Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Цветовой круг".
план-конспект урока

Куделина Ольга Ивановна

Цель урока: ознакомить обучающихся с цветовым кругом.

Задачи:

 - образовательные: сформировать понятие  о цветовом круге, основных и составных цветах, ахроматических и хроматических цветах, контрастных цветах, тёплых и холодных цветах;

- коррекционные: развивать зрительное восприятие, память, ассоциативное мышление, воображение и слуховое внимание, улучшить мелкую моторику;

- воспитательные: прививать детям любовь и интерес к искусству, художественных вкус.

Оборудование: доска, ноутбук, презентация «Цветовой круг».

Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

развития психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе ГОУ ЯО

Пошехонская школа-интернат

учителя Куделиной Ольги Ивановны

Тема урока: Цветовой круг.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ознакомить обучающихся с цветовым кругом.

Задачи:

 - образовательные: сформировать понятие  о цветовом круге, основных и составных цветах, ахроматических и хроматических цветах, контрастных цветах, тёплых и холодных цветах;

- коррекционные: развивать зрительное восприятие, память, ассоциативное мышление, воображение и слуховое внимание, улучшить мелкую моторику;

- воспитательные: прививать детям любовь и интерес к искусству, художественных вкус.

Оборудование: доска, ноутбук, презентация «Цветовой круг».

Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Повторение ранее изученного (последовательность цветового спектра в радуге).
  4. Изучение нового материала – цветовой круг. Показ презентации «Цветовой круг».
  5. Закрепление (с проговариванием во внешней речи).
  6. Практическая работа.
  7. Физкультминутка.
  8. Игры и упражнения.
  9. Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.

Учитель здоровается с детьми и проверяет их готовность к уроку.

 - Для успешной работы на уроке нам потребуются раскраски, резинка, цветные карандаши. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Чтение учителем стихотворения В.Т. Абрамова «Скажи, скажи, художник»:

- Вы мне скажите, дети:

Какого цвета ветер?

Какого цвета облако

На небе голубом?

Какого цвета песня?

Какого цвета вечер?

Какого цвета радость

Когда с другом вдвоём?

Я думаю, вы скажете,

Что это всё оранжевое

И красное и жёлтое,

Зелёное порой.

И я отвечу просто вам,

Что всё такое разное,

Прекрасное, чудесное,

Лишь потому, что мир вокруг

Для нас вдруг стал цветной.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?

Проводят самооценку готовности к уроку.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают своё мнение, выслушивают мнения других детей.

  1. Актуализация знаний.

 - Правильно, мы будем говорить о цвете, о радуге, о тайне, которую он скрывает.

  1. Повторение ранее изученного.

Учитель выявляет уровень знаний детей.

  1. Кто знает, что такое радуга?

  1. Когда мы можем видеть радугу?

  1. Сколько цветов в радуге?

  1. Какая присказка помогает нам найти правильную последовательность цветов в радуге?
  2. Из двух наборов радуг найдите две правильные радуги (рисунки радуг располагаются на доске).

(Слайд № 2)

  1. Загадки:

а) У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает?

б) Говорила мама Боре:

«Не пойдём сейчас – опасно,

Потому что в светофоре

Не зелёный свет, а …!»

в) Проползла во дворе змея

Чёрная и длинная,

Огород нам поливала,

На работе не зевала.

г) Невелика, рыжевата,

Хвост красивый и косматый,

На дереве живёт и орешки грызёт.

  1. Пальчиковая гимнастика.

 Радуга устроена,

Как пирог слоёный:

Красный цвет, оранжевый,

Жёлтый и зелёный,

Голубой и синий,

Рядом фиолетовый –

Семь цветов у радуги,

Надо знать про это.

  1. А сейчас дети прочитают

Стихи о радуге Е. Измайлова:

Вышла радуга-краса,

Разноцветная коса,

Ленты пёстрые в косе,

А всего их ровно семь.

Дарит их красавица.

Бери, какая нравится!

         Красная

Если красный помидор,

То поспел он, ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно.

Ну, а если красный нос,

Значит, на дворе мороз.

        Оранжевая

Что за мяч оранжевый,

Весело наряженный,

Мячик не резиновый –

Мячик апельсиновый.

       Жёлтая

Жёлтый лимон на цыплёнка похож,

Только вот ног у него не найдёшь.

Жёлтый цыплёнок похож на лимон,

Только растёт не на дереве он.

      Зелёная

Вот кузнечик Кузька,

Зелёное пузико,

Спинка, лапки, голова –

Весь зелёный, как трава.

     Голубая

Нравятся Насте голубые краски,

Голубые платья,

Голубые глазки,

Голубика в лесах,

Дали голубые,

Голубые чудеса

Выбирай любые.

     Синяя

Слышал я, будто стащила синица

В небе лоскутик синего ситца.

Сшила синица из ситца косынку,

Синими стали крылья и спинка.

     Лиловая

Цвет лиловый – цвет сирени,

Цвет фиалок,

Цвет весенний.

Цветёт он и колышется,

И в нём приятно дышится.

Отвечают на вопросы учителя.

- Это цвета, расположенные по порядку.

- Весной, осенью, летом, когда идёт дождь и светит солнце.

- 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Находят две радуги с правильной последовательностью  цветов.

Дети разгадывают загадки:

- Белый.

- Красный.

 - Шланг.

 - Белка.

Дети повторяют движения за учителем.

Дети читают стихи.

  1. Изучение нового материала.

- В простом наборе красок для детского творчества всего 6 цветов. Кто-то удивится: разве можно нарисовать картину, используя только шесть красок?

Можно, для этого надо просто смешивать краски.

- Ребята, какие основные цвета вы знаете? Их всего три. Какие это цвета?

- Правильно – жёлтый, красный, синий.

- А как же получить оранжевый цвет, о котором мы говорили в стихотворении?

- Чтобы получить фиолетовый цвет, нужно…

- Правильно, нужно красный смешать с синим.

 - А чтобы получить зелёный, нужно смешать жёлтый и синий цвета.

Красный, жёлтый и синий – это основные цвета, их нельзя получить путём смешивания других цветов.

Оранжевый, зелёный и фиолетовый – это производные цвета.

(Слайд №3)

Дети слушают, отвечают на вопросы учителя, рассматривают слайды презентации.

 - Жёлтый, красный, синий.

 - Нужно красный смешать с жёлтым.

 - Красный смешать с синим.

Открытие нового знания

Для удобства все эти цвета можно замкнуть в виде кольца, в котором цвета сменяют друг друга. Это цветовой круг, с которым мы сегодня познакомимся впервые.

(Слайд №4, 5)

- Ещё художники делят цвета на ахроматические и хроматические.

(Слайд №6)

Хроматические – это цвета, содержащие цвет (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый).

(Слайд №7)

Ахроматические – цвет не содержат – это белый, чёрный и все оттенки серого, которые мы получаем, смешивая белую и чёрную краски.

Если вы внимательно посмотрите на цветовой круг, то увидите, что напротив синего цвета находится оранжевый.

- Какой цвет находится напротив красного?

- Какой цвет находится напротив жёлтого? 

Такие цвета называют контрастными.

(Слайд №7)

Свойство контрастных цветов заключается в том, что красный рядом с зелёным кажется ещё красней, в свою очередь зелёный – зеленее на фоне красного.

(Слайд №8)

- Зелёный.

- Фиолетовый.

- Цветовой круг обычно делят на 2 части – тёплую и холодную.

Само название говорит, что тёплые цвета мы ассоциируем с теплом, а холодные – с холодом. (Слайд №9)

Назовите тёплые цвета из цветового круга.

Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый, а также те цвета, которые получаются путём их смешивания. Это цвета огня, солнца, которые дают нам тепло. В цветовом круге они находятся рядом. (Слайд №10)

Холодные цвета – это цвета сумерек, зимы, мороза, льда, снега.

Как вы думаете, какие это цвета? (Слайд №11)

А как же зелёный, спросите вы?

- Оказывается, зелёный может быть и тёплым, и холодным. Он не принадлежит ни к одной из круп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зелёный находится на границе этих групп, поэтому всё зависит от того, какого цвета в нём больше. Если жёлтого – это зелёный тёплый, а если синего – то холодный.

Через цвет можно передать настроение. Тёплые цвета дарят нам радость, оптимизм, они возбуждают.

Холодные цвета передают грусть, тоску, задумчивость, они успокаивают. Все мы замечали, как успокаиваемся, глядя на речку.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, а холодные, наоборот,  очень подходят к белому.

- Ребята, людям какой профессии необходимо знать свойства цвета?

А сейчас полюбуйтесь буйством и разнообразием красок в природе!

( Слайды )

Называют цвета.

- Синий, фиолетовый и производные от них.

 - Дизайнерам, художникам, модельерам.

  1. Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Мы делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам

Всё делать по порядку:

Низко приседать (приседание),

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Прыгать и скакать (прыжки).

Выполняют упражнения.

  1. Практическая работа.

А сейчас на ваших раскрасках определите время года и раскрасьте в соответствии с полученными сведениями о тёплых и холодных тонах.

Выполняют практическую работу.

  1. Упражнения и дидактические игры.

  1. Игры на сравнение предметов по цвету.

а) Найди похожие домики.

б) Найди похожие овалы.

в) Найди похожие флажки.

   2.  Игра на пространственную ориентировку.

Учитель начинает предложение – дети заканчивают.

1 серия.

Выше всех летит…(ракета).

Ниже ракеты летит… (самолёт).

Ниже всех летает … (бабочка).

Между вертолётом и бабочкой летит… (птица).

2 серия.

Самолёт относительно вертолёта летит…(высоко).

Самолёт относительно ракеты летит … (низко).

3 серия.

Если птица летит выше бабочки, то бабочка летит… (ниже птицы).

Если самолёт летит ниже ракеты, то ракета летит… (выше самолёта).

4 серия.

Если птица летит выше бабочки, а вертолёт выше птицы, то вертолёт летит … (выше птицы).

Если выше птицы летит вертолёт, а ниже – бабочка, то птица находится… (между вертолётом и бабочкой).

Логические концовки.

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры).

Если красный карандаш длиннее жёлтого, то жёлтый … (короче красного).

Если мячик больше яблока, то яблоко… (меньше мячика).

Дети выполняют задания.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

- С какими понятиями вы сегодня познакомились?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Что не понравилось?

Выставка работ обучающихся.

Оценивание работ.

Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.

Рассматривают работы других ребят, делятся мнениями, оценивают свои работы (самооценивание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"

Цели урока: Коррекционно-развивающие: ·        Развивать мелкую и крупную моторику·        Развивать тактильные ощущ...

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 2 класс. Тема урока: «Восприятие тяжести".

Тема урока: «Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же (одинаковой, равной) массы».Цель урока: формирование умения у обучающихся сравнивать предметы по мас...

Открытый урок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». 4 класс. Тема: Обогащение словаря по теме: «Насекомые».Аппликация «Божья коровка».

Задачи:а) образовательные: расширить словарный запас детей, активизировать лексику детей за счёт употребления существительных по теме «Насекомые» , закреплять навыки словообразования за сч...

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".

Цель урока:  Развивать у  учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...