствуют педагога.

Приветствуют Домовенка.

Дети читают стихи.

1 ребенок –

 Мы ребята смелые,

 Шумные, умелые.

 Можем резать,  рисовать

 И коллажи создавать.

2 ребенок –

 С вежливостью мы знакомы-

 Она нужна здесь и дома.        

3 ребенок –

С яркими цветами дружим

И искусству верно служим.

4 ребенок –

На занятиях у нас

Трудолюбивым надо                      быть, старательным,

 Аккуратным и  внимательным.

А еще деталь важна – здесь фантазия нужна!

Появляется Домовенок

Слайд 1.

Педагог – В самом прекрасном и живописном уголке мира – Алтайском районе, селе Алтайском, живут вот такие замечательные ребята.  Они занимаются в детском объединении «Надежда» и  крепко дружат с детско – юношеским  центром.

С ребятами мы встречаемся каждую неделю и изучаем основы декоративно – прикладного творчества.

-  Ребята с удовольствием  работают с разными видами  бумаги. Изготавливают открытки к праздникам, сувениры, игрушки.

- Это коллективная работа «Дары осени» выполнена из бумажной салфетки.

-Дети любят работать пластилином -  поделки получаются яркими и пальчики  трудиться активно.

- Соленое тесто тоже вызывает восторг у детей. В нашей группе это любимый вид деятельности.

- Дети дружат с иголочкой. Первые свои стежки они учатся выполнять на картоне.

- Еще весело и  с пользой проводят свободное время, в дни каникул.

На праздниках и чаепитиях дети отдыхают и учатся быть культурными, вежливыми.

- В культурную программу входит обязательное посещение выставок,  которые  постоянно действуют в нашем детском центре, совершают экскурсии в  районный  краеведческий музей.

- Воспитанники принимают участие в выставках, конкурсах, проектах различного уровня.  Это краевой проект «Творческий марафон», проект «Голос ребенка», Всероссийские дистанционные конкурсы «Подводный мир», «Дары осени» г.Самара, районные конкурсы ДПТ «Зимние узоры», «Вселенная детского творчества».

       

       

Внимательно слушают педагога.

Рассматривают слайды.

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

 Слайд 7.

 

Слайд 8.

Домовенок  - Да, теперь я вас припоминаю (разглядывает детей).

Педагог  - А ты сам, то кто такой будешь?

Домовенок  - Я – Домовенок, живу в вашем кабинете много лет. За хозяйством слежу, наблюдаю за всеми вами, как вы трудитесь  на занятиях, а иногда и шалите.

Ай – я – яй!

Домовенок – Обожаю я в свободное от работы время кроссворды да загадки разные разгадывать.

Педагог  - Вот сейчас, я тебе загадаю загадки про наши инструменты, которыми мы работаем на занятии. Отгадаешь?

Домовенок  – Отгадаю легко!

Педагог –

       Смотрите: мы раскрыли пасть,

       В неё бумагу можно класть.

       Бумага в нашей пасти

       Разделится на части.

(ножницы)

Домовенок  – Не знаю. (Чешет затылок)

Педагог – Дети, помогайте!

Педагог  – Не игрушка, не зверюшка

       Пробежит – оставит след.

       И всегда подставит ушко,

       Если в ушке нитки нет.

       Из родни – лишь ёж да ёлка.

       Это – швейная ...(иголка)

Домовенок  – Не знаю (чешет затылок).

Педагог  – Дети, помогайте!

Отвечают на поставленный вопрос.

Отвечают на поставленный вопрос.

Педагог  – Если ты его отточишь,

       Нарисуешь все, что хочешь!

       Солнце, море, горы, пляж.

       Что же это?..

( карандаш)

Домовенок  – Не знаю (чешет затылок).

Педагог  – Дети, помогайте!

Домовенок  – Молодцы! А инструментами можно баловаться? (нет)

– А почему?

- Вот здорово! Эти знания и мне пригодятся.

– Говорили тут детишки, что с вежливостью знакомы.

Педагог  – Да, наши ребята, на занятиях не только мастерят поделки, но и учатся быть вежливыми и внимательными к окружающим.

Домовенок – Как докажите!

Педагог  – Мы сейчас поиграем в «вежливую» игру «Доскажи словечко».

Ребята, закончите мои предложения, доскажите словечко.

Игра «Доскажи словечко»

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо).
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).
  • Когда нас бранят за шалости, мы говорим… (прости, пожалуйста).
  • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Отвечают на поставленный вопрос.

Дети рассказывают правила ТБ при работе с инструментами. Актуализация знаний по правилам ТБ.

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Осуществляют взаимоконтроль.

Дополняют предложения вежливыми словами. Осуществляют взаимоконтроль.

Домовенок – Молодцы! Много вежливых слов знаете.

Как же вы мне нравитесь, ребята! Обещаю вам помогать на занятиях, оберегать от плохих оценок.

Педагог  – Домовенок, а кто же ребятам дома  помогать будет?

Ты, наверное, знаешь интересные приметы и хитрости для того,  чтобы в доме всегда было хорошо - уютно, радостно, покушать было что, да болезни и хвори, чтобы в доме не водились.

Домовенок – Конечно знаю! В каждом доме должен быть оберег.

Педагог – Оберег, ребята,  – это предмет, оберегающий, охраняющий людей, жилище  от чего-либо неприятного, талисман.

Домовенок  – Оберег лучше изготавливать своими руками и в хорошем настроении.

Сделайте сегодня оберег, и ваш дом будет под надежной охраной, да и подарок будет отличный.

Педагог  – Ребята, Домовенок советует нам изготовить оберег для дома. Вы согласны? (да)

Домовенок – Сделайте, не пожалеете! А я вам дарю вот эту корзинку с орешками, вдруг пригодится в работе. До свидания!

Слушают.

Слайд 9.

 

Вручает корзинку с орехами детям.

Основной

Цель: изготовить оберег в форме подковы.

Задачи:

-расширить знания об оберегах,

- развивать творческие способности,

- развивать мелкую моторику рук,

- развивать внимание, память,

- развивать мыслительную деятельность, речь,

- создавать условия для воспитания аккуратности при работе с цветным тестом, воспитывать самоконтроль,

- воспитывать чувство сопричастности к культуре своего народа.

Методы: словесный, использование ТСО,практические, индивидуальный контроль, поощрение.

Педагог -  Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов, ни один дом на Руси не обходился без них. Люди верили, что обереги охраняют их от хищных зверей, стихийных бедствий, болезней, от людей, которые приходя в дом, могли пожелать неприятности. Наши далёкие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы. Их искренняя вера в чудесные возможности таких простых и привычных вещей как веник, венок, подкова, лапти, ложка, топор  нашла своё отражение в оберегах.

Домашние обереги были призваны охранять покой и мир семьи, нести добро и удачу, а также использовались в качестве сувениров для украшения дома и в виде подарка.

Наша жизнь изменяется – изменяется жилье, посуда, бытовые условия, но неизменным во все времена остается стремление уберечь свой дом от бед.

Вот и мастерили своими руками обереги, вкладывая душу, любовь, тепло и самые хорошие пожелания, для того человека, кому он предназначался.

Уважаемые родители, поделитесь с нами той информацией, которую вы приготовили вместе с детьми дома.

Слушают педагога. Дополняют, уточняют.

Елена Васильевна и дочь Настя – информация об обереге «Ложка»,

Наталья Алексеевна и дочь Маша – информация об обереге «Лапти»).

Слайд 10.

Педагог – Спасибо за интересные сведения об оберегах, которые являются частью народной культуры.

Мы сегодня на занятии изготовим очень интересный и красивый оберег «Подкова».

Издавна считалось, что найти подкову – это  на счастье. Богатые люди, хвастались друг перед другом, своим богатством, и даже подковывали лошадей не только железными, но и серебряными и даже золотыми подковами. И конечно найти драгоценную подкову было счастьем, потому что ее можно было выгодно продать.

Посмотрите, как выглядела настоящая подкова.

Сейчас вряд ли кому – то повезет найти подкову.

Но мы можем сделать ее сами.

Нужно помнить, что подкову над входной дверью со стороны улицы вешают «рожками» вниз. Тогда, якобы, вся нечисть будет соскальзывать по рожкам в землю и в дом не попадет.

А вот в  доме подкова должна висеть «рожками» вверх, образуя тем самым чашу, желая:       « Пусть дом ваш будет полной чашей, и счастье будет полным ваше!»

Обереги украшают разными элементами, которых может быть до 12 штук, и каждый из них имел свое значение.

Рассматривают подкову, исследуют тактильно.

Слушают педагога.

Слайд 11.

Демонстра-ция подковы.

Слайд 12.

Педагог  –  Давайте рассмотрим вот этот оберег в форме подковы.

Какие элементы украшают его?

  • монеты – успех в делах;
  • фасоль – богатство в доме;
  • семечки подсолнуха – семейное счастье, гостеприимство, энергия солнца;
  • чеснок – от нечистой силы;
  • ягоды шиповника – символ крепкого здоровья;
  • семена тыквы – символ плодородия;
  • мешковина – достаток, изобилие;
  • кукуруза – символ здоровья у детей, сплоченность семьи;
  • мак – исполнение желаний;
  • лавровый лист – слава и успех;
  • гречка – плодородие, достаток;
  • выпечка – богатство в доме;
  • красный перец – горячая любовь, мужской символ.

Педагог  –  Вот другой оберег в форме панно. Он включает в себя подкову с домовенком и украшенный веничек. Веник оберегает от проникновения в дом зла.

Педагог  – Сегодня мы изготовим оберег в форме подковы, в технике «Тестопластика».

Вот тут  и орехи Кузины пригодятся нам, будем  пальчики разминать.

Отвечают на поставленный вопрос.

Рассматривают слайд.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Слайд 13.

Приложение 1

Слайд 14.

Пальчиковая игра «Орехи» 

В руки я орех возьму

И немного покручу.

Так, так и вот так.

Я орешек покручу.

Я в ладошку положу

Крепко я его сожму.

Пальчики трудитесь,

Детки не ленитесь.

Ребята, как вы думаете из какого материала можно вылепить оберег? Из чего будет состоять ваш оберег?

 Посмотрите, какой он, может быть. Какие способы  лепки вы будете использовать? Какого цвета тесто лучше выбрать? Напомните, чем склеиваем тесто? Подумайте, что будет ещё на вашем обереге?

Займемся подковой. Это основа нашего сувенира. Она не должна быть тонкой, чтобы не сломалась, но и толстой, чтобы хорошо просохла и выглядела красиво. Ее можно вылепить самостоятельно или опираясь на шаблон-основу.

Возьмем кусочек теста, раскатаем «колбаску» длиной15-18 см,  согнем в виде петли.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику – проговаривают слова, выполняют  движения по тексту.

Оформляют свои мысли в устной речи.

Рассматривание слайдов.

Отвечают на поставленные вопросы, используя терминологию по изучаемому курсу. Осуществляют взаимоконтроль. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Самостоятельная работа обучающихся. Самоконтроль.

Повторить 2-3 раза.

Приложение 2.

 Слайд 15.

Аудиозапись «Попурри на тему русских народных песен».

Заготовку слегка приплюснуть и сформировать подкову. Вверху «рожек», используя стеку, сделаем сквозные отверстия. Впоследствии в них мы проденем льняной шпагат,  который послужит креплением для оберега. Внешний и внутренний край подковы украсим оттиском, который оставляет стержень ручки, имитируя очертания гвоздиков. Основа оберега «Подкова» готова.

Давайте на минуточку отвлечёмся, разомнемся, а затем продолжим работу.

Физкультминутка «Делай так!»

Повторяйте за мной:

«Если весело живётся, делай так!

Если курица клюётся, делай так!

А ворона распоётся, делай так!

Если соня вдруг проснётся, делай так!»

Немного отдохнули, а теперь приступаем к работе!

Оберег будет красивее и «сильнее», если мы его украсим разными элементами. Мы их так же вылепим из соленого теста. Предлагаю, обратить внимание на дары природы. Вот некоторые символические значения:

  • вишня – символ добродетельности,
  • яблоко – символ любви и радости,
  • морковь – защита от негативных эмоций,
  • фрукты – долголетие,
  • ягоды, дары природы – символ урожая в хозяйстве,
  • рябина – женская красота и молодость.

Взаимодействие с педагогом.

Дети выполняют движения:

- наклоны головой в стороны,

- наклоны головой вперёд-назад,

-сжимание – разжимание пальцев

-поднятие рук вверх.

Слушают педагога. Сохраняют учебную задачу. Самостоятельная работа обучающихся.

Дети лепят элементы по желанию, украшают оберег. Оформляют свой творческий замысел в декоративной работе. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

Повторить 3 раза.

Итоговый

Цель: подведение итогов  занятия, оценка деятельности.

Задачи:

- самоанализ деятельности и её  результатов,

-поощрение детей за работу на занятии.

Методы: словесный, поощрение.

Педагог - Давайте посмотрим на все обереги, какие они получились яркие, красивые и все разные. Мне понравилось как расположены… Какие выбраны цвета… Качество работы… Верно найдены места соединения деталей… Вам, кроме своего, какой оберег понравился? Что, по вашему мнению, удачно получилось?

Педагог - Ребята, расскажите, кому вы подарите  обереги? Я уверена, что вашим родным  понравятся эти  сувениры.

Обереги останутся пока здесь, тесту нужно высохнуть.

Смотрите, Кузя оставил свою шляпу, а в ней какие-то листочки. Ребята, берите по два – три листочка. Предлагаю их прочитать и продолжить высказывания.

Игра «Шляпа».

1.сегодня я узнала…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. мне понравилось …

5. я поняла, что…

6. теперь я могу…  

9. я научилась…

10. у меня получилось …

11. я смогла…

13. меня удивило…

14. занятие  дало мне для жизни…

15. мне захотелось…

Педагог - С работой все справились, трудности преодолели, молодцы! Существует множество других оберегов, о них мы с вами поговорим на других встречах. Советую вам посмотреть и почитать книгу Анжелы Шептуля «Обереги своими руками».

Дети демонстрируют работы,  разложив их  все вместе. Рассматривают, осуществляют анализ выполненных работ, самооценку, взаимооценку.

Обмениваются впечатлениями.

Дети продолжают высказывания, обмениваются впечатлениями, слушают ответы.

Оформление выставки детских работ.

Рефлексия.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект запнятия кружка по теме: "Оберег - защита дома"

Ознакомление детей с понятием "оберег", его функцией - защитой (обереганием), с композицией оберега и значением его элементов....

Мастер-класс «Мешочек счастья. Оберег для дома».

Мастер класс для детей с ОВЗ по созданию мешочка счастья, оберега для дома. Целью является знакомство с историей возникновения оберегов,научить самостоятельному выполнению работы....

Мастер класс "Оберег для дома"

Искусство гармонизировать пространство вокруг себя существует тысячи лет и помогает создать в доме благоприятную атмосферу.  Наши прародители, славяне знали, сделать атмосферу в доме благополучно...

Проект : «Изготовление оберега для дома» (Домовёнок, подкова)

творческий проект по изготовлению оберега для дома...

Конспект открытого занятия «Народные поверья. Оберег своими руками - подкова»

Привитие интереса и любови к казачьим традициям, как средству формирования семейных и нравственных ценностей в воспитании и развитии детей. Изготовление изделие - оберег для украшения интерьера дома....